Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Замена референтных индексов



Очевидно, что работа с историями/повествовани­ями и метафорами связана с символизмом. Символы - это любые объекты, ситуации или люди, кото­рые становятся якорями определенных реакций. Многие повседневные метафоры имеют вид «Когда-то я знал человека, который..». Что здесь является символом? Слово «человек». Дальнейшие связи воз­никнут на основе сходств, имеющихся в истории. Та­кие символические связи иллюстрируют понятие «замена референтных индексов».

Это означает, что когда кто-нибудь рассказывает о своем опыте, но делает это с достаточной неопре­деленностью (искусной неопределенностью), мы, как слушатели, воспринимаем историю в терминах своего собственного опыта. Вы сами знаете, что де­лаете это! При этом мы сдвигаем или заменяем ре­ферентный индекс. (Не волнуйтесь, полиция разума не арестует вас за это!) Когда мы делаем это, мы на­чинаем слушать историю с сопереживанием. Это по­зволяет истории влиять на нас и «обращаться к нам».

Сдвиги референтных индексов происходят все время. Все мы делаем это ежедневно много раз. Это происходит и на сознательном, и на подсознательном уровнях. Мы искажаем наши сенсорные репрезента­ции, меняем референтный индекс, «входим» в исто­рию, и история накладывает свои чары. Затем в дей­ствие вступает магия.

Истории, рассказы, метафоры и т. д. стимулируют замену референтных индексов. При этом истории приобретают качество «как если бы» и затем начи­нают свою работу внутри нашего разума и тела. Ко­гда это происходит, мы внезапно чувствуем, что пе­реносимся в другое время, место, в другое тело и т. д. «Заклинание» вводит нас в транс. Мы теряем ощу­щение времени, места, себя, окружения и т. д., так как переносимся в новые, другие миры и реальности.

Весь язык функционирует метафорически.

Истории, рассказы, метафоры и т. д. стиму­лируют замену референтных индексов.

Затем животное, другой человек и даже неодушев­ленные объекты внутри истории трансформируются и принимают специальные значения. Они часто ста­новятся для нас влиятельными символическими ре­презентациями. В истории мы попадаем в мир леген­ды. Темы, главные и побочные сюжетные линии, драмы, комедии, трагедии, победы, героические путешествия и т. д. определяют, описывают, ограничи­вают и/или освобождают нас. Уайт и Эпстон (White & Epston, 1990) на основе этого удивительного явле­ния недавно разработали абсолютно новую психоте­рапевтическую модель. Конечно, притчи Иисуса существовали еще до Уайта и Эпстона. Развитию нарративной психотерапии также способствовали Фридмен и Кумбз (Freedman & Combs, 1990,1996), занимающиеся НЛП.

«Изоморфизм включает формальное сходство между репрезентациями различных реакций... Рассмотрев функционирование других систем, люди могут многое узнать о возможностях собственного поведения. Если мы представим себя в определенной ситуации не львом, а птицей, это откроет нам множество различных вариантов реакций, а многих других лишит. В общем, символы определяют структурные аспекты метафо­ры, в то время как изоморфизм имеет дело с относительными или синтаксическими компонен­тами.

Нейронная сеть мозга постоянно обобщает информацию, делая возможным обучение. Изоморфизм описывает способность мозга вклю­чать информацию о поведении одного класса в другой похожий класс. Это является обучением с помощью перекрестных классов»

Изоморфизм описывает способность мозга включать информацию о поведении одного класса в другой похожий класс.

Изоморфизм

Основной фактор, определяющий ту силу, с какой истории или метафоры трансформируют значения и изменяют формулы, состоит в том, что история име­ет структуру, похожую на структуру нашей жизни и нашего опыта.

Основной фактор, определяющий ту силу, с какой истории или метафоры трансформиру­ют значения и изменяют формулы, состоит в том, что история имеет структуру, похожую на структуру нашей жизни и нашего опыта. Это сходство структур мы называем изомор­физмом.

Дэвид Гордон приводит великолепный пример выбора изоморфных связей при конструировании метафоры в процессе семейной психотерапии. Он не является завершенной метафорой, но дает нам пример того, как при конструировании метафор вы­бирать изоморфных персонажей.

Специфический выбор объектов, ситуаций и/или персонажей при конструировании метафор не осо­бенно важен. При создании метафор имеет значение, как связаны символы и потребности клиента. В ре­альной жизни персонажами являются, несомненно, реальные люди, имеющие отношение к жизни чело­века. При конструировании метафор вы можете ис­пользовать животных, людей, ситуации или их ком­бинацию. Однако правило утверждает, что они дол­жны быть изоморфными потребностям клиента. Рассмотрим следующий пример.

Это сходство структур мы называем изоморфиз­мом. Люди, события, эмоции, драмы и т. д., описыва­емые в истории, соответствуют сходным форматам нашей жизни. Это делает историю значимой для нас.

Изоморфизм как сходство структур также объяс­няет то, как и почему мы так просто, даже неосознан­но, можем использовать историю для сдвига наших референтных индексов. Дилтс предложил такое объяснение:

Robert Dilts, Roots of Neuro-Linguistic Programming (Cupertino: Meta Publications), Gordon, Therapeutic Metaphors (Cupertino: Meta Publications, 1978), p. 42.

Реальная ситуация Метафора
Отец Капитан
Мать Помощник капитана
Сын Юнга
Семья Экипаж корабля
Отец редко бывает дома Капитан часто запирается в каюте

Реальная ситуация

Сын совершил проступок

Мать оправдывает сына

Отец обнаружил проступок, пришел в ярость и ушел

Нет решения Повторение проблемы

Метафора

Юнга поднял не те паруса

Первый помощник поправляет юнгу и пытается поднять верные пару­са, прежде чем это заметит капитан. Капитан обнаруживает это, приходит в ярость, что ему никто не доложил, и удаляется в свою каюту.

Нет решения.

Повторение проблемы, пока не будет найдено ее решение

Милтон Эриксон описывает, как он использовал этот процесс при работе с парой, имеющей в браке проблемы, вызванные сексуальным поведением. Эриксон поговорил с мужем и женой об их кулинар­ных пристрастиях. Он обнаружил, что их кулинар­ные предпочтения соответствовали сексуальному поведению, являвшемуся источником проблем. Муж предпочитал простую пищу и любил сразу присту­пать к основным блюдам, в то время как жене нра­вилось задержаться на закусках и деликатесах. В ка­честве психотерапевтического средства Эриксон по­советовал им планировать приемы пищи вместе, так чтобы и муж, и жена могли получить удовольствие. Супруги, конечно, не имели представления о значи­мости этого события, но были приятно удивлены, когда обнаружили, что их половая жизнь после это­го значительно улучшилась.

Теперь я спрашиваю вас: «Как вы думаете, какой медицинский термин описывает главную сексуаль­ную дисфункцию в их половой жизни?» Метафора, которая удовлетворяет требованиям сходства струк­турных компонентов и изоморфизма проблемной ситуации, может быть не просто эффективной, но и приводить к полному излечению. В последние годы жизни Эриксон в своей работе использовал почти ис­ключительно метафоры.

Метафора, которая удовлетворяет требова­ниям сходства структурных компонентов и изоморфизма проблемной ситуации, может быть не просто эффективной, но и приводить к полному излечению.

Трансформация значения при помощи метафоры

Использование языковых форм метафоры, анало­гии, истории и т. д. позволяет нам осуществлять рефрейминг в процессе разговора. Рассмотрим следу­ющие короткие истории.

1. «Река течет к океану так быстро, как только мо­жет».

2. «Вода, взятая в плен плотиной, все же мечтает о море».

3. «Моя подруга постоянно жаловалась, что ее муж поздно приходит домой. Но после того как он умер, она часто думала о нем и жалела, что тут он не опоздал».

4. «У меня когда-то был друг, который постоянно жаловался, что одежда для его дочери подростка очень дорого стоит. Затем его дочь погибла в ав­токатастрофе. Сейчас он хотел бы иметь возможность тратить деньги на ее одежду».

5. «Если хирург опаздывает к вам на обед из-за того, что спасает кому-то жизнь, означает ли это, что вы его не волнуете?»

6. «Это то же самое, что плевать против ветра».

Чтобы описать кого-нибудь в рассказе или при помощи метафоры, подумайте, о чем вам напомина­ет конкретная проблема, тема или забота. На что это похоже? Часто всесторонний подход к вопросу мы осуществляем лучше всего тогда, когда перестаем ду­мать о проблеме и думаем о чем-нибудь другом (осо­бенно если мы расслабляемся и наслаждаемся), и за­тем вдруг в сознании возникает идея, которую мы по­том связываем с проблемой.

В нарративной психотерапии в качестве основно­го способа выявления проблем мы используем экстернализацию проблемы, ситуации, темы, идеи, эмо­ции и т. д. Разделяя человека и поведение (как и все другие функции и их продукты, особенно мысли и эмоции), мы подчеркиваем другой центральный аспект повествования, а именно:

Человек - это не проблема; Проблема - это проблема.

Таким образом, когда мы экстериализуем пробле­му, мы изменяем наше мышление и эмоции по отно­шению к событиям нашей жизни, мыслям, эмоциям и т. д. Это приводит к созданию предпочитаемой ис­тории, которую мы можем создать, опираясь на уни­кальные результаты и блистательные мгновения. Как Гнев помешал вам достичь успеха на этой не­деле? Когда Злость заставила вас вернуться к той исто­рии? Какую тактику использовала ваша Трусость, что­бы обмануть вас и заставить сдаться? Как вы оказывали сопротивление Трусости?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.