Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В. Пути осуществления аль-джам’ ва ат-тауфик



Как было указано ранее, противоречие, существующее между двумя равносильными доводами, устра­няется одним из двух способов ан-насх и ат-тарджих. Если противоречие не будет устранено одним из этих способов, используют аль-джам’ ва ат-тауфик. Ханафиты более всего в этом вопросе используют выражение махлас (избавление): "Махлас определяется как выполнение действия, необходимого для дос­тижения согласия".[152]

IV. Выпадение (ат-Тасâкут) (التساقط)

Если противоречие в доводах не удается устранить ни одним из способов (ан-насх, ат-тарджих, аль-джам’), муджтахид отставляет оба довода и принимает решение на основании других доводов. В связи с этим приобрела известность фраза: "оба довода вошли в противоречие и оба выпали из решения".

В случае, если противоречие не устранено путем аль-джам’ ва ат-тауфик и если оно возникло между двумя аятами, следует перейти от Книги к Сунне. Например, аят, делающий указание на необходимость (вуджуб) чтения во время молитвы: “...читайте же из Корана то, что легко для вас”[153], и аят, указываю­щий на необходимость слушать имама: “Когда читают Коран, слушайте и храните молчание...”[154], нахо­дятся в противоречии. В таком случае обращаются к Сунне. Поступают согласно хадису: “Чтение имама - это чтение необходимого”.

Если имеется два противоречивых хадиса, согласно одним âлимам нужно обращаться к высказыванию сподвижников (ас-сахаба), согласно другим - к аналогии (аль-кыйас).


ЧАСТЬ ПЯТАЯ.
СМЫСЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЦЕЛИ ШАРИАТА
(Хикмат ат-ташри’ ва макâсид аш-шари’а)

(حكمة التشريع و مقاصد الشريعة)

ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Смысл законодательства (Хикмат ат-ташри’) (حكمة التشريع)

I. Понятие хикмат – гâйа - ’иллет аль-гâйа

Хикмат ат-ташри’ является одной из важнейших тем Усуль аль-Фикх (основ теории и методологии фикха), суть ее заключается в вопросе: "Устанавливая норму, преследовал ли Аллах определенный интерес, цель, пользу?". Этот вопрос выявляет часть такой темы, как "аль-аф’âл аль-илâхийа" (Божественные деяния).

Прежде, чем перейти к рассмотрению этой темы, будет полезным и целесообразным дать краткие све­дения относительно "хикмат", "гâйа", "’иллет аль- гâйа".

Хикмат используется в языке в очень многих значениях. Слово хикмат происходит от хукм в значе­нии «запрета (ман’) с целью улучшения чего-либо». Удила, препятствующие животному отклоняться вправо-влево, в арабском языке имеют тот же корень хакама. Впоследствии слово хикмат приобрело такие значения, как причина, польза, знание истины вещей, поиск истины.

Одновременно, хикмат имеет отношение к аль-асмâ аль-хуснâ (эпитеты Аллаха). По этой причине Всевышнего Аллаха называют аль-Хâким. Это означает сотворение в надлежащее время в самом прекрасном и надежном виде предметов и существ, истина о которых была наилучшим образом известна изначально. Применительно к человеку это слово можно выразить следующим образом: "Зная истину о вещах, посту­пать с ними сообразно этой истине".

Хикмат имеет здесь значение «польза» (фâида) и «интерес» (маслахат).

Здесь следует пояснить, что хикмат и маслахат, возникшие в результате какого-либо действия, полу­чили следующие четыре наименования:

1. Гâйа – как возникшее по окончании действия;


2. Фâида – как вывод и результат действия;

3. Гард – как искомое и требуемое для исполнителя этого действия;

4. ’Иллет аль-Гâйа – как повод и побуждение исполнителя к выполнению этого действия.

В этой связи следует упомянуть и о том, что в аль-Фалсафа и аль-Калâм слово ’иллет использовалось в четырех значениях:

1. ’Иллет аль-фâ’илийа – исполнитель действия;

2. ’Иллет аль-маддийа – предметы деятельности как результат действия;

3. ’Иллет ас-сурийа – форма и вид деятельности;

4. ’Иллет аль-гâйийа – цель деятельности.

Например, мастер, изготавливающий кафедру (’иллет аль-фâ’илийа), материал для изготовления ка­федры: доски, гвозди (’иллет аль-маддийа), окончательный вид изделия (’иллет ас-сурийа), использование кафедры для чтения лекций (’иллет аль-гâйийа). Несмотря на то, что ’иллет аль-гâйийа осуществляется в последнюю очередь, в мыслях она предшествует другим понятиям, поскольку исполнитель вынашивает, обдумывает и планирует цель своего предприятия и на основании этого приступает к действию.

Факихи называют причиной (’иллет) как исполнителя (фâ’ил), так и его действие. Поэтому договоры продажи и аренды, являющиеся предметом деятельности налогоплательщиков (мукаллаф), также называют ’иллет. В этом случае все действия и договоры, исходящие от налогоплательщиков (мукаллаф), являются ’иллет аль-фâ’илийа. Здесь действия и договоры выступают вместо своих исполнителей. Подразумеваю­щиеся под этими договорами такие выгоды (маслахат), как мульк ар-ракаба и мульк аль-манфа’ат, являются ’иллет аль-гâйийа. В этом случае договор о продаже выступает как ’иллет, а собственность, являющаяся его следствием и продуктом, будет причиной (’иллет) договора. Или другой пример: наличие права опеки над имуществом детей является нормой шариата. Детство является причиной (’иллет) нормы законодателя, по­вода к законотворчеству, поскольку ребенок по причине своего детства не в состоянии сберечь свое имуще­ство. Норма шариата в данном случае состоит в интересе упорядочения ’иллета детства, а цель законодателя состоит в интересе сохранения имущества ребенка. Этот интерес и является смыслом законотворчества (хикмат ат-ташри’), причиной цели (’иллет аль-гâйийа)


шариатской нормы. Детство же выступает в качестве исполнителя действия (’иллет аль-фâ’илийа) в этой норме. Несмотря на то, что обе из этих причин служат поводом для установления нормы, первая является ’иллетом ’иллета второй. Итак, под хикмат ат-ташри’ подразумевается ’иллет аль-гâйийа, это является маслахатом. ’Иллет - то, что законоведы называют аль-васф аль-мунâсиб (соответствующее описание), является ’иллет аль-гâйийа, а не хикмат и маслахат. На­против, упомянутое является детством. У детства имеется связь с устойчивостью нормы опекунства, так как от построения нормы на описании детства проявляется цель и интерес сохранения имущества ребенка. Итак, это описание не является случайным, оно является описанием, которое обеспечивает осуществление смысла (хикмат) нормы.

II. Деяния людей и хикмат (Аф’âл ал ’ибâд ва аль-хикмат) (افعال العباد و الحكمة)

Деяния людей мотивированы смыслом (хикмат) и интересом (маслахат). То есть, у каждого действия человека имеются определенные смысл (хикмат), повод (сабаб), причина (’иллет), цель (гâйа). Нет здраво­мыслящего человека, который не преследовал бы своими действиями и движениями какую-либо материаль­ную или духовную цель. Даже в действиях, имеющих мечтательный и незначительный характер, присутст­вует целый ряд устремлений и целей. Движения, не имеющие цели, пусты и бессмысленны и присущи только безумцам.

III. Божественные деяния и хикмат (аль-Аф’âл аль-илâхийа ва аль-хикмат) (الافعال الإلاهية و الحكمة)

Мнения мазхабов:

Интересно, мотивированы ли Божественные деяния, как и деяния людей, смыслом (хикмат) и пользой (маслахат)? То есть, опираются ли воля и деяния Всевышнего Аллаха на смысл, интерес и особую цель? Не имея различий во мнениях относительно деяний людей, мазхабы вошли в противоречие в вопросе о деяниях Аллаха.

Аш’âриты, отрицая наличие хикмата и маслахата в Божественных деяниях, приводили в защиту своих идей следующее:

1. Наличие в мотивации деяний Аллаха смысла (хикмат) и целенаправленности (гард) противоречит природе Божественного. Это недостаток, потому что совершать какое-либо действие, основываясь на опре­деленной цели или определенном смысле, значит - восполнять ими


недостаток. В таком случае, исполнитель (фâ’ил) считается дополненным этой целью, а цель дополнившей его. Однако, Всевышний Аллах свободен от подобных недостатков.

2. Сотворение болезней и вредных животных:

В этом мире мы сталкиваемся со всевозможными болезнями и вредными животными, в существовании которых не представляется ни малейшего смысла и пользы. Если бы в Божественных деяниях было необхо­димо наличие смысла и пользы, их бы попросту не существовало. Между тем, мир полон вредными и беспо­лезными тварями. Из этого следует понимать, что в Божественной воле и деяниях нет смысла (хикмат).

Му’тазилиты и матуридиты считают, что Божественные деяния основываются на множестве скры­тых и явных смыслах и пользах. На утверждения аш’âритов они отвечали следующим:

1. Для нас абсолютно неприемлем тот факт, что наличие в мотивации деяний Аллаха смысла (хикмат) и целенаправленности (гард) противоречит природе Божественного. Мы утверждаем обратное, потому что содержание в каком-либо деянии хикмата и маслахата не является недостатком, а напротив совершенст­вом. В какой степени исполнитель (фâ’ил) будет обладать совершенством, в той же степени его действия будут наполнены смыслом (хикмат), так как совершенство вызывает потребность совершенства. А совер­шенство действия возможно только при наличии в нем смысла и пользы. Всевышний Аллах обладатель аб­солютного совершенства. В таком случае, Его деяния вмещают в себе совершенство и смысл. Главным не­достатком исполнителя (фâ’ил) является то, что он совершает свои действия случайно, без признаков какого-либо смысла. А это не достойно не только деяний Всевышнего Аллаха, но и человека.

2. Касательно наличия или отсутствия смысла в сотворении болезней и вредных животных:

В этом мире наблюдается существование некоторых вещей, на первый взгляд кажущихся бесполез­ными и вредными. Между тем, суть вопроса не такова, какой она кажется на первый взгляд. В результате необходимых изучений и исследований специалистами было открыто в мире множество полезного в созда­ниях, казавшихся бесполезными и вредными. Разум человека не в состоянии понять истину всей Божествен­ной мудрости (хикмат), содержащейся в событиях и созданиях. В результате медицинских исследований стало известно, что ранее считавшиеся бесполезными


некоторые внутренние органы человека, выполняют очень важные функции организма. То же самое можно сказать в отношении микроорганизмов, вредных жи­вотных и тому подобных случаев. Нельзя утверждать, что в их существовании нет никакого смысла и пользы. Возможно в созданиях, считавшихся нами бесполезными, с развитием науки обнаружится имею­щаяся в них польза.

Вместе с тем, в этом мире можно встретить вредные вещи и злодеяния. Это не является указанием на отсутствие смысла и пользы в творениях Всевышнего Аллаха, потому что в этом мире добра больше, чем зла. Из-за малого зла не должно отвергаться много добра. Нельзя сказать, что ничего злого и вредного не должно было быть создано. Если и искать мир без зла, в котором есть только добро, то этот мир создан - это Рай.

Разница между му’тазилитами и матуридитами в том, что согласно первым Аллах вынужден тво­рить добро, согласно вторым - такой вынужденности нет.

IV. Нормы шариата и хикмат (аль-Ахкам аш-шар’ийа ва аль-хикмат) (الاحكام الشرعية و الحكمة)

Одним из важных вопросов аль-калâма и ‘ильм Усуль аль-Фикх является тема Божественного смысла (аль-хикмат аль-илâхийа). Она составляет основу множества тем, таких как противопоставление аль-хусн и аль-кубх (красота и безобразие), обязанностей по шариату (таклиф шар’ий), отношений между религией (дин), законом (шариат), поводом (сабаб) и причиной (’иллет), являющихся предметом извода (аль-фар’) и права (хукук), между действиями совершеннолетнего (мукаллаф) и шариатскими нормами.

Согласно мазхабу джабаритов, поскольку хикмат и маслахат отсутствуют в сущности (би хадд за­тихи) и в действительности (нафс аль-амр), то как не было смысла (хикмат) и повода (сабаб) при сотворении мира, так нет их и в постановке вопросов религии и шариата.

Что касается аш’âритов, то хотя часть их и поддерживает идею джабаритов, у другой их части убеж­дения прямо противоположные. Они не отрицают в Божественных деяниях, в частности в постановке вопро­сов религии и шариата, наличие хикмата и маслахата. Они отрицают лишь причинную связь (’иллийат). Значит, в Божественных деяниях и нормах шариата имеется хикмат и маслахат.


Согласно му’тазилитам и матуридитам, поскольку все Божественные деяния мотивированы смыс­лом, пользой и особой целью, то ни одна вещь не появится в мире без причины (’иллет) и смысла (хикмат). В любом, самом малом и ничтожном событии и действии заложен Божественный смысл (хикмат). Если это положение свойственно закону сотворения, то в такой же степени оно относится к вопросам религии и зако­нодательства.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что согласно большинству факихов и суннитов, в Божественных деяниях и нормах шариата содержится целый ряд хикматов и маслахатов. Поэтому полу­чило широкое распространение фраза: (الاحكام مبنية على مصالح العباد) "Нормы шариата построены на интересах людей"[155]. Собственно, по-другому и быть не может, так как в Коране имеются тысячи таких аятов, сообщаю­щих о построении шариатских норм на хикмате и маслахате. “В воздаянии для вас – жизнь”[156].

ГЛАВА ВТОРАЯ.
I. Цели Законодателя (Макасид аш-Шари’) (مقاصد الشارع)

С точки зрения достижения истины при извлечении (истинбâт) норм не только важно, но и необхо­димо, знать дух и цели Ислама в той же степени, что и выражения текстов и их значения. Муджтахид, зная дух и цели Ислама, еще лучше сможет понять тексты и извлечь из них нормы, наиболее соответствующие духу и цели Ислама. Указывая на важность этой темы, аш-Шâтиби (ум.790/1338) добавил к указанным усло­виям иджтихâда еще и знание целей шариата (макâсид аш-шари’а)[157].

Как было отмечено выше, широкое распространение получила фраза: "Нормы шариата построены на интересах людей". В таком случае, Всевышний Законодатель установил нормы шариата в целях соблюдения и осуществления интересов людей в обоих мирах[158]. Это положение очевидно при изучении Священного Корана. Следует оговориться, что рассмотрение того, для каких целей были ниспосланы те или иные аяты не входит в рамки данной темы. Достаточно будет привести значения некоторых из них.


Следующие аяты раскрывают пророческую миссию:

“Посланники, носители добрых вестей и предостерегающие, чтобы не могли люди жаловаться на Аллаха после (прихода) посланников”[159]

“А тебя послали Мы в милость народам”[160]

Смысл сотворения всего сущего:

“Я не сотворил джиннов и людей, кроме как для того, чтобы служили они Мне”[161]

“Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, дабы мог Он испытать вас – кто из вас лучше в делах”[162]

В некоторых аятах после норм, действительно, упоминаются смыслы (хикмат):

“Аллах не желает возлагать на вас ношу, но желает очистить вас, дабы мог Он завершить ми­лость Свою вам, чтобы могли вы возблагодарить”[163]

“О вы, те, кто веруют, предписывается вам пост, как предписывался он бывшим прежде вас, дабы могли вы оборониться от зла”[164]

“Воистину, молитва оберегает от неподобия и зла...”[165]

“В воздаянии для вас – жизнь, о люди понимания..”[166]

По тому, как учитываются интересы (маслахат) людей в нормах шариата, будет полезным пояснить это выражение.

II. аль-Маслахат (المصلحة)

А. Определение и условия:

аль-Маслахат определяется как "привлечение полезного (джалб аль-манфа’âт) и отведение вредного (даф’ аль-мадаррâт)".[167]


аль-Маслахат – это качество, являющееся средством к спасению и добру, его противоположность – пагубный поступок (мафсадат). Исламское право принимает во внимание маслахат и обосновывает на нем нормы[168]. Для того, чтобы маслахат мог быть приемлемым, он должен удовлетворять некоторым условиям:

1. Категоричность понимания того, что определенная вещь представляет собой маслахат.

2. Всеобщность: для того, чтобы определенная вещь могла считаться маслахатом, имеющим силу, его особенность должна быть всеобщей. Личная и частная выгода не может расцениваться как маслахат.

3. Свобода от пагубного: маслахат, касающийся определенной вещи, должен быть свободным (отсто­ять) от пагубного поступка или превышать его.

По этой причине, если в какой-либо норме возникает противоречие (та’âруд) между маслахат и маф­садат, то для того, чтобы маслахат мог иметь предпочтение, он должен превысить мафсадат. Однако, если мафсадат превысит маслахат или будет равен ему, тогда согласно правилу: "Отведение вредного (даф’ аль-мадаррâт) предпочтительней привлечения полезного (джалб аль-манфа’âт)"[169] для устранения мафса­дата следует пренебречь маслахатом.[170]

4. Не противоречить текстам и иджмâ’: для этого следует найти в одном из шариатских текстов при­знак, который полностью или частично указывает, что решение будет выноситься с участием того, что по­нимается как маслахат. Если эта вещь отвергается текстами, то маслахат не будет иметь силы.

Маслахат, соответствующий этим условиям, может быть применен на практике. В таком случае, мас­лахат не представляет собой то, что человек по своему желанию и настроению считает для себя выгодным (манфа’ат) и полезным (маслахат). Маслахат – это польза, соразмерная шариату. Например, есть некоторые люди, считающие для себя приемлемым тайно или явно, не имея на то права, использовать чужую собствен­ность. Однако это наносит вред другому человеку и, как следствие, не может быть принято в качестве мас­лахата.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.