Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антропологический материализм Л.Фейербаха.



Вопрос1.Немецкая философия конца XVIII – первой трети XIX вв. представлена именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Она занимает важное место в истории философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени – вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Главным ее завоеванием является разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. В ней нашли отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно-исторические особенности, присущие Германии того периода. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, отстававшей в своем развитии от Англии и ряда других государств. К тому же Германия была разделена почти на 300 самостоятельных государств с преобладанием карликовых. Программа по дисциплине «Философия» предлагает изучение творчества трех величайших ее представителей: И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.

Основоположник немецкого классического идеализма Иммануил Кант (1724-1804) был профессором Кенигсбергского университета. Все его творчество можно разделить на два периода: 1) докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.) и 2) критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.)

В течение докритического периода философский интерес

И.Канта был направлен на изучение и решение проблем естествознания и природы. В критический период его деятельности интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизмов познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.

Важнейшими проблемами философских исследований И. Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания, особенно вопросы развития. Для его эпохи многие философские выводы были прямо-таки революционными:

1. Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака и взаимодействию частиц;

2. Природа имеет свою историю во времени, а не вечна и неизменна;

3. Природа находится в постоянном изменении и развитии;

4. Движение и покой относительны;

5. Все живое на Земле, в том числе и человек, является результатом естественной биологической эволюции.

Студенты университета с особым вниманием должны подходить к изучению философских воззрений Канта, жизнь которого была тесно связана с нашим городом. Прежде всего, надо осознать, что смысл философии, по мысли Канта, состоит в ее гуманистическом призвании. Перед человеком, перед наукой, перед философией стоят важнейшие вопросы: что я могу знать? что я должен делать? на что смею надеяться? Ответ на эти вопросы позволит лучше решать и главные вопросы нашей эпохи: что представляет собой человек техногенной цивилизации? какова его роль в развитии современной жизни? сохранит ли человечество биосферу, биосферную жизнь и себя как уникальное порождение биосферной природы и развивающегося социума?

Для того чтобы ответить на первый вопрос, следует изучить, полагал Кант, возможности и способности человека к познанию. Этому посвящен знаменитый труд Канта «Критика чистого разума», основные идеи которой студентам полезно знать.

Ответ на второй и третий вопросы Кант дал своими работами «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Религия в пределах только разума». Именно в них он обсудил важнейшие проблемы этики, сформулировал нравственные требования, высказал идеи о том, каким образом можно строить моральное воспитание. Студенты должны уяснить, что такое категорический императив, в чем смысл автономии морали. Необходимо понять, почему нельзя делать других людей средством для достижения своих целей.

В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма –невозможности познания окружающей действительности. Он выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая сложная действительность – объект, а субъект познавательной деятельности –человек,его разум,поскольку способности и возможности человеческого разума ограничены. Пытаясь выйти за рамки своих возможностей, разум наталкивается на неразрешимые противоречия, которые Кант называет антиномиями.

Одним из центральных понятий философии Канта является «вещь в себе». Эта внутренняя сущность вещи не мешает быть познанной разумом. Человеческий разум, по Канту, может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира, а не внутреннюю их сущность. При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: 1) собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии и 2) внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе.Само человеческое сознание (чистый разум), которое принимает сигналы окружающего мира, имеет свою структуру – формы разума.

Чувственность– первый уровень сознания. Формы чувственности – пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок – следующий уровень сознания. Формами рассудка являются категории как предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени (Примеры категорий – количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т.д.).

Разум – высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например, идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

Согласно Канту, с помощью категорий – предельно общих характеристик всего сущего – рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

Наряду с «чистым разумом» – сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении – «Критика чистого разума». Здесь И. Кант сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: 1)человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; 2)человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Историческое значение философии И.Канта:

дано обоснованное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы;

выдвинуты идеи эволюции земной и неземной природы, идеи биологической эволюции;

проведено исследование познавательной способности человеческого разума, познавательного процесса;

сформулирован категорический императив – моральный закон;

выдвинута идея демократии и правового порядка - как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Вопрос 2. Особое место в немецкой классической философии занимает Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831). Студенты должны запомнить, что именно этот великий философ сформулировал и глубоко исследовал законы диалектики, которым подчиняются явления и процессы в природе, обществе, мышлении, выделив всеобщие законы бытия и познания.

Следует обратить внимание на то, что идея развития, понимаемая диалектически, пронизывает все произведения Гегеля. Описание противоречий социального бытия приводит Гегеля к утверждению, что «истинное бытие человека есть действие», что труд, который создал человека, поработил его. Но труд же и освободит человека. Во всемирной истории, полагал Гегель, происходит восхождение к свободе. Для каждого человека свобода означает осознание и принятие исторической необходимости. Стоит поразмышлять над этим утверждением.

Внимательно прочитав в учебнике раздел о философии Гегеля, надо ответить на вопрос: к какому направлению в философии – материализму или идеализму – относят воззрения этого мыслителя.

Вопрос 3. Сильное влияние на разные направления философской мысли оказал Людвиг Фейербах (1804-1872). Подобно Канту, он считал главной философской проблемой выяснение сущности человека, считал необходимым ответить на вопрос: что есть человек?

Рассматривая антропологическую философию Фейербаха, т. е. учение, в центре которого человек (греч. слово антропос), надо понять, в чем мыслитель видел природную сущность человека, понять, почему Фейербах считал человека также и продуктом культуры.

Большое место в концепции Фейербаха занимает анализ происхождения и сущности религии. В этом также студентам надо внимательно разобраться, поскольку на религиозной тематике очень многие спекулируют, делают бизнес, не считаясь с нраственными нормами и даже нравственными постулатами самой религии.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие новые научно-материалистические исследования провел И.Кант и какие теории и идеи оставил нам в наследство?

2.Чем характеризуется второй период в деятельности И.Канта?

Почему его называют агностиком? Что мы можем знать о «вещах в себе»?

3. Почему, согласно И.Канту, человек – житель двух миров?

4.Что И.Кант понимал под свободой человека?

5.Каковы основные темы немецкой классической философии?

6.В чем проявилось противоречие между философской системой Г.Гегеля и его диалектикой? Что высоко оценили в философском творчестве Г.Гегеля К.Маркс и Ф.Энгельс?

7.Что собой представляет объективный идеализм Г.Гегеля? Дайте ему характеристику.

8.С какой критикой учения Г.Гегеля выступил Л.Фейербах?

9.В чем состоит сущность антропологического материализма Л.Фейербаха?

10.Какую роль должна играть философия, согласно Л.Фейербаху?

 

Тема 5. Философия классического марксизма и Новейшего времени (конец XIX – XXI вв.)

Вопросы темы:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.