Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Введение в работу на линии времени



 

Что можно узнать из этой главы:

• Как мы, используя НЛП, кодируем «время»

• Что мы понимаем под «линией времени»

• Как использовать линию времени для трансформации опыта

• Многочисленные способы применения процессов на линии времени

• Виды «времени»

 

Насколько фреймы, заданные нами в детстве, вли­яют на нашу взрослую жизнь? Я (Б. Б.) убежден, что многие абстрактные фильтры, которые мы использу­ем, став взрослыми, берут начало на ранних этапах нашей жизни. Проблемы возникают тогда, когда ста­рые паттерны мышления больше не удовлетворяют нас. Сила работы на линии времени заключается в ее способности направлять человека на рефрейминг старых, ставших бесполезными паттернов мышле­ния.

Работа на линии времени и средства НЛП позво­ляют психотерапевту помочь клиенту излечиться от болезненных воспоминаний при помощи своих соб­ственных ресурсов. Когда эти болезненные воспоминания подвергаются лечению, клиент может про­стить мать, отца или кого-то другого, причинившего ему вред. Мы убеждены в том, что полное излечение происходит только после прощения. Помните, что в НЛП мы имеем дело, главным об­разом, с процессом, а не с содержанием. При работе на линии времени мы спрашиваем: «Как наш мозг кодирует время?» Что, происходящее внутри головы, позволяет нам узнавать различие между прошлым, настоящим и будущим? Как мы узнаем о порядке, в котором произошли события прошлого? Мозг дол­жен иметь какой-то способ кодирования времени, иначе мы были бы не способны различить в нашей жизни отдельные события. Признаки кодирования содержатся в метафорах времени и в том, как мы го­ворим о нем: «Я вижу впереди себя яркое будущее», «Я остался позади в прошлом и не вижу пути впе­ред». Такие высказывания указывают на то, что мы рассматриваем прошлые, настоящие и будущие со­бытия в пространственных терминах, в терминах на­правлений.

В разделе, посвященном субмодальностям, мы подробно описали временную кодировку. Здесь мы лишь кратко повторяем этот материал. Попробуйте провести такой эксперимент. Подумайте о чем-ни­будь, что вы регулярно делаете. Вы можете подумать о поездке на работу или о чистке зубов. Вспомните, как вы делали это примерно пять лет назад. Конеч­но, вы вряд ли сможете вспомнить конкретное вре­мя. Однако представьте время около пяти лет назад, когда вы, вероятно, осуществляли данную деятель­ность. Теперь вспомните, как вы делали это два года назад. После этого вспомните, как вы делали это на прошлой неделе. Хорошо. Представьте, как вы дела­ете это же в настоящем. Теперь представьте, как вы делаете это на следующей неделе, два года и пять лет спустя.

Когда вы вспоминали и представляли данную де­ятельность, вы, вероятно, получили ряд мысленных картин. Посмотрите на эти картины еще раз и ска­жите, какие различия субмодальностей вы замечае­те? Сравните и сопоставьте эти несколько картин, задав себе следующие вопросы:

• Черно-белой или цветной выглядит каждая карти­на?

• Содержит ли каждая картина движущиеся эле­менты?

• Трехмерной или плоской выглядит каждая карти­на?

• Вы видите себя на каждой картине или вы видите картину собственными глазами?

• Каждая ли картина заключена в рамку или выгля­дит как панорама?

• Насколько яркими выглядят картины? Увеличи­вается или уменьшается яркость, когда вы уходи­те дальше в прошлое?

• Как далеко вы видите каждую картину?

• Когда вы смотрите на каждую картину, они нахо­дится в фокусе или не в фокусе? Отличаются ли по этому признаку «более старые» и «более но­вые» картины?

• Где в своем поле зрения вы видите каждую карти­ну? Обратите внимание на то, как «более старые» картины отличаются от «более новых».

Такое кодирование субмодальностей позволяет мозгу различать прошлое, настоящее и будущее. Эта деятельность мозга позволяет вам знать, что вы рас­сматриваете воспоминание о прошлом, и то, к на­сколько давнему прошлому оно относится. Эта дея­тельность также позволяет вам отличать прошлое от настоящего и будущего. Данная способность – не­осознаваемый процесс. Ваше подсознание кодирует воспоминания таким способом, что они занимают определенное место во времени. В НЛП этот набор воспоминаний мы называем линией времени. Вы можете счесть полезным, что все ваши воспоминания располагаются линейно.

Такое кодирование субмодальностей позво­ляет мозгу различать прошлое, настоящее и будущее. Сила работы на линии времени заключается в ее способности направлять человека на рефрейминг старых, ставших бесполезными паттернов мышления.

Тэд Джеймс в своих тренингах, посвященных «психотерапии на линии времени», задает такой во­прос: «Когда вы проснулись этим утром, как вы узна­ли, что это вы?» Мы знаем это, потому что обладаем набором воспоминаний о том, как мы выглядим, зву­чим, ощущаем себя и т. д.

Работа на линии времени предполагает, что кар­тины наших воспоминаний упорядочены линейным образом. Мы обычно представляем время как тече­ние или движение, поэтому нам нужно кодировать его, используя метафору, которая также обладает этим свойством/качеством. Большинство людей со­храняют время как определенную линию: прямую, кривую, изогнутую или ломаную. Когда вы состав­ляли список субмодальностей своей линии времени, обратили ли вы внимание на их пространственное расположение? Можете ли вы объединить отдельные воспоминания так, чтобы они сформировали непре­рывную линию? Мы называем эту линию «линией времени».

Мы обычно представляем время как течение или движение, поэтому нам нужно кодиро­вать его, используя метафору, которая также обладает этим свойством/качеством.

Использование метафоры «время - это линия» означает, что мы обращаем внимание, главным об­разом, на визуальные субмодальности, такие как цвет, яркость, размер, расстояние или положение. Критическим фактором (критической субмодально­стью) обычно является расстояние. Отдаленное вос­поминание символизирует событие, которое про­изошло очень давно. Чем больше воспринимаемое расстояние, тем к более отдаленному времени отно­сится воспоминание. Другие визуальные качества также указывают на возраст и на то, относится не­что к прошлому или к будущему. Некоторые люди находят, что яркость или фокус также важны для определения того, как «далеко» во времени рас­положено воспоминание. Некоторые люди имеют темное или «мрачное» прошлое, а будущее часто рассматривается как «яркое» и может выглядеть расфокусированным или очень маленьким, распо­ложенным на горизонте. Также стоит обратить вни­мание на то, рассматриваете ли вы время как дви­жение («Время - постоянно текущая река») или вы сами движетесь во времени, совершая «путешествие по жизни».

* Книга притчей Соломоновых 29 : 18. В английском перевод: «Где нет видения, люди гибнут»).

Использование метафоры «время — это ли­ния» означает, что мы обращаем внимание, главным образом, на визуальные субмодаль­ности, такие как цвет, яркость, размер, рас­стояние или положение. Критическим факто­ром (критической субмодальностью) обычно является расстояние.

Аудиальные субмодальности не позволяют нам осуществлять одновременный доступ к воспоми­наниям. Кинестетические субмодальности обычно слишком неточны. Однако некоторые люди пытают­ся кодировать время таким способом и обычно нахо­дят, что он работает не очень хорошо! В подобных случаях предложите им больше использовать визу­альное кодирование, например, визуальную метафо­ру времени, тогда они смогут увидеть время и най­дут это намного более полезным, когда дело касает­ся поиска, пересмотра и «изменения» воспоминаний.

Каждый человек имеет свой собственный способ хранения времени. Никакой способ не является бо­лее верным или неверным. Однако то, как вы храни­те время, имеет некоторые последствия. Что случи­лось бы, если бы ваше прошлое было расположено прямо перед вами? Разве ваши прошлые воспомина­ния не управляли бы вами? Билл пришел ко мне в состоянии депрессии. Его девушка бросила его год назад. Работая с Биллом, я обнаружил, что картина ее ухода располагалась прямо перед его лицом. Я ис­пользовал некоторые вмешательства. Депрессия ис­чезла, когда Билл переместил этот образ от своего лица назад, за затылок.

Если образ будущего располагается позади чело­века, будет ли он иметь мотивацию достичь этого образа? Нет, мотивация будет слабой, если вообще будет, потому что будущее располагается позади. Наиболее полезное расположение будущего - перед собой. Маловероятно, чтобы картины, располагаю­щиеся позади нас, мотивировали, так как бессозна­тельный разум говорит: «Эй! Позади меня - прош­лое, поэтому эта картина не важна для будущего».

С другой стороны, каковы ваши шансы достичь цели, если образ будущего располагается перед вами и выглядит большим и ярким? Если величина и яр­кость функционируют у вас как критические субмодальности, вы будете обладать намного большей мо­тивацией достижения своих целей. Есть старая пого­ворка: «Без откровения свыше народ необуздан»*. Работа на линии времени учит нас тому, как осознать истинность этого выражения.

Вы испытываете интерес, главным образом, к тому, что происходит сейчас, или к тому, что произой­дет в будущем? Интересует ли вас будущее вообще? Как священник, я (Б. Б.) испытывал разочарование, когда встречал людей, которые живут только одним моментом. Как они могли не взвешивать обстоятель­ства? В то же время я завидовал им, потому что они, казалось, получали большее удовольствие от насто­ящего, чем я. НЛП научило меня пониманию того, что люди рассматривают время по-разному. Эта про­блема имеет отношение к нейрофизиологии, а не ду­ховности.

Тэд Джеймс в книге «Психотерапия на линии вре­мени и основа личности» говорит о различии между англо-европейским и арабским временем. Англо-ев­ропейское время пришло к нам как результат индустриальной революции. Работа конвейера требует, чтобы все рабочие приходили вовремя. Конвейер требует, чтобы время было структурировано линей­ным образом. На каждом успешном этапе сборки рабочий вносит специфический вклад в изготавливае­мое оборудование. Англо-европейское время описывает время так, что одно событие происходит после другого. Время воспринимается линейно, и события во времени располагаются как на конвейере.

В противоположность этому в арабском времени все происходит в одно и то же время. Несмотря на то, что человек, характеризуемый при помощи англо­-европейского понятия времени, прибывает вовремя, для другого человека, живущего с арабским поняти­ем времени, время не имеет значения. Если кто-то не появился сегодня, то он может с тем же успехом по­явиться завтра! Люди из исламских стран и регионов мира с теплым климатом, по-видимому, действуют, главным образом, в арабском времени. Они живут моментом. Время для них происходит сейчас, а не при следующей встрече. Эти люди могут занимать­ся несколькими делами одновременно.

Несколько лет назад я (Б. Б.) и моя жена навеща­ли нашего друга, миссионера, на Мартинике. Марти­ника - это французский остров, находящийся в юж­ной части Карибских островов. Начало заседания комитета с опозданием на час или около того - обыч­ное дело на Мартинике. Если кто-нибудь сказал вам, что он придет к вам домой в три часа пополудни, он может явиться и в пять, думая, что ничего не про­изошло. Я пережил состояние культурного шока. Человек, который думает таким образом, будет редко строить планы на время, превышающее две неде­ли. Исключением будут случаи, когда работа или какая-нибудь другая очень важная причина заставит человека строить планы на большее время. В США вы обнаружите и англо-европейское, и арабское по­нимание времени. Например, если жена функциони­рует в англо-европейском режиме времени, а муж – в арабском, не будет сюрпризом обнаружить в их браке конфликт: жена планирует сохранить деньги на будущее, а муж хочет потратить их сейчас!

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.