Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Слабые и сильные согласны е

Двойное членение языка

Единицы = знаки.

Элементы – форма есть, значения нет.

 

Дискретность

Относится не к единицам, а к элементам (фонемы). Возможность разделить текст на слова.

6 гласных

Мел

Мал

Мол

Мул

Мил

Мыл

Мы можем произнести звук, средний между о и а, но никакого нового смысла не получаем.

Дискретность – не непрерывность

 

Минимальные пары

Кол

Дол

Шёл

похожие звуковые конструкции – похожие смыслы – нет ни в одном языке. Как правило, такие слова сильно различаются.

 

Приставка у – смысл лишительности.

 

Если разница на элемент или несколько элементов

Ром

Рим

Ряд

Рад

Похожи по звуковой оболочке, но различны по смыслу.

Благодаря этому существует поэзия.

 

Продуктивность

Непременное свойство языка как знаковой системы. Человеческий язык обладает огромными возможностями строить новые комбинации из уже существующих элементов или единиц.

Приставка + корень = новое слово.

Сборка предложений.

 

Языковые единицы

Морфема (корень, аффикс (приставка, суффикс), окончание)

Слово

Предложение

Высказывание (несколько предложений, набор реплик, абзац, законченная мысль одного из говорящих)

Текст (условно)

 

Элементы

Фонема (имеет материальную оболочку, не обладает самостоятельным смыслом, строит.материал, смыслоразличительная функция – мал, мол)

Контекст

Когда я беру слово, оно значит то, что я хочу. Слово в определенном контексте может иметь другое значение, чем в общеязыковом смысле.

Я – тот, кто говорит.

Лево, право – вне контекста нет значения.

Энантиосемия – употребление в контексте в противоположном смысле. «Малыш» - прозвище детины.

Есть ли на столе соль?

Чередуемость

Говорящий – Слушающий.

 

Полная обратная связь

Мы слышим то, что говорим другому.

 

СВОЙСТВА ЯЗЫКА

Универсальность

На человеческом языке может выражено больше смыслов, чем в другой коммуникативной системе

Произвольность

Двухуровневое членение

Дискретность

Продуктивность

 

27 сентября Языкознание лекция

 

Лингвистика имеет право на расщепление языка. Язык анализировать так же трудно, как и себя самого, т.к. язык и есть мы. Есть специальный аппарат для расщепления языка на разные грани разными способами

Бинарная оппозиция – расчленение пополам. Фердинанд де Соссюр. Противопоставление языка и речи.

Освоение речи: сбор из конструктора.

Лучше учить не слова, а выражения, диалоги.

Клише – среднее между единицами языка и правилами их сочетания. Усвоение готовых языковых моделей.

Язык – то, что присутствует в сознании у участников коллектива и дает им возможность понимать друг друга.

Речь- каждое высказывание, текст, диалог, произнесенный или написанный на этом языке. Каждое реальное функционирование употребления языка.

Язык и речь не существуют друг без друга. Язык должен реализовываться в речи, речь не возможна без языка, т.к. тогда речь никому не будет понятна.

Язык полностью становится мертвым, когда никто на нем не пишет, не говорит, не понимает. Язык с нерасшифрованной письменностью, например.

Язык иногда объявлялся идеальным, ощущался таковым. Им пользовались образованные люди. Латынь.

Миссионер, приезжающий в Южную Америку находил сложные системы времен у индейцев, искажая реальность. В языках старались видеть то, чего там нет (падежи). Итальянский, немецкий, французский – испорченная латынь.

Лингвист должен проделать ту работу, которую маленький ребенок делает бессознательно. Составить словарь, набор правил для этого инвентаря. Все это на основе звучащей или письменной речи.

В языках может не быть чего-то очень нужного, но это нормально.

Речь, с одной стороны дает правила и принципы, с другой – демонстрирует их несводимость в да и нет, их гибкость.

Свойство современной лингвистики – она анализирует и описывает, но не предписывает.

Язык берет из разных ареалов – аканье, взрывное г, мы не говорим «в» (деука вереука).

Образцовые тексты закрепляют нормы.

Современные языки Европы ориентированы на разговорную речь. Попытки создания эсперанто – попытка создать общеевропейский литературный язык, не ориентированный на конкретный язык, но направленный на универсальность и схожесть всех языков.

Литературный вовсе не обязательно ориентирован на разговорный, это может быть язык чужой страны. Старо-французский какое-то время был литературным языком Британии.

Стремление создания литературного языка, приближенного к национальному.

Узнать мы хотим язык, а изучаем речь.

 

Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете. Это очень хорошо и большим и детям.

Фонема

Морфема

Слово

Предложение

Высказывание

Текст

 

Внешняя оболочка+смысл. Единицы первоначального уровня смысла или содержания не имеют.

Данная схема дает возможность членить речевой поток.

Спектрогрально деления на звуки и слова не видно. Текст произносится слитно.

Разделяем мы сравнивая с другими словами. Могут быть ошибки – дождь пока пал. Покапал. Ударение. Пока. Разные ударения и интонации – суперсегментные единицы. Ударение делает слог сильным и долгим.

 

Мъл^ко

Что погубило английские падежы? Ударение чаще падало на начало корня слова. Все, что ставовится заударным произносится слабо или выпадает. Оказалось скопление согласных, они стали упрощаться до одного звука или выпадать. Окончания падежей исчезли.

Сантхи.

 

Мы делим на слова и звуки, опираясь на смысл, на способность звуков фигурировать в других смысловых комбинациях.

 

«И», «а» - слова, но значения их условны, они почти не имеют значения, они структурируют речь.

Предложения делаются по интонации (но есть сложные случаи).

 

В следующий раз с/р.

Синхрония – состояние языка в данный момент. Синхронный срез языка 1824 года. Некоторый конкретный срез, не имеющий протяженности. Срез дуба. Современный русский язык.

Диахрония – исторический процесс явления в развитии. История языка. Движение от корней, продольный разрез. Нужны живые носители, памятники.

Словарь

Инициатор – нейтральное.

Зачинщик – отрицательное.

Застрельщик – положительное. Слово появилось и исчезло.

 

Как правило, отказ от чего-либо означает, что то, от чего отказались когда-то было очень важно.

 

Этимология в Древней Греции – восстановить истинную старую форму слова, понять по ней значение современного. Замкнутый круг.

17 веке обратили внимание на то, что языки делятся на группы.

Германская Романская Славянская

Hand main рука

Manо ренка

 

Германские – от древнееврейского (идея).

Индийские гимны религиозные. Чтобы они сохранились неизменными, нужно было описать.

Грамматика Панини – самое полное описание какого бы то ни было языка 3-4 век до н.э. Описание санскрита. Язык родственен с германскими, романскими, славянскими, латынью. Готский, кельтский, латынь, санскрит – общий мертвый предок. 19 век. Иранские тоже. Произошла реконструкция языка – праиндоевропейский. Распался на прароманский, похожий на латынь.

 

Праиндоевропейский

Праиранский прагерманский(с з в герм – шв.норвж.дат.исл.) пракельтский праславянский.

 

Одинаковое регулярное изменение по отношению к языку предков

 

Яков Гримм «Грамматика немецкого языка» — сравнительная грамматика германских языков. Фольклор, компаративистика. Эпоха

Фонетический закон

Языковое изменение

Системный характер изменений.

Сравнительное языкознание обрело силу, научилось выявлять законы и находить механизмы того, как объяснять кажущиеся отклонения от этих законов. Действие одного фонетического закона отменяется там, где начинается другой – пример. У закона может быть подзакон.

 

19век Индоевропейская семья не единственная.

 

Как искать родство между языками? Нужно синхронное описание языков.

Конец 19 века появляются принципы синхронного описания языка. Надо отделить от истории. Экзотические языки описывать легко, обманчиво легко. Их никто не видел, поэтому часть информации додумывается.

Чтобы сделать синхронный срез – не думать об истории, т.к. большинство о ней и не знает. Носитель языка живет здесь и сейчас, вне истории.

 

Народная этимология – полуклиника, спинжак и т.д.

 

Ярусы языка. Фонетика – наука о звуковых элементах языка, их взаимодействии друг с другом, об участии смысловых элементов в построении единиц, о том как это взаимодействие и участие изменяются во времени.

Фонетика – звуки звуковые сочетания (возможны и невозможны в данном языке).

Фонология – как они участвуют в передачи смысла, информации.

Историческая фонетика – как с течением времени меняется взаим-е звуков и система передачи смыслов.

 

Фонетика. Физика + биология.

Звук – с точки зрения физики

тон – равномерное периодическое колебание голосовых связок, громкость, интонация (индивидуальные певческие возможности) – гласные.

неравномерное непериодическое – шум – согласные

тон + шум = сонорные согласные.

Тон (мало) + шум = звонкие согласные.

Тона нет + шум = глухие согласные.

Резонансные колебания + тон + шум.

Тон инструмента богаче, форма резонатора одна и та же, у человека – разная. Форму, степень упругости, разные меняем - резонансные колебания.

Артикуляционная фонетика – что человек делает (его речевой аппарат), чтобы произнести тот или иной звук.

Нервный импульс от мозга к органу, легкие – бронхи – трахея (активная воздушная струя), голосовые связки (натягиваются с помощью мускулов и хрящей и вибрирую – тон). Подавляющее большинство звуков на выдохе.

Резонатор – гортань, формируются различные препятствия.

 

Органы – как меняют форму резонатора.

 

Ряд, подъем – классификация гл. Лабиализованность, долгота, дифтонги / монофтонги

Активные

Язык

о,у – заднеязычные.

и, еэ – переднеязычные.

ы – среднеязычные

Задний продвинутый и передний продвинутый

Больше 5 рядов учитывать нет смысла.

 

Насколько язык опущен – а (открытое долгое) – нижний подъем

И – верхний подъем

Средний подъем – у.

 

Очень верхний подъем – передний ряд.

 

Препятствие

Препятствие с обходным путем

Узкая щель с,щ,з,ж

Форма щели – круглая (с), th (плоскощелевые).

Твердое небо, зубы (край или корни) – соприкосновение кончика языка подвижного.

Твердое небо, альвеолы, мягкое небо - англ.

Спинка языка малоподвижна.

К,г,х - заднеязычные. Кенто – центо, ченто, thэнто.

К и т – место соприкосновения с речевыми органами.

Обход

Через нос – сонорные.

Губы

Лабиализация/огубленность

у/ю – разница резонатора

Губно-губные – б, п Билабиальные -2 губы. (wether)

Губно-зубные – Лабиально-дентальные – ф,в

Мягкое небо

Веляризация л.

Т, д, б – к мягкому небу

Ть,дь,бь – спинка языка к твердому небу.

Палатализация

Для английского палатализация и веляризация не важны.

Пассивные

Препятствия

 

Согласные: наличие тона, (сонорные, звонкие, глухие), способ образования преграды, место образования преграды

 

Между двумя глухими – глухой согласный.

Глухой сонорный.

 

Способ образования:

Взрывные: п,т,к

Взрывные: препятствие разрешается: папа, баба

Имплозивные: взрывом кончается: стоп

Аффрикаты (смычно-щелевые): взрыв, щель: дзь,тс,

 

Щелевые: с,ш,ф,ж

Круглощелевые: с,ж

Плоскощелевые: th

 

Вибранты:

преграда образуется много раз на протяжении произнесения звука: р

 

Место образования

Билабиальные (губно-губные): в процесс развития языка превращаются в гласные и наоборот

Лабиально-дентальные (губно-зубные):

 

Язык

Переднеязычные (многочисленные)

Среднеязычные (мало): й, хь

Заднеязычные (преобразовываются): к,г,г,х

 

Палатализованность: смягченность, спинка к твердому небу

 

Слабые и сильные согласны е

Мускульное напряжение. Англ. и китайский

Ппау – пушка. Похожи на глухие.

Пау – газета. Похожи на звонкие.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.