Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема будущего человечества и перспектив современной цивилизации.



Вопрос 1. Познание проблематики глобалистики и дальнейшего развития нашей цивилизации органически связано с историей развития жизни на земном шаре и жизни человечества. В философии истории развитие общества изучается как естественный и закономерный процесс смены стадий, форм и состояний его жизни. Эта область философских знаний ориентирована не на содержательную сторону истории (события и факты), а на сущностную. Для нее важным является постижение таких мировоззренческих проблем, как смысл, источники и движущие силы, законы развития и формы проявления исторического процесса, его направленность на достижение определенных целей социально-исторического развития. Для философии истории существенное значение придается вопросу о месте и роли человека как сознательного субъекта исторического творчества.

С точки зрения философии, история – это процесс развития общества во времени и пространстве своего бытия. Исторический процесс представляет определенную последовательность мировых событий, неисчерпаемый поток событий, драм и трагедий в жизни человечества. Философия исходит из того, что человек – это действующий субъект истории, т.е. автор и творец всех происходящих в ней событий и изменений. «История – не что иное,- писал К.Маркс,- как деятельность преследующего свои цели человека». Деятельное участие человека в историческом процессе представляет раскрытие творческих и иных сил, физической и духовной энергии. В этом смысле история общества выступает как процесс становления и развития человека, его духовного мира, сил и творческих способностей, всей его деятельной природы. В то же время история имеет и вторую сторону – становление общества как системы отношений между людьми. Развитие же истории имеет два основных фактора: 1) субъективный, включающий сознательное действие с целью удовлетворить интересы и потребности людей, и объективный, своеобразный «социоприродный капитал» в виде социальных институтов и норм, производительных сил, традиций, образа жизни и т.п. и природной среды.

И хотя история, на первый взгляд, выглядит как царство случая и произвола, некая стихия, философия же исходит из того, что в истории общества, так же как и в природе, действуют законы, которым подчиняется исторический процесс. Эти законы представляют собой объективные, устойчивые и повторяющиеся связи и зависимости между людьми, проявляющиеся в их жизни и деятельности. Так, существуют законы материального производства, конкуренции, классовой борьбы, развития, смены цивилизаций и общественных систем и т.п. Важнейшей характеристикой истории является ее динамизм, направленность развития, прогресс и регресс. Так, в условиях современного общественного развития мы наблюдаем прогресс общественного развития на фоне регресса биосферного развития; прогресс общественной жизни осуществляется за счет биосферы. Изменения в истории являются результатом взаимодействия бесчисленного множества объективных и субъективных обстоятельств, причин, факторов и предпосылок. Основной движущей силой истории являются народные массы, трудящиеся. Народ – это творец культуры, техники и технологий, создатель и хранитель языка. Определенную роль в истории играют и великие личности, которые улавливают настроения людей и ход самой истории, способствуя ее движению.

Далее студентам следует познакомиться с конкретным материалом, раскрывающим линейные, прогрессистские представления об истории, историческом процессе в Новое время (Ж.Кондорсе), теорией исторического круговорота Ж.Б.Вико, учением о всемирной истории Г.Гегеля. Важно также усвоить диалектико-материалистическое понимание истории, изложенное К.Марксом и его последователями, учения об историческом процессе О.Шпенглера и А.Тойнби, представителей теорий Универсальной истории и социотехноприродного развития о направлениях общественного и природного развития в современную эпоху. Следует определить место и роль России в мировом историческом процессе.

Вопрос 2. Характеризуя современную цивилизацию, философия истории обращает внимание на такую тенденцию в ее развитии как глобализация. Глобализация– это довольно сложный и динамичный процесс становления единого взаимосвязанного мира, процесс стремительного формирования единого социального и социоприродного пространства развития человечества и земной жизни в целом. Феномен глобализации по-разному воспринимают, интерпретируют и оценивают, и студенту необходимо найти в процессе изучения свои доводы в пользу той или иной позиции. Нынешняя концепция глобализации охватывает в основном социально-экономические и политические процессы, которые объективно принадлежат такому вектору развития как интернационализация важнейших сфер общественной жизни, формирование на планете мегаобщества, т.е. сверхобщества. На самом деле развитие истории человечества и истории земной природы – процесс единый, но в определенной степени разорванный неполнотой и фрагментарностью исследований земного мира, поскольку каждая из наук объектом изучения принимает лишь часть природы, упуская из виду ее целостность.

Особенно важно студентам осознать, как и в чем проявляются тенденции усиления техногенного развития земного мира, как развиваются в связи с этим глобальные процессы и проблемы человечества, в чем проявляется их противоречивая сущность, как они вызывают эволюционный кризис современной мировой цивилизации и биосферной природы. Хорошим подспорьем в изучении процессов и проблем может оказаться брошюра Э.С. Демиденко «Философия о глобальных процессах и проблемах современности» (в библиотеке БФУ им. И. Канта).

Следует обратить внимание на то, что в трактовке процессов глобализации выделяется два основных подхода: 1) социально-экономическая глобализация и 2) эволюционная социоприродная глобализация. Первый подход является наиболее распространенным и охватывает своим анализом практически все общественные процессы формирования глобального общества. Представители этого направления концентрируют свое внимание на социальном, экономическом, политологическом, социально-психологическом, экологическом, демографическом, социокультурном, геополитическом аспектах.

Второй подход менее распространенный. В центре внимания находятся вопросы современного социоприродного перехода жизни на планете; он ни в коем случае не сводится к экологическому аспекту социально-экономической глобализации. Речь идет о том, что общество не только глобализируется, становится общепланетарным мегаобществом, а развивается как техногенное с чрезвычайно мощным научно-техническими производительными силами, при помощи которых и переподчиняет в ходе эволюционного развития биосферу, диктует направление ее прогресса. Более того, биосфера разрушается и ей на смену приходит техносфера, то есть техногенное общество разрушает земную биосферную целостность и природотворческие функции биосферы, создает свой особый, техносферный дом и переводит в границы техносферы живое вещество планеты. В ходе глобализации формируется техно-ноосферный мир, приходящий на смену биосферному.

Сложнейший социоприродный (и даже социотехноприродный) процесс глобализации его исследователи сводят в основном к экономическому измерению, которое находит свое отражение соответственно в международной политике большинства государств мира, особенно занятых формированием капиталистического мирового рынка. Понятие социоприродного развития в философии и науке пока что носит оттенок, который можно назвать природносоциальным, подчеркивающим неразрывность общественного и биосферного развития, их единой истории, ведущей стороной которой является биосфера. Социоприродное же развитие – это качественно новый этап земной эволюции жизни, который определяется уже не биосферой, а социальным разумом, научно-технической и технологической мощью и характером восхождения техногенного социума, трансформирующего человека, биосферу и весь земной мир, который заменяется техно-ноосферным.

Обычно в философской, научной и учебно-методологической литературе акцент делается на развитие глобальных проблем современности и из виду упускаются глобальные процессы, порождающие глобальные проблемы или же сами являющиеся таковыми. Понятие процесса(от лат. processus – продвижение) отражает последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-то, а следовательно понятие глобального процесса охватывает процесс, порожденный человечеством и охватывающий всё (или почти всё) пространство планеты, биосферы, человечества. Понятие проблемы (от греч. problema – задача) в широком смысле этого слова отражает сложный теоретический или практический вопрос, требующий, как правило, адекватной теории и методологии своего решения. Понятие глобальной проблемы отражает планетарную, международную значимость возникающих и решаемых проблем. То есть, глобальные проблемы – это порожденные глобальными процессами общественного и социоприродного развития острейшие проблемы, охватывающие человечество и нашу планету, или абсолютное большинство регионов мира и требующее своего адекватного решения большинством стран и народов мира.

Технико-технологические и научные революции привели к промышленной революции в XVIII в., а далее и к мощному глобальному процессув середине ХХ в., который называем научно-техническим процессом (и научно-технической революцией),вызвавшим целый каскад родственных процессов и определивший новый нарастающий вектор эволюции земного мира и жизни – социотехнобиологический и социотехноприродный. Этот вектор эволюции породил систему особых глобальных процессов: индустриализацию, урбанизацию, техносферизацию, сайентификацию, техногенность развития, высокий и ускоряющийся рост потребностей и интересов, стремительное разрушение и деградацию биосферы, глобальную трансформацию человека, техногенное развитие планеты Земля и др. Здесь отмечены только крупные процессы, объединяющие множество их составляющих. Так, например, стремительный процесс деградации биосферы включает в себя гибель лесов, опустынивание поверхности планеты, усыхание растительного мира, гибель рек и озер, загрязнение морей и океанов, трансформацию и даже гибель многих видов биосферной флоры и фауны (только в 2011 г. в мире погибло около 30% пчел и шмелей), отдельных земельных регионов (например, исчезновение 9/10 африканской саванны), исчезновение биосферных и формирование техногенных почв в мире (последних насчитывается 55%), формирование искусственного, постбиосферного земного мира и др.

Что касается типологии глобальных проблем, то их подразделяют обычно на три комплекса на основе выделения некоторой эволюционно родственной совокупности их. Первый комплекс вырастает из характера отношений между основными социальными общностями (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, нациями, классами, социальными группами). Этот комплекс проблем связан в первую очередь с необходимостью перестройки международных, социально-политических и иных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Он включает в себяпроблемы: 1)предотвращения мировой, особенно термоядерной войны; 2)установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения неравномерности такого развития; 3)преодоления социально-культурной неравномерности развития и отсталости многих народов и людей в мире; 4)управления целесообразным для земной жизни и человеческого прогресса развитием научно-технической и информационно-коммуникативной революций с целью гуманистической направленности их развития; 5)устранения крайне опасного для человечества и земной жизни эгоистически-капиталистического развития и рыночной капиталистической экономики; 6)формирования гуманного, социально-справедливого, экологичного и экономного общественного устройства. . Второй комплекс проблем вырастает из современного характера отношений общества с биосферой и земной природой. Это проблемы:1)преодоления начавшейся деградации и сохранения биосферы и биосферной жизни на нашей планете, поддержания естественного биотического круговорота веществ в биосфере; 2)ограничения и безопасности формирования разрастающейся техносферы как неживого искусственного мира, интенсифицирующего социальные и биологические процессы и в то же время отрицательно воздействующего на здоровье человека, на состояние и развитие биосферы, ее составных частей; 3)ограничения и крайне осмотрительного формирования стихийно или сознательно на основе биотехнологий трансформированных, постбиосферных живых организмов; 4)предотвращения отрицательного воздействия антропогенных загрязнений на биосферу и ее составные части, в результате чего происходят стихийные бедствия или трансформационные изменения в биосфере, ее живой природе; 5)защиты земной природно-биосферной среды и механизмов ее самовоспроизводства от техногенного воздействия и иных разрушений; 6) сбалансированности и в целом рационального роста населения, его непомерно растущих потребностей и интересов, оптимизации, безопасной и гармоничной коэволюции современного человечества и всей биосферной природы; 7)продовольственного обеспечения населения с учетом экологичности (естественности) и высокого качества всех типов и видов продуктов питания; 8)безопасного энергетического обеспечения жизнедеятельности населения всей планеты; 9) сохранения лесов и дикой природы, мирового океана, рек, озер и особенно исчезающих почв в жизнеспособном состоянии;10)безопасного освоения Мирового океана и водных богатств, сохранения источников пресной воды, поддержания их экологической чистоты;11)разрушения и истончения озонового слоя в верхних слоях атмосферы;12)освоения и использования околоземного и космического пространства в мирных целях и в целях прогресса человечества и биосферы и др.

Третий комплекс глобальных проблем – сохранения и выживания человека и человечества в условиях техно-ноосферного перехода жизни на планете Земля от ее естественных к искусственным формам. Комплекс включает следующие группы проблем эволюции человека: 1)преодоления негативных аспектов трансформации человека, сохранения его биосферной одухотворенной телесности и достижения в нем гармонии социальных и природных качеств; 2)утверждения глубокого гуманизма в сознании человека и его взаимоотношениях с обществом и земной природой, особенно биосферной, соблюдения правовых гарантий каждого человека, прежде всего права на жизнь, а также на существование в здоровой естественной и искусственной окружающей среде; 3)преодоления антигуманных и иных негативных тенденций в развитии и использовании человечески обществом науки, технологии и техники; устранения преград на пути всестороннего, планомерного и гуманного развёртывания научно-технического прогресса в интересах человечества и биосферной жизни; 4)искоренения негативных сторон урбанизации и техносферизации, непродуманного строительства городов и производств, формирования искусственного вещественно-пред- метного и электромагнитного окружения человека; 5) преодоления так называемых «городских», или «цивилизационных», и иных опасных заболеваний техногенного характера, опасной для здоровья социально нежелательной интеграции биологического и техногенного в человеке, создавая социальные условия для формирования физически и психически здорового человеческого организма; 6)воспитания нравственно здорового и всесторонне развитого человека, ведущего здоровый образ жизни и отвергающего античеловечные свойства и вредные привычки; 7)формирования развитого интеллекта, высокого уровня сознания, научно-философского мировоззрения у человека, его осознанной акти- вности, трудоспособности, коллективности и толерантности, разумных потребностей и интересов, исключающих нанесение ущерба людям и биосферной природе; 8)формирования у населения экософского мировоззрения, экологических знаний, экологической этики и психологии и т.п. Все три комплекса разделены условно в типологическом описании, поскольку представляют собой единое целое, отражающее глобальную техно-ноосферную эволюцию земного мира и жизни на нашей планете.

Далее студентам следует на основе прочитанного данного текста и учебной литературы составить представление о России в процессах глобализации, основных направлениях решения глобальных проблем в нашей стране, реализации идей Конференций ООН по вопросам устойчивого развития общества и природы (КОСР-92+20) в российском государстве.

Вопрос 3. Исторический процесс протекает в разных формах. В истории развития биосферы и общества отмечаются эволюционное развитиеи революционные переходы, перевороты с качественными изменениями. Эволюция – сравнительно медленный и плавный процесс накоплений и изменений в природе и обществе, который не сопровождается сменой их основ. Что касается социума, то эволюция проявляется в виде реформ, которые изменяют отдельные стороны социального организма. Революции же представляют собой такие скоротечные трансформации, которые нередко завершают медленные процессы изменений, в корне преобразующие общественный организм. Среди таких революций отмечаются социальные, политические, технические, научные, а сейчас и комплексные – социотехноприродные. История биосферы и социума включает в себя и такие явления, как прогресс и регресс,которые выражают направленность изменений в истории. В первом случае (прогресс) речь идет о восходящем развитии общества, а во втором (регресс) – о снисходящем, характеризующемся распадом социальных связей и деградацией общества, упадком форм его жизни.

Одной из особенностей развития общественного организма является ускоряющаяся смена цивилизаций. Цивилизация представляет собой определенную ступень в общественном развитии. Если Л.Морган и Ф.Энгельс рассматривали цивилизацию как ступень, следующую за варварством, то впоследствии философы и ученые стали обобщать и выделять крупные этапы в общественном развитии. Впервые К.Маркс создал теорию общественно-экономических формаций как определенного типа общества, находящегося на конкретной ступени общественного развития. В основе такого деления является способ производства материальных благ. Отсюда утвердились в литературе такие цивилизации, следующие друг за другом: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая. Появление теорий индустриализма и постиндустриализма привело рассматривать ступени развития не по социально-экономическому и классовому признаку, а по способу превалирующей в обществе деятельности. Отсюда появляется выделение иных типов цивилизации: земледельческие, индустриальные (промышленно-городские) и постиндустриальные. С пониманием, что современное общество пошло развиваться по техногенному пути, появляется термин «техногенная цивилизация», которое впервые ввел в научный оборот в 1989 г. академик РАН В.С.Стёпин, рассматривая истоки ее происхождения и ее некоторые ценности. Это понятие утвердилось в философской и научной литературе. Важнейшие сущностные черты техногенной цивилизации (общества) впервые были сформулированы Э.С.Демиденко в монографии «Техногенное общество и земной мир. М.-Брянск, 2007»: 1)стремительное формирование качественно новых, научно-технических производительных сил, пришедших на смену естественно-земледельческим (если в 1800 г. на долю человека и животных приходилось 98% всех выполняемых в мире работ, то сейчас столько приходится на долю технической энергетики); 2)невиданное ранее возрастание техносферы как неживого вещественно-предметного и электромагнитного мира (если за прошедшие 210 лет –1800-2011– городское население увеличилось в 80 раз, с 45 млн. до 3,4 млрд. горожан, с 5,1% от мирового населения до 51%, то техносфера по массе и объему во многие тысячи раз); 3)коренное изменение биосферного мира на техногенное (за два века количество техногенных почв увеличилось с нескольких процентов до 55%, а биосферных сельскохозяйственных почв осталось всего на 1,5 столетия; в почвах же и на почвах существует и за их счет питается 92% всех живых организмов); 4) изменение биогеохимических процессов и биотического круговорота веществ в природе с биосферного на техногенно-биосферный; 5)изменение биосферных биогенных процессов в живых организмах на техногенно-биогенные; 6)загрязнение в ходе технико-технологической деятельности человека воды небиосферными синтетическими веществами, воды как важнейшей составляющей биосферы и живого вещества; 7)качественное ухудшение продуктов питания в результате различных загрязнений почв и снижения в них на 5-7% полезных веществ за десятилетие; 8) изменения техногенного характера структуры живых организмов, особенно человеческого (в теле горожанина находят до 2 тыс. искусственных веществ, а в материнском молоке – до 300).

Это и многое другое говорит о том, что общественный организм и мир в целом коренным образом меняются в результате техногенного развития, на смену разрушаемой биосфере приходит техносфера. Последняя имеет как положительные, так и отрицательные свои черты. Она способствует выполнению многих социальных и иных задач, способствующих общественному развитию: 1)она сама по себе составляет богатство человека и человечества – от места трудовой, высокоэффективной и комфортной деятельности до благоустроенного жилья и предметов роскоши; 2)благодаря ей происходит сжатие социального пространства, ускорение процессов социализации, образования, развития сознания и интеллекта человека; 3)материально-техническая база техносферы является основой дальнейшего удовлетворения личностных и общественных потребностей за счет переработки природных ресурсов; 4)она является своеобразным катализатором ускорения и повышения качества социльных процессов и вцелом человеческой жизнедеятельности; 5)в техносферных условиях происходит искусственное ускорение биологических процессов, особенно при целенаправленном выращивании продуктов питания; 6)качественно сформированная техносфера служит комфортной средой для протекания жизненных организменных процессов человека и изоляции от неблагоприятных климатических условий. И это далеко не все функциональные положительные стороны техносферы.

В то же время создаваемый человеком техносферный мир вызывает и многие отрицательные воздействия на биосферу, человека и общественную жизнь. Среди отрицательных воздействий и последствий можно назвать такие: 1)техносфера вытесняет естественный природный мир на больших пространствах, сокращая поле естественной жизни на планете; 2)отходы от производства и функционирования техносферных объектов загрязняют биосферную природу и подавляют ее; 3)химическая и электромагнитная составляющие техносферы ста- новятся крайне опасными для живых организмов и особенно для человека (в 2011 г. в основном по их вине погибло в мире около 30% пчел и шмелей); 4)особую опасность вызывают техносферные объекты (вещества, предметы), которые не разлагаются и не утилизируются под воздействием биосферных процессов и требуют технологической утилизации; 5)отрицательно воздействуют на человеческий организм различного рода электромагнитные излучения, сфера которых в мире сильно расширяется. И это тоже далеко не полный перечень того, что относится к отрицательным свойствам формируемой техносферы.

Краткий анализ показывает, что усиление техногенности общественного и социоприродного развития вызывает кризисное состояние биосферной природы на планете и для его преодоления требуются все большие и большие усилия человечества. Глобальные процессы и проблемы человечества выступают как проявление противоречивости всемирной истории, вызывающей эволюционный кризис современной цивилизации и земной природы, поскольку на смену биосферно-биологической эволюции приходит социотехноприродная эволюция, содержание которой определяется уже современным обществом. Из сказанного вытекает, что человечеству следует определиться, по какому пути ему идти: продолжать наращивать техносферу взамен биосфере, или же всемерно укреплять и даже возрождать в необходимых и разумных пределах биосферу. Что касается сохранения биосферной природы, все зависит от того, будет ли человечество следовать эгоистическому, т.е. капиталистическому, пути развития или же перейдет к гуманному общественному развитию на основе социальной справедливости и социального равенства. Только осуществление гуманистической перестройки общественной жизни и коэволюционного, устойчивого развития общества и биосферы откроет возможности обществу решить социальные и глобальные проблемы человечества. Если это не удастся сделать, то ожидает всех другой вариант: уничтожение биосферы и формирование искусственной постбиосферной жизни с трудно предсказуемыми последствиями.

На основе прослушанных лекций и чтения рекомендованной литературы студентам предстоит осознать, как происходит формирование техногенных общественных систем (индустриальных и постиндустриальных) и как они изменяют социальный и природный облик планеты Земля. Важно также усвоить особую роль науки, техники и технологий, знаний и информации в становлении новой земной реальности.

Студентам рекомендуется составить представление, в каком направлении развивается общественный организм (его социальное, экономическое, политическое, духовное, культурное, бытовое, природное содержание) и в каком направлении изменяется природа биосферы и человека. На основе этого необходимо попытаться создать картину комплексного изменения общественного организма, биосферы и человека. Тогда и будущим выпускникам университета станет более ясно, какие меры необходимо предпринять по сохранению биосферы, биосферной жизни и биосферного человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вопросы рассматривает философия истории в отличие от традиционной истории?

2. В чем проявляются объективные и субъективные факторы общественно-исторического развития?

3. Как истории общества сказывается на истории развития и трансформации биосферной природы?

4. Что представляет собой современная глобализация и какие последствия получает человечество от ее восходящего развития?

5. Охарактеризуйте два важнейших подхода в изучении и развитии глобализации: 1) социально-экономическая глобализация и 2) эволюционная социотехноприродная глобализация.

6. Как Вы различаете глобальные процессы и глобальные проблемы? Какова взаимосвязь между ними?

7. Какие три комплекса глобальных проблем Вы знаете? Охватываются ли ими все проблемы?

8.Каковы важнейшие сущностные черты техногенной цивилизации?

9.Почему на смену биосфере приходит техносфера, а не ноосфера с ее высшим состоянием биосферы, к чему призывал В.И.Вернадский.

10.Какие положительные и отрицательные черты техносферы Вы можете отметить?

11. Какое будущее Вы представляете для человечества и биосферы, исходя: 1) из существующих условий развития событий на планете; 2), из других, предлагаемых Вами, условий формирования общества и возрождения и реконструкции биосферы?

12. Какую роль в положительном изменении мира могут сыграть специалисты-экологи и другие географы и защитники природы?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.