Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Русская философия: ее специфические особенности. Филосовские идеи в культуре Древней Руси. Исихазм как духовная ценность православия. Идея Москвы как «третьего Рима».



В недавнем прошлом история русской философии искажалась и обеднялась - сводилась преимущественно к истории материализма, выстраивавшейся, к тому же по уже знакомой нам идеологической схеме - как «путь к марксизму». Не учитывалось в должной мере, что в России всегда была сильна традиция религиозно-идеалистической философии с ее богатейшими наработками применительно ко всей проблематике бытия и сознания, но особенно они значительны в сфере нравственности и гуманизма, что, конечно, не должно приводить к другой крайности - к поглощению русской философии православием. Необходим, следовательно, объективный подход, который, нацеливая на выявление самобытного характера русской философии, не игнорировал бы факт разнообразных идеологических влияний на нее но и не превращал бы установление его в самоцель. Русская философия складывалась под влиянием социокультурных процессов. происходивших в стране, и достижений мировой философской мысли. Запоздалый исторический старт страны (совпал с европейским Средневековьем) обусловил ориентацию на религию (православно-византийскую), но без опоры на собственную рациональную культуру, ибо ее не было (на Западе она была - античность). Но была исходная языческая культура со своими привычными традициями и обрядами и своим достаточно прочно отложившимся особым типом мышления и мировосприятия, характерными чертами которого Г. П. Федотов считал общинную мораль, предпочтение иррационального и недоверие к расчету, организованности, законченности форм. И принятие Русью в 988 году христианства в форме византийского православия не привело к вытеснению этой культуры, а наложилось на нее. Более того, под влиянием славянской дохристианской культуры само византийское православие у нас существенно трансформировалось; поэтому, говоря об изначальной религиозной основе русской философии, следует иметь в виду не византийское православие, а российский вариант его. Другая особенность русской философии - пристальное внимание к социальной проблематике, попытки давать «рецепты" переделки общества, построения моделей будущего развития страны. Корни этой особенности - в том факте, что русская философская мысль формировалась и развивалась в теснейшей «увязке» с острейшими социально-политическими и идейными коллизиями, потрясавшими страну, и в страстном желании предложить российскому народу гуманнейший выход из них; «ответы" же, дававшиеся мировой практикой, казались недостаточными. Это объясняет и жгучий интерес российских мыслителей к уяснению специфики исторического пути России, а он не укладывался ни в западные, ни в восточные схемы развития, но своеобразно соединял в себе элементы восточных, западных и собственных структур В этом же ряду, по Н. А. Бердяеву, «народопоклонство» русской философии и нравственная точка отсчета во всех ее теориях и построениях, подход к человеку как к высшей не только земной, но и вселенской (космической) ценности. Следует отметить также широкое использование отечественными мыслителями для выражения своих философских идей возможностей искусства, публицистики, литературно-художественной критики. К этому вынуждала, как известно, жесткая цензура; подобная форма выражения, впрочем, имела и свои преимущества - наряду с популяризацией идей она способствовала лучшей передаче еще одной важной особенности русской философии - ее стремления к целостности и синтетичности. История русской философии насчитывает около тысячелетия; отсчет ведется с даты христианизации Руси, но во вполне самостоятельную отрасль знания она складывается лишь в XVIII веке, до этого философские идеи не выделялись из общей системы религиозного или "житейского» мировосприятия, но они существовали и представляют научный интерес. Один из первых русских мыслителей, выдвигавших философские идеи ,-митрополит Киевский Илларион [конец Х середина XI вв.). В своем «Слове о законе и благодати" он разрабатывает религиозно окрашенную философию истории и определяет место в ней Руси: человечество движется, полагает он, по определенному Богом плану, в соответствии с которым каждому народу суждено пройти две стадии - от Ветхого завета с его «законом», подчиняющим одни народы другим и представляющимся как эпоха рабства, к Новому завету с его «благодатью" - к освобождению от рабства и полному равноправию всех народов, включая и язычников, по мере их приобщения к христианской культуре. Русь, считает Илларион, находится во второй стадии развития, и ей уготована великая будущность. Так закладывались основы русской духовности, того, что позже предстанет как «русская идея". В это же время определяется черта, воспроизводившаяся позже многими русскими философами и восходящая к византийским корням, -тенденция к аскетизму, уходу от земных интересов при сосредоточении внимания на внутренней духовности. Черту эту называют по-разному (исихазм, кенотизм и др.) и по-разному интерпретируют. Ей в определенной мере противостоит линия славянорусского язычества на известную реабилитацию плоти и человеческих страстей. Заостренно она выразилась в новгородской вольнице, где пафос земного и любовь к свободе порой оборачивались, при отсутствии должной дисциплины и самоограничения, склонностью к разгулу и даже бунтарству. Иное - Московская Русь, вносившая в "волю" дисциплинирующее начало, формируя образ спокойной, уверенной в себе силы, враждебной всему показному, с известным налетом фатализма, как основу складывающегося централизованного государства – России. Именно в этом образе исследователи видят "самое глубокое выражение русскости» и именно отсюда, прежде всего, свой мощный импульс получает своеобразная политическая философия выдвигается идея сильной власти, объединяющей всех славян и пекущейся о православии («Москва - третий Рим, четвертому же не бывать")

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.