Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

V. ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ФЕТВЫ) СПОДВИЖНИКОВ



(قول الصحابي او فتوى الصحابي)

Сподвижники воочию видели Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), пользовались непосредст­венным образом его знаниями и предвидением. Фетвы и высказывания сподвижников, по всей вероятности, могут считаться Сунной. По этому поводу среди факихов возникали разногласия, являются ли высказывания сподвижников аргументом или нет. Их мнения по этому вопросу можно расположить в следующем порядке:

1. Высказывания сподвижников не являются абсолютным аргументом. Сторонниками этого взгляда были такие ученые, как Газâли, Фахреддин ар-Рâзи, Ибн Хâджиб, Âмиди, Бейдâви, Шевкâни. Согласно этим âлимам, сподвижнику, как и любому человеку, свойственно ошибаться, поэтому каждое мнение сподвижни­ков не может быть принято в качестве аргумента.

2. Высказывания сподвижников, ставшие известными через кыйас и оставшиеся в памяти или не яв­лявшиеся таковыми, непременно являются аргументом. Этого мнения придерживались имâм Мâлик, аль-Паздави, Серахси, Абу Бакр аль-Джассâс и одна ханафитская группа муджтахидов. По их мнению, точка зрения, предлагаемая сподвижником, могла быть услышана им от Пророка, (мир ему и благословение Ал­лаха), или от того, кто мог слышать его.

3. Высказывания сподвижников являются аргументом в случаях, которые не объяснимы при помощи кыйаса. Этой точки зрения придерживались Абу Зейд ад-Дабуси, аль-Кархи (ум. 340 г.х.) и некоторые из ханафитских âлимов.

VI. ПРОШЛЫЕ ШАРИАТЫ ШАР’ МИН КАБЛИНА

Как известно, от Адама до нашего Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), было послано 124 тысячи посланников (по другим сведениям 224 тысячи). Некоторым из их числа были ниспосланы книги. Нет никакого сомнения в том, что с точки зрения и’тикâда между религиями, которые проповедовались всеми пророками, не существует какого-либо различия. Изменения касались лишь культовой практики (ибâдат), духовной практики (му’âмалâт) и наказания (джазâ).

Нормы ибâдата, джазâ и му’âмалâта, присущие прежним религиям, в исламе частью упразднены, частью оставлены в том же виде или изменены.


VII. ПОВОДЫ (СРЕДСТВА) АЗ-ЗАРÂЙИ’ (الذرائع)

А. Определение

аз-Зарâйи’ (ед.ч. аз-зари’а) означает «средство», «повод», «отговорка». Терминологически аз-зарâйи’ определяется как "вещи, служащие средством, приводящим к разрешенному (халâл) и запретному (харам)". Согласно этому, то, что приводит к хараму, является харамом. А то, что является средством для достижения дозволенного (мубâх) - дозволено. Для должного (вâджиб) обязательным является должное. Например, пре­любодеяние (зинâ) является харамом. Оставаться наедине с женщиной, которая не является разрешенной тебе (халâл) запрещается (харам), так как это может быть средством, приводящим к прелюбодеянию. Пят­ничная молитва является обязательной (фард), прекращение торговли и устремление к месту совершения молитвы также обязательно. Совершение хаджжа является обязательным (фард) для лица обладающего со­стоянием и временем, приложение усилий в этом направлении также обязательно (фард).

Преграда на пути, ведущем к плохому, называется садд аз-зарâйи’/سد الذرائع(перекрытие средств). Откры­тие путей, ведущих к добру, называется фатх аз-зарâйи’/فتح الذرائع (открытие средств).

Если мâликиты и ханбалиты признают садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента, то ханафиты и шâфииты не признают его как аргумент[79]. Однако, согласно аль-Карâфи, факиху мâликитского толка, на практике все мазхабы использовали садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента. аль-Карâфи обобщал это следующим обра­зом - факихи разделяли аз-зарâйи’ на три части: 1) аз-Зарâйи’ единогласно принимается во внимание. На­пример, не позволительно рыть колодец на дороге, добавлять яд в пищу, так как это может стать причиной смерти верующих. То есть, это запрещается (харам). 2) аз-Зарâйи’ единогласно отменяется. Например, из-за опасения изготовления вина из винограда нельзя запретить виноградарство. 3) Спорное аз-зарâйи’. Напри­мер, продажа в рассрочку, где присутствует сомнение в получении процента.

Мâликитский и ханбалитский мазхабы в своих действиях применяли аз-зарâйи’, а ханафитский с шâфиитским, применяя аз-зарâйи’, прибегали в своих действиях к ухищрениям. Полезно будет дать некото­рые пояснения этим средствам.


Б. Ухищрения и выходы (аль-хийал ва аль-махâридж) (الحيل و المخارج)

В языке слово аль-хиле (الحيلة) мн.ч. аль-хийал (الحيل) означает средство, находчивость. В терминологии фа­кихов это слово определяется как “пути, средства и выходы, найденные для согласования по форме и внешнему виду с фикхом поступков и самостоятельных действий, легитимизации их полезных особенно­стей”[80]. Некоторые âлимы подразумевают под ухищрениями (аль-хийал) законные выходы из положения аль-махâридж.

Мазхабы, использующие это средство, приводят в качестве законного обоснования аят из Корана, где говорится об Айюбе (мир ему)[81]. Точно также для подтверждения законности применения аль-хиле, приво­дят некоторые доводы из Сунны[82].

аль-Хийал (ухищрения) можно разделить на две части:

1. Допустимые шариатом

Такие, когда человек соблюдающий пост во искупление (каффâрат), до завершения этого поста, с на­ступлением месяца рамадан, предпринял путешествие. Так Абу Ханифа пояснил правильность намерения путника, если он имел намерение помимо поста в рамадан соблюсти и необходимый (вâджиб) пост.

2. Не допускаемые шариатом

Такие, когда человек, для того, чтобы не заплатить закят, дарит кому-либо собственность, а затем, до истечения одного года, отказываясь от дарения, забирает эту собственность.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ШАРИАТСКИЕ НОРМЫ.
АЛЬ-АХКÂМ АШ-ШАР’ИЙЯ

(الاحكام الشرعية)

ГЛАВА ПЕРВАЯ: УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ НОРМЫ (АЛЬ-ХАКИМ) (الحاكم)

I. аль-Хâким[83]

Есть Один, аль-Хâким (аль-Вâди’) - Устанавливающий нормы, в которых нет сомнения, такие, как не­обходимость (вуджуб/вâджиб) и запретность (хурмат/харам). Эти нормы установил Всевышний Законода­тель (شارع تعالى).

а) Доводы из Корана: “Разве Аллах не Лучший из Судей”[84]; “Суд принадлежит только Ал­лаху”[85]

б) Доводы иджмâ’ (согласия мнений): Все âлимы сходятся в одном – как упомянутые в текстах, так и извлеченные усердием муджтахидов, нормы имеют своим источником Всевышнего Законодателя (شارع تعالى). То есть решение у Аллаха.

в) Рациональные доводы[86]: Люди могут жить в уверенности, спокойствии, гармонии и порядке только при соблюдении определенных правил. Поэтому в обществе возникает потребность в установлении правил, которые обеспечивали бы спокойствие и уверенность.

II. Красота и безобразие (аль-хусн ва аль-кубх) (الحسن و القبح)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.