Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 12 Философия Античности: Платон и его теория «идей»; ее рациональный смысл. Учение об идеальном государстве Платона.



Ученик Сократа Платон (427-347 до н. э.) также исходит из приоритета этики и полагает, что философа должны интересовать прежде всего человек, общество, государство. Но, как и Сократ, считая, что опорой нравственности должно быть достоверное знание, он обращается к онтологии, поскольку истинное знание - это знание бытия. Бытие Платон понимаете позиций объективного идеализма: общее (или единое) в вещах, о котором говорил Сократ, у Платона отделяется от вещей и, выступая в качестве истинного бытия («истинно-сущего»), предстает по отношению к этим вещам как причина, образец и безусловный источник их существования. Характеристики этого бытия (или, по терминологии Платона, «идей») - бестелесность, вечность, неизменность, неделимость, самотождественность (оно всегда остается равным себе). Место его пребывания - «,н ад небеса ные места»; чувственно не воспринимается, ибо не имеет ни качеств, ни формы, постигается лишь разумом- «Идей» множество, они иерархичны, высшая - благо. Это - Бог, который есть совершенное благо, и создавая мир, Он вложил в него это свое качество; познать его - и значит, по Платону обрести подлинное счастье. Это, как видим, этически ориентированный идеализм, в своих основах близкий к религии. . Что же касается чувственно воспринимаемых вещей, то они изменчивы, непостоянны, временны (возникают и гибнут), обладают относительны бытием (они призрачны, являются лишь «тенью идей»). Так, по Платону, налицо два противоположных мира - истинный, но невидимый мир «Идей» и видимый, но призрачный, обманчивый мир вещей. Впрочем, строго говоря, миру «идей» противопоставляется у Платона тте мир вещей, а мир бытия, или «материя», из которой вещи возникают и в которую, погибая, извращаются; она же - причина многообразия вещей и их изменчивости. Бытие и небытие - полярности, но не равнозначные: первенство принадлежит бытию, «идее»; небытие же, хотя и существует необходимо, все же производно от бытия. Сами же вещи - это как бы среднее звено между бытием и небытием, «идеей» и «материей»: они существуют, т. е- обладают бытием, но бытие это неистинное, относительное, преходящее. Соответственно толкуется и познание мира. Это, по Платону, не отражение чувственных вещей в нашем сознании (такое отражение не отрицается, но оно, считает философ, не дает истинного знания, ибо эти вещи обладают лишь неистинным бытием), а "припоминание» (анамнесис) человеческою душою того, что она "видела» в поту сто роннемГмйре «идей» до ее вселения в данного конкретного человека. Впрочем, в наиболее зрелых своих работах," например, в «Пармениде», философ отходит от дуализма «идеи» и вещи и говорит даже о недопустимости изолированного представления об "идеях» вне вещей, поскольку допустить обратное - значит лишить «идею» конкретной определенности, в которой она только и может быть познана. Это - конкретное выражение общей для есей античной философии установки на чувственный космос, из которого человек себя еще не выделяет и при познании которого преобладает единство субъекта и объекта (позже, в Новое время, предпосылкой познания выступит противопоставление, в гносеологическом плане, субъекта объекту). Содержится ли в концепции Платона что-либо рациональное? Здесь в религиозно-идеалистической оболочке содержатся два позитивных момента: учение о сущности и явлении и учение о закономерности. Чтобы объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его «идею", т. е. его понятие, которое схватывает в явлении нечто устойчивое и постоянное, не схватываемое чувствами человека; тем самым указывается на несовпадение чувственного восприятия и мышления и на то, что именно мышлением, умом постигается глубинная основа вещей, их сущность- На этом переходе от явления к сущности и от чувственного восприятия к мышлению «держится», по сути дела, все научное познание. Говоря же об иерархии «идей», Платон подходит к идее мира как единого связного целого, подчиняющегося общей закономерности (или закономерностям); «благо» же, как мы помним, ориентирует на "человеческое измерение» мира. Мы коснулись лишь одного, хотя и очень важного аспекта философии Платона. Более полно ознакомиться с нею можно в соответствующей литературе, здесь же подчеркнем, что в рабйтах Платона философский идеализм впервые получил настолько развернутоеи всеобъемлющее выражение, что в истории философии об идеалистической традиции принято говорить как о «линии Платона»-. Противоположная, материалистическая традиция также складывается в античные времена и известна как «линия Демокрита». Впрочем, в настоящее время высказывается (например; А Радугинум) мнение, согласно которому в античные времена смогла сложиться лишь Идеалистическая традиция; материалистическая же складывается гораздо позже, в XVII-XVIII вв..когда и в ее рамках-четко осознается противопоставление природы и духа, материи и сознания, -\ античных же философов «натуралистического» направления такого противопоставления еще нет. Глубокая критика теории "идей" Платона была дана его учеником - Аристотелем (384-322 до н.э.). В центре этой критики - недопустимость, отрыва «идей» от вещей: "идеи" в форме понятий выражают и естественные свойства вещей, это только наши мысли, или, говоря современным языком, только гносеологические и логические образы вещей, Платон объявляет их самостоятельно существующими где-то в запретом мире, т.е. придает им статус онтологических сущностей. Говоря проще. Платон отделил сущность от того, сущностью чего она является, превратив сущность (общие свойства предметов) в самостоятельное существо, гносеологическое подменил онтологическим. Для познания самих вещей, продолжает Аристотель, эта подмена ничего не дает, ибо об «идеях» Платон ничего нового и дополнительного сказать не может, кроме того, что уже известно о вещах, которым эти «идеи» соответствуют (точнее, предшествуют). Короче, Платон верно подметил, что без общего нет знаний, но общее, оторванное от единичного, бесполезно для знаний и порождает дополнительные трудности в познании.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.