Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В. Общая методика издания фетвы



Как было сказано выше, фетвы издаются посредством иджтихâда, тахриджа и накля. Здесь поясним методику, которой следуют при издании фетв муджтахиды, мухарриджи и мукаллиды.

1. Муджтахиды: издают фетвы, находя путем иджтихâда ответ на поставленный вопрос. Норма по­ставленного вопроса извлекается ими из Корана, Сунны и Иджмâ’. Путем иджтихâда, в свете текстов этих источников, они выносят решение только по вопросам, для которых не могли найти нормы, и возводят свои фетвы к иджтихâду.

2. Мухарриджы: издают фетвы путем тахриджа, то есть выносят решения по вопросу с невыяснен­ной нормойв пределах методов и правил своего мазхаба. Это связано со способностью человека к тах­риджу, знанием высказываний имама мазхаба, к которому он принадлежит, правил фикха вместе с дово­дами, умением рассуждать на основе доводов, знанием вопросов времени, его потребностей, обычаев и тра­диций людей. Мухарридж издает фетву путем тахриджа (выведения) в подобающей форме от имени и за счет имама мазхаба, к которому он принадлежит.

3. Мукаллиды: издают фетвы путем таклида в соответствии с методами и правилами того или иного мазхаба.

Г. аль-Ифтâ в мазхабе мâликитов

В мазхабе мâликитов определен метод аль-ифтâ для муфтия-мукаллида. В этом мазхабе фетва, норма и высказывания делятся на два вида:

1. Ривâйâт (предания) – иджтихâды, которые возводят к Имаму Мâлику.

2. Аквâл (высказывания) – высказывания сподвижников и мнения муджтахидов, последователей Имама Мâлика[188]

Д. аль-Ифтâ в мазхабе ханбалитов

В этом мазхабе фетвы и высказывания делятся на три вида:

1. Ривâйâт (предания) – предания, мнения и нормы, возводимые к Ахмаду бин Ханбалу. Мухарриджы при выведении норм берут за основу эти предания.


2. Танбихâт (наставления) – высказывания, которые прямо не возводят к Ахмаду бин Ханбалу. Эти наставления усвоены мазхабом по-отдельности (слова, иджтихâд), и на них построены новые нормы.

3. Ауджух (лица) – мнения муджтахидов и мухарриджов в мазхабе. Иджтихâды факихов, обладаю­щих правом издания фетвы, относят к мазхабу, представителем (ваджх) которого они являются[189]

Е. аль-Ифтâ в мазхабе шафиитов

В мазхабе шафиитов высказывания и мнения делятся на три вида:

1. Аквâл (высказывания) – мнения, иджтихâды, нормы, возводимые к Имаму Шафи’и.

2. Ауджух (лица) – нормы, извлеченные факихами путем тахриджа.

3. Турук (пути) – спорные нормы, относящиеся к Имаму Шафи’и или другим муджтахидам[190]

Ж. аль-Ифтâ в мазхабе ханафитов

В мазхабе ханафитов иджтихâды и нормы муджтахидов делятся на три вида:

1. Захир ар-ривâйа (ясные предания) – ясные и достоверные иджтихâды, относящиеся к Имаму Абу Ханифе, Абу Йусуфу и Имаму Мухаммаду аш-Шайбани.

2. Навâдир (редкие, неясные предания) – недостоверные высказывания, возводимые к трем имамам.

3. Навâзил, ваки’âт, фетâвâ (события, фетвы) – нормы и фетвы, изданные на основе доводов факи­хами-муджтахидами, жившими после этих имамов.

В ханафитском мазхабе муфтий-мукаллид при издании фетвы должен упомянуть имя муджтахида, фетва которого использована им, и название книги, из которой выполнен накл (передача).

Судья, выносящий решение и муфтий, издающий фетву, должны обращаться к почитаемым в мазхабе книгам. Как известно, в ханафитском мазхабе составлением сборников занимался Имам Мухаммад. Ему


принадлежат книги из серии захир ар-ривâйа и навâдир. Это первоисточники ханафитского мазхаба. Затем были написаны книги из серии навâзил. Правоведы ханафитского толка писали свои книги по фикху, при­нимая указанные первоисточники за основу. А муфтии и судьи издавали фетвы и выносили свои решения, обращаясь к книгам по фикху, написанным в последствии: а) оригинальные тексты (мутун), б) комментарии (шурух), в) фетвы (фатâвâ).

VI. аль-Кадâ (القضاء)

А. Значение аль-Кадâ

В процессуальном праве аль-кадâ имеет два смысла: один узкий, другой широкий.

аль-Кадâ в широком смысле: означает приговор и судебное ведомство. В соответствии с этим значе­нием, аль-кадâ выражает собой формацию, которая распределяет справедливость и функционирование этой формации. Другими словами, это ведомство юстиции, а под функционированием этого ведомства имеются в виду суды, судьи, ведущие судопроизводство, их помощники, процессуальные вопросы в полном объеме.

аль-Кадâ в узком смысле: является одним из элементов широкого смысла этого термина и означает приговор судьи и решение суда. В соответствии с этим значением, решение, принятое судьей в результате судебного разбирательства согласно законам Ислама, называют кадâ или хукм.

Б. Элементы аль-Кадâ (Аркâн аль-Кадâ) (اركانالقضاء)

аль-Кадâ в широком смысле состоит из шести элементов. Дадим краткое пояснение этих элементов.

1. Хукм или Кадâ (решение суда): в исламском общем праве слово хукм имеет два смысла: узкий и ши­рокий.

Хукм в широком смысле: означает государственное управление, различные решения и судебные приго­воры. В этой ситуации хукм включает в себя и значения, содержащиеся в слове кадâ, поэтому имеет более широкий смысл.

Хукм в узком смысле: означает приговор судьи, решение суда. Это наиболее узкое значение слова хукм, и в этом значении оно является


синонимом узкого значения слова кадâ.

2. Хâким или Кâди: лицо, назначенное полномочными органами для разрешения в соответствующем порядке конфликтов, возникших между людьми. Однако, термин хâким имеет более общее значение, чем кâди, так как звание хâким присваивается как кâди, так и губернатору.

3. аль-Махкуму алейх или аль-макди алейх: сторона, против которой вынесено решение.

4. аль-Махкуму лех или аль-макди лех: сторона, в пользу которой вынесено решение.

5. аль-Махкуму бих или аль-макди бих: то, что является темой решения, то есть суть решения, выне­сенного хâкимом в результате судебного рассмотрения.

6. Тарик аль-Кадâ (доводы): путь хâкима к принятию решения и юридические доводы, лежащие в ос­нове принятого решения, их еще называют опорами, поводами решения. Решение хâкима опирается на семь основных юридических доводов: шахâдат (свидетельство), икрâр (признание), йамин (клятва), нукул мин аль-йамин (отказ от клятвы), касâма, карина аль-кâти’а (неопровержимый довод), ‘ильм аль-кâди.

В. Хâким и его полномочие по вынесению решения

Обязанности хâкима (кâди), заключаются в прекращении разногласий, возникших между людьми, сня­тие незаконных обвинений и действий приведением их в соответствие с законом, одним словом, - это уста­новление справедливости. Исходя из этого, будущий хâким должен иметь глубокие познания в юриспруден­ции, знать потребности общественных отношений, запросы населения, общую культуру в степени, доста­точной для понимания обычаев и традиций, обладать характером и моралью для противостояния внешним воздействиям.

Во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), сподвижников (сахаба), современников спод­вижников (тâби’ун) и их последователей (атба’ ат- тâби’ун) кâди назначались их числа муджтахидов. В этот период кâди выносили решения по искам, обращаясь к Корану, Сунне и Иджмâ’. Решения по вопросам, нормы которых не могли быть выяснены из первоисточников, выносились путем иджтихâда и основыва­лись на нем. Итак, в начальный период в силу того, что хâкимы являлись муджтахидами, они были свободны в вынесении решений на основании своего мнения и путем иджтихâда.


Факихи ставили условие перед кандидатами в хâкимы быть муджтахидом, но вместе с тем, они утвер­ждали, что в случае необходимости хâкимом может быть назначено лицо, не являющееся муджтахидом, то­гда решение могло быть вынесено в соответствии с иджтихâдом определенного мазхаба или муджта­хида[191]. В этом случае, в соответствии с квалификацией того, кто выносит решение (хукм), оно делится на три типа:

1. Решение (хукм), вынесенное путем иджтихâда;

2. Решение (хукм), вынесенное путем тахриджа;

3. Решение (хукм), вынесенное в соответствии с иджтихâдом определенного мазхаба или муджта­хида.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.