Цель: научиться определять факторы, влияющие на рост, развитие организмов; на примере организмов разных систематических групп изучить приспособления к разным значениям и динамике абиотических факторов.
Оборудование: таблицы «Экологическая пластичность видов», «Воздействие абиотических и биотических факторов на живые организмы», «Фотопериодизм», «Листопад», «Изменение фотосинтеза у морского фитопланктона в зависимости от интенсивности света», «Эвритермные и стенотермные организмы», «Влияние кислотности воды на выживание организмов».
Задача 1. Измерьте у себя по пульсу ритм сердечных сокращений в спокойном состоянии в разное время суток (например, в 8, 15 и 21 час). Повторите измерения в течение 7 дней. Сопоставьте результаты. Проявляется ли суточный ритм в частоте ваших сердечных сокращений?
Задача 2. Начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки, которая является опасным вредителем садов. На горизонтальной оси отложите значения влажности воздуха в процентах, на вертикальной — температуры в градусах. Используйте приведенные ниже показатели: «Полная гибель куколок яблонной плодожорки наступает при сочетаниях: 10°С и 100%, 4°С и 80%, 15°С и 40%, 28°С и 15%, 36°С и 55%, 37°С и 100% (первая цифра — температура, вторая — влажность воздуха). Гибель менее 10% при сочетаниях: 20°С и 85%, 22°С и 95%, 27°С и 55%, 26°С и 55%, 22°С и 70%. Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания. Рассмотрите полученный график. Определите, велика ли опасность размножения этого вредителя: 1) в районах с летними температурами 18-25°С и влажностью 70-90%; 2) в районах с летними температурами 20-35°С и влажностью воздуха 20-35%».
Задача 3. Микроскопические мучные клещи могут в огромных количествах размножаться в зернохранилищах и приводить зерно в полную негодность. При оптимальной температуре + 20-22°С развитие яйца длится 3-4 дня, при +10°С — развитие длится до полутора месяцев. Температур выше +45-50°С клещи не переносят. Они погибают при влажности зерна 10-12% из-за сухости и выше 70% — из-за развития плесневых грибков. Предложите способ, как избавиться от клещей и сохранить зерно, не прибегая к ядохимикатам.
Задача 4. В результате самоизреживания елей в густых посадках число деревьев на 1 га составляло: в 20-летних насаждениях — 6720, в 40-летних — 2380, в 60-летних — 1170, в 80-летних — 755, в столетних — 555, а в 120-летних — 465. Начертите график уменьшения стволов елей в лесу с увеличением возраста. Рассчитайте площадь, приходящуюся на одно дерево в разном возрасте. В какой период самоизреживание деревьев происходит наиболее интенсивно? Целесообразно высаживание елей заранее разреженно? Ответ обоснуйте.
Задача 5. В пахотной почве число дождевых червей, обнаруженных на восьми учетных площадках размером 50 х 50 см каждая, составляло 80 экземпляров. После применения гербицида — химического средства борьбы с сорняками — сделали учёты на десяти таких же площадках и обнаружили в сумме 25 червей. Какова плотность популяции в расчете на квадратный метр до и после использования гербицида?
Задание 3. Моделирование.
Задача 1. Нарисуйте на листе бумаги «цветочные часы», определив такую последовательность посадки разных растений на клумбе, чтобы по ней можно было определять время. В таблице 9 приведен сокращенный список тех видов, из которых известный шведский ботаник Карл Линней впервые создал такие «часы» в окрестностях города Упсала, где он жил и работал.