Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Становление философии социоприродного развития земного мира.



Вопрос 1. Среди философских систем XIX в. сформировалось и учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1995), оказавшее огромное воздействие на мировой исторический процесс, на формирование ряда научных концепций, развитие мирового коммунистического и рабочего движения.

Марксизм возник в 40-х годах XIX в. в Германии. Он представляет собой сложную мировоззренческую систему, составными частями которой являются философские, экономические и социально-политические учения. Студентам предстоит усвоить его философское учение – диалектический и исторический материализм. В настоящее время существует немало направлений, вариантов и версий классического марксизма и его философии.

Идейным источником философии марксизма послужила немецкая классическая философия и в первую очередь системы Гегеля и Фейербаха. Великую заслугу Гегеля Маркс и Энгельс видели в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и попытался раскрыть внутреннюю связь этого движения. В то же время классики марксизма считали, что проблема была поставлена, но не решена. С их точки зрения, это объяснилось следующими причинами. Во-первых, неизбежными пределами – как собственных знаний Гегеля, так и воззрений его эпохи. Во-вторых, будучи идеалистом, он все «поставил наголову»: для него мысли человеческой головы были не отражением действительности вещей и процессов, а наоборот, вещи и процессы изображались лишь воплотившимся отражением абсолютной идеи, существовавшей еще до сотворения мира. Таким образом, связь мировых явлений была совершенно извращена.

Преодолевая идеализм Гегеля, его идеалистическую диалектику, а также метафизический и механистический материализм XVIII в., Маркс и Энгельс создают диалектический материализм,основой которого является материалистическая диалектика.

Источник развития материалистической диалектики основоположники марксизма видели в обобщении и осмыслении всего общественно-исторического опыта, достижений естествознания и общественных наук. Энгельс полагал, что с каждым великим открытием в естествознании материализм меняет форму. На основе многих открытий Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, выявил основные формы движения материи и их взаимосвязь, выработал единую системную картину природы конца XIX в.

С точки зрения Энгельса, предметом материалистической диалектики (или диалектического материализма) является изучение наиболее общих, то есть диалектических законов природы, истории общества и познания, в том числе и в первую очередь мышления.

Другим важным достижением философии марксизма является материалистическое понимание истории. Из всей сложнейшей и многообразной совокупности общественных связей и отношений Маркс выделил отношения материальные, производственные. Эти базисные, первичные отношения складываются, не проходя через сознание людей. Они и определяют все остальные отношения, которые проходят через сознание. Их Маркс назвалидеологическими.

Центральной категорией, при помощи которой Маркс пытался постигнуть сущность капиталистических отношений и место, которое в ней занимал человек, является категория отчуждения. Используя ее, Маркс пытался осмыслить сущность буржуазного строя, которую он видел в антагонизме между трудом и капиталом. В отличие от Гегеля и Фейербаха Маркс главное внимание обратил на отчуждение труда и самоотчуждение работника.Во-первых, от работника отчуждается созданный им продукт труда. Во-вторых, происходит отчуждение трудовой деятельности работника, поскольку его собственная физическая и духовная энергия, воплощенная в продукте труда, принадлежит владельцу средств производства.

Историческая необходимость замены частной собственности общественной – таково самое краткое выражение сущности учения Маркса и Энгельса об обществе.

Среди фундаментальных научных понятий, введенных данными мыслителями в науку, важное место занимает понятие общественно-экономической формации. Благодаря введению данного понятия, удалось обнаружить закономерности движения истории, выявить движущие силы перехода человечества от одного этапа к другому. Поэтому студенты должны вникнуть в сущность формационной концепции развития. Однако следует понимать, что развитие общества – весьма сложный, симфонический, если можно так сказать, процесс, а значит, только формационная концепция развития не может описать, объяснить и предсказать общественные процессы.

Учение марксизма о том, что классовая борьба (а она отмечалась уже Платоном, Макиавелли, французскими историками) приведет к победе рабочего класса и построению бесклассового общества, явилось основой деятельности большевистской социал-демократической партии, совершившей Октябрьскую революцию. Надо уяснить, что не только создание СССР как великой державы оказало влияние на весь ход мировой истории, но и сами идеи марксизма послужили источником многих научных концепций, даже тех, что стремились преодолеть марксизм. Это касается и развития западной социологии, и экономической теории Д. Кейнса, а в связи с экономическим кризисом, разразившемся в 2008 году на Западе, интерес к трудам Маркса резко возрос.

Как известно, марксизм получил достаточно широкое распространение в мире, в том числе его философия. Научно-философская ценность марксизма признается и многими его противниками. В своей книге «Великий провал. Рождение и смерть коммунизма в XX столетии» Бжезинский отмечал: «Марксизм представляет собой новый, исключительно важный и творческий этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм означает победу активно относящегося к внешнему миру человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой… Марксизм ставит на первое место систематическое и строгое научное изучение материальной действительности, также как и руководство действием, вытекающем из этого учения».

Вопрос 2. Следует отметить, после марксизма в мире появляется множество философских учений, среди которых все больше и больше вырисовываются философия жизни, философия экологии, философия науки, техники и техносферы и т.п., на их базе формируются различные концепции философии истории и социальной философии. Особо следует остановиться на формировании неклассической философии. В Новейшее время, в последней трети XIX и по XX век, в европейской философии произошла радикальная смена типов и способов философствования путем отрицания тех классических форм, которые сложились в XVII-XIX веках. В основе этой смены становится отказ от культа Разума,от его претензий на решениеважнейшихчеловеческих и иных проблем в обществе, его притязаний на переустройство окружающей действительности. Начинается поиск истины не только на путях развития науки, но и иных форм и стилей решения актуальных проблем человечества. В это время можно выделить три основных тематических направления философствования: антропологическое, философия нерационального, философия рационального.

Антропологическое направление в философии очень разнородно. Оно представлено философской антропологией М.Шелера, поставившего задачу универсального познания человека и раскрытия его сущности. Философская антропология берет свое начало, как считают многие, от трудов Шелера, хотя ее фундамент заложен во второй половине Х1Х в. научными исследованиями Ч.Дарвина и Ф.Энгельса. В персонализме (Э.Мунье)человек рассматривается как персона (личность), которая устремлена к творческой свободе. Классический фрейдизм (З.Фрейд)предпринял попытки выявить и раскрыть в духовном мире человека бессознательное начало как особый мир психических процессов и состояний. Неофрейдизм (Э.Фромм) выступил с доказательствами необходимости гуманизации современного ему, по сути капиталистического и тоталитарного, общества и борьбы с разрушительными тенденциями в нем – технократическими, потребительскими… Экзистенциальная философия (А.Камю, Ж.П.Сартр) рассматривает человека в пограничной ситуации, в которой и раскрывается сущность его. В этом абсурдном мире, на грани жизни и смерти, возможны только два выхода: смирение («самоубийство») или же сопротивление («бунт»). Экзистенциализм предлагает обретение свободы через борьбу за собственное достоинство.

Философия нерационального сформировалась как реакция на культ Разума в европейской философии Нового времени. В центре ее внимания – нерациональное как духовная реальность особого рода (инстинкты и воля человека, его чувства, интуиция, эмоции и т.п.). У истоков философского иррационализма был немецкий философ А.Шопенгауэр, считавший этот мир найхудшим из возможных миров, пронизанный темной и слепой «волей к жизни» Еще полнее идеи иррационализма получили некоторое обоснование в философии жизни (Ф.Ницше, А.Бергсон). В этом бесконечном потоке жизни основным принципом является воля к власти, влиянию и господству. Мир есть арена жестокой борьбы за власть, превосходство над другими существами как в обществе, так и в природе. Выживают здесь только сильные. Идеальным типом у Ницше является в будущем сверхчеловек, который сумеет изменить свою несовершенную природу. Французский мыслитель А.Бергсон рассматривал мир не как нечто завершенное, а как «жизненный порыв», в процессе которого рождаются новые формы бытия. Становящаяся новая жизнь не может быть постигнута разумом, и ему на помощь должна придти интуиция. Она ведет постижению и созерцанию истины о мире путем творческого вдохновения и силы воли, а носителями ее выступают интеллектуальная и творческая элиты общества. В свою очередь О.Шпенглер некоторые посылки иррационализма применил к историческому процессу, рассматривая историю как движение культурных организмов (цивилизаций) от своего рождения к гибели.

В Новейшее время философия рационального переходит в философию науки, в рамках которой рассматривается история научного познания, механизмы и основные тенденции развития науки как социального института (Л.Витгенштейн, Т.Кун, К.Попер). Существенный вклад в исследование этой проблематики вснес немецкий ученый М.Вебер, определивший науку как важнейший атрибут современного западноевропейского общества.

Вопрос 3. В ХХ в. активно формировалась философия техники (Э.Эспин и др.). В 60- 80-е годы широкое распространение получили технократические концепции.Например,концепции индустиализма (Р.Арон), постиндустриального и информационного общественного развития (Д.Белл и др.).В них не только было показано действительное влияние научно-технической революции на развитие общества, но оправдывалась сама технократическая идея, что социально-экономические, культурные и иные проблемы развития общества можно решить только на основе научно-технической революции. Так, например, Г.Кан и Э.Тоффлер были уверены, что благодаря НТР, человечество в будущем получит высокий уровень благосостояния. Но, как мы видим, активное использование НТР привело к тому, что в 2011 г. на планете погибло порядка 30 % пчел и шмелей. Поэтому студентам следует обратить особое внимание на распространение технократических идей, преподносимых обычно в радужной оболочке. Студентам следовало бы усвоить хорошо концепцию НТР и ее роль не только в стимулировании многих сторон общественного прогресса, жизнедеятельности людей, но и обратить внимание на ее отрицательные последствия, особенно в трансформации биосферы и человека. В условиях «технократической перегрузки» общественной жизни рождается и такое направление как постмодернизм (Ж.Деррида, Ф.Гваттари, Ж.Бодрийяр),отрицающие закономерности общественного развития и пытающееся свести общественное развитие к череде бесконечных социальных изменений, в основе которых находятся факторы культуры и возможности удовлетворения социально-культурных потребностей производством. Как отмечал А.Турен, их теория воспринимается как эпоха, «отрицающая саму идею общества, разрушающая ее и замещающая ее идеей постоянного социального изменения». Постмодернисты отмечают нарастание разрыва между личностью, обществом и природой, но не объясняют его причин и как его преодолевать.

Вопрос 4. Становление философии социоприродного развития земного мира связано с именами В.И. Вернадского, Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена, которые еще в первой половине ХХ в. поставили вопрос о последствиях воздействия общества на биосферную природу. Если за 3,7 млрд лет развивающееся живое вещество планеты преобразовало ее поверхность, то человечество, как заметил В.И.Вернадский, это делает значительно сильнее и за более короткое время. Э.Леруа предположил, что в итоге такого воздействия человечества на биосферу планеты произойдет ее социализация (гоминизация – в его выражении) и назвал социализированную биосферу ноосферой.В.И.Вернадский поддержалегопрогноз, который, к сожалению, не сбывается, поскольку стремительно разрушается человечеством биосфера – образно говоря, проедается. Понимание этого привело к исследованию социотехноприродных процессов в ходе совместного развития социума, порожденной им техники и биосферы, а затем и социально-техногенного развития мира и жизни на планете. Эти процессы исследовали философы и ученые Брянской научно-философской школы (Э.С.Демиденко и др.), сделав вывод о смене на Земле биосферно-биологической эволюции жизни на эволюцию социотехноприродную, которая ведет не к формированию ноосферы, а техно-ноосферы, когда на смену природной оболочке жизни приходит техносферная, а биосфера теряет свои воспроизводительные функции, передавая их социуму. Эту философию сами авторы философией социально-техногенного развития мира и жизни.

В ХХ1 веке продолжает расширяться новое понимание направления социоприродного развития как становления постбиосферной, искусственной, техно-ноосферной жизни в процессе разрушения вековой биосферно-биологической эволюции. Исследователи не только делают заключение о смене направления эволюции жизни, но и предлагают меры по сохранению биосферы и человека. Будущим специалистам в области экологии и природопользования рекомендуется внимательно ознакомиться с трудами этого направления, которые есть в университетской библиотеке.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какой крупный поворот совершили К.Маркс и Ф.Энгельс в понимании материалистического мировоззрения по сравнению с предшествующим им материализму? Как чаще всего называют философию классического марксизма?

2.Дайте полную характеристику философской теории диалектического материализма.

3.К.Маркс о назначении новой философии по сравнению с предшествующей.

4.В чем выражается антропологическое направление в философии? Назовите его основные концепции и их авторов.

5. Что собой представляют концепции нерационального? Назовите теории и их авторов.

6. Каким образом философия рационального переходит в философию науки?

7. В чем проявилось развитие философии техники и становление и распространение на этой базе мировоззренческого технократизма со всеми пагубными его последствиями для развития жизни на Земле?

8.Насколько Вы усвоили сущность технократических теорий, получивших развитие на Западе: индустриального, постиндустиального, информационного общественного развития?

9.Чьи учения послужили основой для развития теоретико-фило- софских концепций современного социоприродного развития жизни на нашей планете?

10.Что собой представляет философия социально-техногенного развития мира?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.