Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Русская философия: В.С. Соловьев и русская религиозная философия рубежа XIX-XX вв. (Бердяев, Булгаков, Флоренский, братья Трубецкие и др).



Конец XIX - начало XX вв.- недолгая пора расцвета в России религиозной философии в рамках «духовного ренессанса», имевшего свои эквиваленты, как известно, и в русском искусстве (поэзия, живопись, балет и т.д.). Хронологические рамки русского "духовного ренессанса" понимаются неоднозначно. Одни ученые (Ф. И. Гиренок) их сужают, датируя от 1900 (год смерти В. С. Соловьева) до 1918 (год смерти В. В. Розанова), а время эмиграции относят к «постренессансному периоду", другие раздвигают эти рамки в обе стороны. Ни до, ни после этой яркой эпохи наша страна не выдвигала одновременно столько крупных и оригинальных мыслителей; деятельность многих из них продолжилась в эмиграции. Это - Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, Л- И. Шестов, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский, В. В. Розанов, И. А. Ильин, Г. П. Федотов, Вяч. И. Иванов и др. Их взгляды были различны и спектр их творческих поисков очень широк, но у этого движения был свой «центр притяжения" - «философия всеединства», созданная В. С. Соловьевым (1853-1900). Главная заслуга Соловьева - в систематизации накопленного русской и мировой философской мыслью теоретического материала, в попытке осуществить его всеобъемлющий синтез в форме яркой и оригинальной философской системы,- в ней в развернутом виде представлены онтология, гносеология, антропология, философия истории (включая и представления о будущем России), этика и эстетика. Основу онтологии Соловьева составляет Абсолют, понимаемый как "положительное всеединство», т. е. как содержащий в себе все возможности становления и развития сущего и одновременно осуществляющий их, или «Все и Ничто". Реальный же мир-результат «отпадения» от Абсолюта, его перехода в нечто материальное. Соловьев стремится сблизить Бога и мир, Творца и творение. Так обозначается гуманистическая доминанта «философии всеединства», ядро которой,- выяснение смысла жизни и назначения человека, определение границ высот его духовности. Но, по Соловьеву, «богонравность» не дана человеку изначально, он к ней может прийти только через активные действия, преодолевая свою греховность. На этом пути его подстерегают соблазны и искушения ( искушения плоти, духа и власти). Приближаться к Богочеловеку следует сообща, соборно.

Без любви, сочетающей в себе чувство личной ответственности за судьбы мира и индивидуальную духовно-нравственную свободу, не может быть цельного мировоззрения и эффективной жизненной практики, достойной человека. Так соединяются в «цельном знании" знание и вера, личное и «вселенское", логика и интуиция, гносеология и аксиология, теория и личная практика, истина и нравственность, конечное и бесконечное, смысл, цели и назначение человеческой жизни. Реализуется, иными словами, стремление Соловьева быть одновременно и философом знания, и философом культуры, и философом жизни. На этих базовых принципах Соловьев разработал проект создания всемирного политически и религиозно единого человеческого сообщества («вселенская теократия"), твердо веря в торжество на земле обрисованного выше идеала. Но, обладая даром предощущать великие потрясения и катастрофы, которые стали трагической реальностью в XX в., а также констатируя глубокое неблагополучие во всех сферах общественной жизни и нарастающую силу зла (и личного, и мирового), он незадолго до смерти высказал пессимистические оценки будущего и пришел к выводу о грядущем «конце истории» (эсхатологизм). Из плеяды мыслителей «духовного ренессанса» остановимся на взглядах его виднейшего представителя и выразителя Н. А. Бердяева (1874-1948). Мотивы внутренней свободы и самоценности личности отчетливо звучали уже у Соловьева, в воззрениях же Бердяева они резко усиливаются, что объясняется теми новыми реалиями (фашизм, сталинщина, вторая мировая война и т. д.), с которыми непосредственно пришлось столкнуться мыслителю. Эти реалии обостряли в Бердяеве мысль о безусловном зле любого насилия в истории и убежденность в том, что любая форма общественного жизнеустройства оправдана лишь в том случае, если служит свободному человеку. Отсюда и учение его-«философия свободы». «Свобода для меня первичное бытие» (Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии),- пишет он, принимая ее за главную и исходную идею, она - решающее звено при решении всех проблем; сама судьба человека в созданном им мире зависит от того, как он понимает свободу и умеет ею пользоваться. Какой смысл Бердяев вкладывает в это понятие. Как идеалист, он имеет в виду лишь духовную свободу, свободу сознания человека, усматривая в ней существо личности. Личность и есть, по Бердяеву, свобода ее духа Как религиозный мыслитель, он рассматривает свободу как факт мистического опыта, она существует до бытия (и в этом смысле является «безосновной») и не может быть выражена в рациональном понятии. Это - абсолютная и только моя свобода, и даже Бог не властен над нею, полагает Бердяев- В содержательном же плане это - «моя независимость и определяемость моей личности изнутри», "моя творческая сила», «мое созидание добра и зла". Все последующее содержание философии Бердяева - это драма утери (в акте "грехопадения", или восстания против Творца) человеком своей свободы и долгого, тернистого пути ее обратного возвращения, но уже как осознанной и выстраданной всем личным опытом. Причем, следуя традиции В. С Соловьева, Ф. М Достоевского, Л. Н Толстого, Н Ф. Федорова. философ вычленяет прежде всего этический аспект проблемы, видя стержень ее в «трудности выбора", т. е нравственного решения- Собственная же специфика философии Бердяева выражена в настойчивом подчеркивании творческого начала человеческого духа, в силу чего свобода и творчество оказываются фактически синонимами. Вот ход рассуждений Бердяева. Человек - носитель абсолютной свободы, или свободы "от чего-либо»; но фактически он совсем не свободен, ибо подчинен необходимости Как это стало возможным? Или - как возникает грубоматериальный. порабощающий человека природный и социальный мир? Он, по Бердяеву, есть результат «объективации", или направленности нашей духовности не «вовнутрь», к собственным глубинам, а "вовне", что ведет к превращению ее в объект, в предметность. Это неистинный мир человека, потерявшего свободу Такой мир подчиняет себе человека или провоцирует на бунт. Но и послушание, и бунт равно есть рабство; в природном мире его высшее выражение - смерть, в социальном - господство массы над личностью, количества над качеством, ситуация, когда человек выступает не от себя, а как статистическая "единица" коллектива, скованная его нормами и правилами и вынужденная решать возникающие проблемы не по совести, а исходя из принадлежности к коллективу. Где же выход7 Как покончить с несвободой и вырваться из пут «объективации"? Путь к спасению, по Бердяеву, указан Богом, явившим людям пример Христа с его жертвенной любовью, вооружающей свободу высшими жизненными ценностями и потому дающей ей истинную направленность. Так изначальная абсолютная свобода "от" заменяется свободой «для» - принятием в себя высшего добра и жизнью под знаком этого высшего добра. Обретается эта более высокая свобода в акте творчества, в ходе которого человек, создавая новое, расшатывает мир «объективации», вносит в него одухотворение, приближая и его, и себя к Богу. Но и творчество как таковое, подчеркивает Бердяев, не устраняет драматизма и даже трагизма человеческой судьбы. Оно само внутренне противоречиво" с одной стороны, творчество как сущность духа бесконечно и направлено на избавление нашего мира от зла, а с другой - совершаясь в этом мире, оно распадается на отдельные, конечные акты «объективации" и потому полностью подвержено его действию и пропитывается злом и несвободой (в своих продуктах). Так Бердяев приходит к идее кризиса культуры и ее перерождения в цивилизацию Этот кризис он усматривает уже в культуре Возрождения, когда человек, отходя от христианских ценностей, оказывается «отпущенным на свободу человекобожия» (антипод «богочеловечества»), когда «центром бытия» становятся не духовные, а природные и социальные силы, т е., по Бердяеву, низшие, а не высшие Отход этот завершает эпоха Просвещения, а Новое время уже предметно демонстрирует торжество низших сил в технике как одном из выражений цивилизации Обеспечивая экономическую эффективность, техника в то же время безразлична к характеру своего использования (на добро или зло), ставит человека в зависимость от себя (он придаток техники), главное же - сбивает огромные массы людей в организованные безличные коллективы создавая условия для установления тоталитарных режимов. Сама культура лишается духовности, ее заменяют низменные инстинкты (при этом Бердяев ссылается на Фрейда) или экономика (марксизм), вечные человеческие ценности и свободное творчество оказываются чуждыми массе, и воцаряется всеобщее варварство и посредственность. Это и есть «цивилизация", ее крайнее выражение - «коммунизм», как он реализовался в России Цивилизация, по Бердяеву,- последнее звено всемирной истории, предвозвестник ее конца; как и Соловьев, Бердяев завершает свое учение эсхатологическими выводами. Многое в этом учении спорно и даже неприемлемо. Но нам близки тревоги и предостережения Бердяева, его обличения мира отчуждения, где масса господствует над личностью, утрачивающей свою индивидуальность и полностью подчиненной конформистским установкам, где демократические лозунги оборачиваются практикой тоталитаризма и где результат человеческой деятельности (техника, государственная власть, суррогаты коллективности, стандарты образа жизни и пр.)господствует над творцом. превращая его в нечто творимое и несамостоятельное Защита человека и его свободы, идея самоценности личности - главный вклад Бердяева в гуманистическую традицию русской и мировой культуры, хотя он и резко критиковал некоторые аспекты светского гуманизма ради «христианского персонализма". О других философах русского «духовного ренессанса"

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.