Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 2. Консервативные идеологии



Термин «консерватизм» впервые был употреблен Ф.Р.деШатобрианом, издававшим в 1818-1820 гг. журнал «Консерватор», орган сторонников политической и клерикальной реставрации в послереволюционной Франции. Французское слово «conservatisme» происходит от лат. «conservo» – охраняю, сохраняю. Основоположники консерватизма:Ф. Ламменье, Э. Берк (1729-1797 гг.); Ж. де Местр (1754-1821 гг.); Л. де Бональд (1754-1840 гг.).

По мнению С. Хантингтона, консерватизм – это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок ни был. Консерватизм возникает там и тогда, где и когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Поэтому каждый раз консерватизм приобретает идейное оформление противоположное той доктрине, от которой исходит угроза перемен. Собственного же содержания он не имеет. Для настоящего консерватора важна даже не истинность или справедливость его мнения, а ее институциональность, т.е. способность охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Тем не менее, практический опыт и риторика консерваторов позволяют обозначить общие положения, свойственные данному идейному направлению.

Общие установки консерватизма:

Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.

Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и торжеству посредственностей, стремящихся угодить толпе.

Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.

Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.

Антиэгалитаризм. Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.

Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.

Приоритет локальных ценностей. В отношениях напряженности центра и периферии симпатии консерваторов на стороне последней, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.

Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в., благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. После экономического кризиса 1973-1974 гг. именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристолл, М. Новак, С. Хантингтон, С. Липсет (США); Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ); Р. Арон, А. Де Бенуа, Ж.-Ф. Ревель (Франция)·и др.

Установки неоконсерватизма:

Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.

Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.

Моральная значимость институтов. Культурные формы рассматриваются в неоконсерватизме как первичные по отношению к экономическим и политическим.

Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.

Среди современных модификаций консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во 2-й пол. XIX в., когда консерватизм начал ориентироваться на защиту интересов буржуазии, и рыночный консерватизм, отстаивающий некогда либеральные ценности – свободу частного предпринимательства и невмешательства государства в экономику.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.