Социалистическое направление политической мысли возникло как утопия, обоснование идеала общества, организованного на принципах коллективной собственности. Именно на этот идеал ориентировались ранние идеологи социализма – Роберт Оуэн (1771-1858) и Шарль Фурье (1772-1837). Далее эти идеи были развиты Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Основные направления социалистической идеологии:
Ортодоксальный марксизм (государственный социализм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.
Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, К. Каутский, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.
Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) – В. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.
Анархизм. Сложился в 40-70-е годы XIX в. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М.Штирнера, Ж.Сореля, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина. В XIX в. распространился в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и США.
Другие направления: ранний социализм (утопический), сталинский социализм, маоизм (китайская модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом», различные варианты национальных социализмов.
Основные принципы социалистических идеологий
1. Оптимистический взгляд на природу человека. Все человеческие пороки коренятся в общественной несправедливости.
2. Коллективизм и солидарность – принципы, лежащие в основе способа производства, исключающего эксплуатацию человека человеком.
3. Свобода понимается на основе верховенства общественных интересов над частными.
4. Равенство должно быть не только юридическим и политическим, но также экономическим и социальным.
5. Социальная справедливость, выражающаяся в общественной собственности на средства производства и прежде всего в справедливом распределении, предполагающем приоритет общественных потребностей перед индивидуальными.
6. Рационализм. Общество должно быть перестроено на разумных началах посредством планирования и реализации грандиозного замысла, осуществляемого совершенным социальным механизмом – государством трудящихся. Идеалом общественного устройства выступает не просто демократия, а научно организованное управление обществом.
7. Прогрессизм. Проблемы капитализма могут быть разрешены не путем воссоздания прошлого опыта, а путем разработки и реализации определенных проектов будущего.
Марксизм как одно из ведущих течений социалистической направленности сформировался на основе теоретического осмысления стихийного рабочего движения 1-й половины XIX в. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в крупных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В характеристиках политической культуры рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал, который решили мобилизовать путем применения теории, которую они разработали с использованием идей социализма-утопизма и гегелевской диалектики.
Марксизм – основанная К.Марксом и Ф.Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:
- диалектический материализм;
- теорию общественных формаций;
- обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);
- теорию классов и классовой борьбы;
- теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.
Социал-демократизм возник в конце 70-х годов XIX в. на почве рабочего движения, вставшего на путь марксизма. В нач. ХХ в. распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах. Основателями социал-демократической идеологии считаются лидеры западноевропейского социал-демократического движения Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы пересмотрели важнейшие марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права. Они также учли печальный опыт большевиков, которые для того, чтобы удержаться у власти, отказались и от демократии, и от социализма.
Отличительные черты социал-демократизма:
Плюрализм. Сосуществование радиальных и умеренных взглядов.
Пестрота социальной базы, представленной не только рабочим, но также средним классом, интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса.
Ориентация на «третий путь» между капитализмом и государственным социализмом.
Принципы социал-демократизма:
В политике: свобода и равенство; надклассовый характер демократии; «двойная стратегия» между правительственными реформами и решительными действиями «снизу». В экономике: общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление – передача средств производства в групповую собственность персонала предприятий. В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация технологий и условий труда; развитие социального обеспечения и услуг; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды.
В XX в. социализм как идеология существенно преобразовался, позаимствовав ряд положений у либерализма и консерватизма. Сегодня социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий, а также в практике новых социальных движений, придерживающихся идей экосоциализма, коммунитаризма и др.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы ценности либерализма и неолиберализма?
2. В чем состоят основные положения консерватизма и неоконсерватизма?
3. Назовите идеологические течения социалистического направления. В чем состоят различия между ними?
4. Сущность и исторические перспективы социал-демократизма.
5. Теория и практика коммунизма.
6. Какая из традиционных идеологий является наиболее предпочтительной в качестве концептуальной основы идеологии белорусского государства?
7. Какой должна быть роль политических партий в разработке и развитии идеологии белорусского государства?
Темы докладов и рефератов:
Либеральные ценности в Беларуси и социальная база белорусского либерализма.
Принципы консерватизма в политике белорусского государства.
История, современность и перспективы коммунистической идеологии.
Социалистические идеи как часть идеологической основы белорусской модели общественного развития.
Анархизм в Беларуси.
Идеология и практика белорусского экологического движения.
Основная литература:
1. Лойко Л.В. Основные идейно-теоретические доктрины // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004. – С. 26-44.
2. Матусевич Е.В., Криштапович Л.Е. Современные идеологические концепции и доктрины // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – С. 63-81.
3. Основные политические идеологии современности // Основы идеологии белорусского государства: Учеб.-метод.пособие / В.В. Шинкарев, Л.В. Вартанова, В.А. Зенченко и др.; Под ред. В.В. Шинкарева. – Мн.: БГПУ, 2004. – 153 с. – С. 20-36.
Дополнительная литература:
1. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учения: Учеб. для вузов. – М.: Приор-издат, 2004. – 608 с.
2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М.: Юристъ, 2002. – 511 с.
3. Мизес Л., фон. Либерализм в классической традиции. – Антология мировой политической мысли. – В 5 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 198-221.
4. Дюверже М. Фрагменты нового либерализма – Антология мировой политической мысли. – В 5 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 796-800.
5. Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. – 1995. – № 4. – С. 60-68.
6. Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994. – С. 572 – 668.
7. Очерк теории социализма / Смирнов Г.Л., Андреев Э.М., Баграмов Э.А. и др. – М.: Политиздат, 1989.
8. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. – М., 1994.
9. Каутский К. Эрфуртская программа // Антология мировой политической мысли. – В 5 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 99-102.
10. Каутский К. Терроризм и коммунизм // Антология мировой политической мысли. – В 5 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 102-107.
11. Каутский К. От демократии к государственному рабству // Антология мировой политической мысли. – В 5 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 107-113.
12. Каутский К. Большевизм в тупике // Антология мировой политической мысли. – В 5 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 113-115.