Как было сказано выше, фетвы издаются посредством иджтихâда, тахриджа и накля. Здесь поясним методику, которой следуют при издании фетв муджтахиды, мухарриджи и мукаллиды.
1. Муджтахиды: издают фетвы, находя путем иджтихâда ответ на поставленный вопрос. Норма поставленного вопроса извлекается ими из Корана, Сунны и Иджмâ’. Путем иджтихâда, в свете текстов этих источников, они выносят решение только по вопросам, для которых не могли найти нормы, и возводят свои фетвы к иджтихâду.
2. Мухарриджы: издают фетвы путем тахриджа, то есть выносят решения по вопросу с невыясненной нормойв пределах методов и правил своего мазхаба. Это связано со способностью человека к тахриджу, знанием высказываний имама мазхаба, к которому он принадлежит, правил фикха вместе с доводами, умением рассуждать на основе доводов, знанием вопросов времени, его потребностей, обычаев и традиций людей. Мухарридж издает фетву путем тахриджа (выведения) в подобающей форме от имени и за счет имама мазхаба, к которому он принадлежит.
3. Мукаллиды: издают фетвы путем таклида в соответствии с методами и правилами того или иного мазхаба.
Г. аль-Ифтâ в мазхабе мâликитов
В мазхабе мâликитов определен метод аль-ифтâ для муфтия-мукаллида. В этом мазхабе фетва, норма и высказывания делятся на два вида:
1. Ривâйâт (предания) – иджтихâды, которые возводят к Имаму Мâлику.
В этом мазхабе фетвы и высказывания делятся на три вида:
1. Ривâйâт (предания) – предания, мнения и нормы, возводимые к Ахмаду бин Ханбалу. Мухарриджы при выведении норм берут за основу эти предания.
2. Танбихâт (наставления) – высказывания, которые прямо не возводят к Ахмаду бин Ханбалу. Эти наставления усвоены мазхабом по-отдельности (слова, иджтихâд), и на них построены новые нормы.
3. Ауджух (лица) – мнения муджтахидов и мухарриджов в мазхабе. Иджтихâды факихов, обладающих правом издания фетвы, относят к мазхабу, представителем (ваджх) которого они являются[189]
Е. аль-Ифтâ в мазхабе шафиитов
В мазхабе шафиитов высказывания и мнения делятся на три вида:
3. Навâзил, ваки’âт, фетâвâ (события, фетвы) – нормы и фетвы, изданные на основе доводов факихами-муджтахидами, жившими после этих имамов.
В ханафитском мазхабе муфтий-мукаллид при издании фетвы должен упомянуть имя муджтахида, фетва которого использована им, и название книги, из которой выполнен накл (передача).
Судья, выносящий решение и муфтий, издающий фетву, должны обращаться к почитаемым в мазхабе книгам. Как известно, в ханафитском мазхабе составлением сборников занимался Имам Мухаммад. Ему
принадлежат книги из серии захир ар-ривâйа и навâдир. Это первоисточники ханафитского мазхаба. Затем были написаны книги из серии навâзил. Правоведы ханафитского толка писали свои книги по фикху, принимая указанные первоисточники за основу. А муфтии и судьи издавали фетвы и выносили свои решения, обращаясь к книгам по фикху, написанным в последствии: а) оригинальные тексты (мутун), б) комментарии (шурух), в) фетвы (фатâвâ).
VI. аль-Кадâ (القضاء)
А. Значение аль-Кадâ
В процессуальном праве аль-кадâ имеет два смысла: один узкий, другой широкий.
аль-Кадâв широком смысле: означает приговор и судебное ведомство. В соответствии с этим значением, аль-кадâ выражает собой формацию, которая распределяет справедливость и функционирование этой формации. Другими словами, это ведомство юстиции, а под функционированием этого ведомства имеются в виду суды, судьи, ведущие судопроизводство, их помощники, процессуальные вопросы в полном объеме.
аль-Кадâв узком смысле: является одним из элементов широкого смысла этого термина и означает приговор судьи и решение суда. В соответствии с этим значением, решение, принятое судьей в результате судебного разбирательства согласно законам Ислама, называют кадâ или хукм.
Б. Элементы аль-Кадâ (Аркâн аль-Кадâ) (اركانالقضاء)
аль-Кадâ в широком смысле состоит из шести элементов. Дадим краткое пояснение этих элементов.
1.Хукм или Кадâ (решение суда): в исламском общем праве слово хукм имеет два смысла: узкий и широкий.
Хукм в широком смысле: означает государственное управление, различные решения и судебные приговоры. В этой ситуации хукм включает в себя и значения, содержащиеся в слове кадâ, поэтому имеет более широкий смысл.
Хукм в узком смысле: означает приговор судьи, решение суда. Это наиболее узкое значение слова хукм, и в этом значении оно является
синонимом узкого значения слова кадâ.
2. Хâким или Кâди: лицо, назначенное полномочными органами для разрешения в соответствующем порядке конфликтов, возникших между людьми. Однако, термин хâким имеет более общее значение, чем кâди, так как звание хâким присваивается как кâди, так и губернатору.
3.аль-Махкуму алейх или аль-макди алейх: сторона, против которой вынесено решение.
4.аль-Махкуму лех или аль-макди лех: сторона, в пользу которой вынесено решение.
5.аль-Махкуму бих или аль-макди бих: то, что является темой решения, то есть суть решения, вынесенного хâкимом в результате судебного рассмотрения.
6.Тарик аль-Кадâ (доводы): путь хâкима к принятию решения и юридические доводы, лежащие в основе принятого решения, их еще называют опорами, поводами решения. Решение хâкима опирается на семь основных юридических доводов: шахâдат (свидетельство), икрâр (признание), йамин (клятва), нукул мин аль-йамин (отказ от клятвы), касâма, карина аль-кâти’а (неопровержимый довод), ‘ильм аль-кâди.
В. Хâким и его полномочие по вынесению решения
Обязанности хâкима (кâди), заключаются в прекращении разногласий, возникших между людьми, снятие незаконных обвинений и действий приведением их в соответствие с законом, одним словом, - это установление справедливости. Исходя из этого, будущий хâким должен иметь глубокие познания в юриспруденции, знать потребности общественных отношений, запросы населения, общую культуру в степени, достаточной для понимания обычаев и традиций, обладать характером и моралью для противостояния внешним воздействиям.
Во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), сподвижников (сахаба), современников сподвижников (тâби’ун) и их последователей (атба’ ат- тâби’ун) кâди назначались их числа муджтахидов. В этот период кâди выносили решения по искам, обращаясь к Корану, Сунне и Иджмâ’. Решения по вопросам, нормы которых не могли быть выяснены из первоисточников, выносились путем иджтихâда и основывались на нем. Итак, в начальный период в силу того, что хâкимы являлись муджтахидами, они были свободны в вынесении решений на основании своего мнения и путем иджтихâда.
Факихи ставили условие перед кандидатами в хâкимы быть муджтахидом, но вместе с тем, они утверждали, что в случае необходимости хâкимом может быть назначено лицо, не являющееся муджтахидом, тогда решение могло быть вынесено в соответствии с иджтихâдом определенного мазхаба или муджтахида[191]. В этом случае, в соответствии с квалификацией того, кто выносит решение (хукм), оно делится на три типа:
1. Решение (хукм), вынесенное путем иджтихâда;
2. Решение (хукм), вынесенное путем тахриджа;
3. Решение (хукм), вынесенное в соответствии с иджтихâдом определенного мазхаба или муджтахида.