Свою задачу И. Г. Фихте (1762-1814), видит в том, чтобы держаться единственного и абсолютного принципа, из которого можно было бы логически вывести все его определения. На пути к такому принципу он отказывается от «вещей в себе» Канта. Они, по Фихте, излишни, поскольку непознаваемы, не влияют на «явления» и потому не могут быть их причиной. Так Фихте приходит к абсолютному "я" (т.е. «чистому», вне и до всякого опыта данному и ни от чего внешнего не зависимому), которое у него совпадает с самопознанием и из которого он выводит весь объективный мир. Это позиция субъективного идеализма, и чтобы избежать ее, Фихте различает «я» и «Я»: первое - это сознание отдельного эмпирического субъекта, а второе - абсолютный надындивидуальный дух создающий в процессе самопознания «я». Познается же «Я» в актах интеллектуальной интуиции. Философия для Фихте есть наука, точнее, наука о науке т.е. всеобщая методология частных наук, поэтому и его философская система предстает как «наукоучение», задача которого - «обосновать систематическую форму для всех возможных наук». Сердцевина поиска в области теоретического «наукоучения» - раскрытие соотношения субъекта и объекта в научном познании. Фихте выдвигает три "основоположения", которые ему представляются как безусловно достоверные. Первое выражается в формуле "я" есть «я» и соответствует логическому закону тождества, но оно не просто повторяет этот закон, а включает его в контекст деятельности, «я», по Фихте, изначально деятельно в процессе самопознания оно не просто «есть», а себя «полагает» т.е. созидает. Это пока еще «чистая деятельность», которая одновременно и практическая, и теоретическая, ибо созидать себя «я» может лишь познавая себя, и наоборот. Так познание с самого начала предстает, по Фихте, как единство теории и практики, что устраняет его пассивно-созерцательные трактовки. Второе основоположение конкретизирует «чистую деятельность»: «я» полагает, "не-я" творит всю объективную реальность, которую мы воспринимаем с помощью наших органов чувств. Уже в первом основоположении содержится, хотя и неявно, мысль об изначальном единстве субъекта и объекта, поскольку всякая деятельность предполагает наличие не только ее носителя, но и предмета, на который она направлена. Теперь же это единство не только раскрывается, но и углубляется, ибо активно-деятельным началом оказывается не только субъект, но и объект, т.е. "не-я", поскольку, по Фихте, только этой своей противоположностью «я» приводится в движение, и без такого перводвигателя вне его оно никогда бы не начало действовать. Первое и второе основоположения суть, по Фихте, тезис и антитезис. Третье же предстает как их синтез и звучит так: "Я" полагает «я» и «не-я», а "Я" - это надындивидуальное сверхсознание, создающее и человеческое сознание, и окружающий человека мир. Стремясь придать этому "Я" определенность, поздний Фихте прямо отождествляет его с духовной субстанцией, выступающей у него как «абсолютное знание», или Бог, а это уже - позиция объективного идеализма. Что плодотворного в «общем наукоучении» «Я» Фихте - это, по существу абстракция активного, деятельного общечеловеческого начала в его историческом развитии, те абстракция истории человечества в целом, взятой в культурно-творческом аспекте. И «не-я» как продукт "Я" - это идеальный образ той действительности, которая создана людьми прошлых поколений и нашими современниками и которую принято называть «второй природой» или культурой. Мы живем, особенно в наше время, именно в этом созданном человеком мире, который весьма далек от «первой», нетронутой природы и который не есть вечный мир только, а есть единство творчества природы и сотворчества человека. Фихте, таким образом, подходит к миру как философ культуры, беря его не таким, каким он был до человека (именно это преобладало в философии до него), а таким, каким он стал (и становится) благодаря человеку. Именно в этом аспекте исследуется им диалектика субъекта и объекта, конечного и бесконечного, практического и теоретического.