Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации



Моделирование техники мастеров коммуникации

Что можно узнать из этой главы:

  • Основные параметры модели коммуникации НЛП
  • «Руководящие принципы» НЛП в коммуникации
  • «Три качества мастера коммуникации»
  • Как правильно сформулировать результат
  • Факторы, затрудняющие коммуникацию

 

Жизнь основана на коммуникации. Когда я рос в сельской местности в горах Северной Каролины, я (Б. Б.) не видел смысла в хорошем знании англий­ского языка. Что может дать мне знание спряжения глаголов и разбор предложений?! Какое отношение имеют инфинитивы к реальной жизни на ферме? В обычной жизни это не нужно! Затем я покинул ферму. Когда я вступил в больший мир, мои представле­ния начали меняться. После того как я стал священ­ником, прежде чем взяться за работу в колледже, я прошел курсы повышения квалификации по англий­скому языку и литературе. Я ходил на эти курсы про­сто для разнообразия, но насколько мудро я посту­пил! Я провел следующие десять лет в колледже и се­минарии, а последние восемь лет параллельно с работой я служил пастором. Этот опыт позволил мне осознать, как сильно язык и коммуникация влияют на исполнение обязанностей христианского священни­ка. Мы оказываем помощь в огромной степени по­средством коммуникации.

Как мне кажется, христианский священник, по сути дела, подобно торговцу, «продает» послания Евангелия. В то время я читал много литературы, посвященной улучшению коммуникативных навы­ков. Я изучал книги Зига Заглера «Увидь себя на вер­шине» (Zagler, 1984) и «Закрытие торгов» (Zagler, 1984а). Я читал все, что могло помочь мне улучшить мои навыки речи и слушания. Это стало моим страст­ным увлечением. Служа людям, я хотел совершен­ствовать свои навыки общения. Эти книги помогли мне повысить эффективность коммуникации, но я смог обнаружить самую лучшую модель того, как работают языковые и неязыковые сообщения толь­ко тогда, когда столкнулся с моделью коммуникации НЛП. Затем я осознал силу и изящество модели НЛП, позволяющей человеку стать настоящим про­фессионалом коммуникации!

Я (М. X.) также убежден в том, что коммуникация лежит в основе всего человеческого опыта. Наши тела функционируют при помощи врожденных «комму­никативных систем» бесконечной сложности, при этом наши центральная и автономная нервные сис­темы взаимодействуют друг с другом и с внешним миром так, чтобы поддерживать в нас жизнь, здоро­вье и энергию. Даже наши клетки «осуществляют коммуникацию» друг с другом! Но и нейрофизиоло­ги вряд ли знают, каким именно образом сигналы посредством биохимических электрических процес­сов передаются по нервным путям и как они перено­сят и трансформируют «информацию».

Я открыл для себя НЛП, занимаясь обучением людей основным коммуникативным навыкам (убеждение, ведение переговоров, слушание, разрешение конфликтов и т. д.) в контексте христианской веры.

Я обнаружил статью, посвященную НЛП, в Leader­ship Journal. После этого я просто «глотал» книги по НЛП и включил многое, почерпнутое из них, в мою книгу «Говори громко, говори ясно, говори по суще­ству» (Hall, 1987), посвященную коммуникативным навыкам.

Почти сразу я обнаружил в НЛП технику «Деся­тиминутное лечение фобий» («Визуально-кинестетическая диссоциация»). Когда я применил ее по от­ношению к нескольким клиентам и увидел немедлен­ный впечатляющий результат (в отличие от трех - шестимесячной деактивации фобических реак­ций с использованием релаксации и когнитивно-по­веденческих приемов), это действительно привело меня в возбуждение и подогрело мое любопытство. В конце концов, все, что я делал с человеком, заклю­чалось в «говорении слов». Все, что делал человек, чтобы достичь такого потрясающего личного измене­ния, заключалось в «слушании слов» и «размышле­нии о них». Я занимался коммуникацией с человеком; он занимался коммуникацией с самим собой. Что же буквально, фактически и исключительно превраща­ло реактивного, страдающего фобией, автоматичес­ки приходящего в состояние сильного страха клиен­та в спокойного и хладнокровного человека? Одна лишь вербальная коммуникация.

Как работает явление, которое мы называем «коммуникацией»? Как может быть, что «говоре­ние» и «слушание» слов имеет такую огромную со­зидательную и восстановительную силу? Как вооб­ще работают слова (и простые символы)? Каким образом написанные и высказанные символы изменяют внутренние физиологические и психологичес­кие процессы? Можем ли мы сказать, что некоторые слова оказывают «лечебное» действие, а другие фак­тически приводят к возникновению «страдания», «травмы», «дистресса» и т. д.? Какие механизмы управляют этим?

Итак, в конце концов, я получил докторскую сте­пень по когнитивно-бихевиористской психологии со специализацией по психолингвистике и написал дис­сертацию по теме «Речь: лингвистика психотерапии. Механизмы психотерапевтического воздействия языка». Способность использовать слова в качестве символов определяет уникальность людей. Мы, люди, обладаем этой потрясающей (и в то же время опасной) способностью воплощения через речь нашей «реальности» (субъективной внутренней реальнос­ти) в жизнь.

Теперь, учитывая решающее значение в человечес­ком опыте «коммуникации», символов, символизма, языка, слов, высшего уровня обработки информации и т. д., можно заключить, что чем больше мы знаем о механизмах «коммуникации» (отправлении и получе­нии сообщений) и чем опытнее мы в эффективной «коммуникации», тем легче можем получить в про­цессе коммуникации желаемые результаты.

Три качества мастеров коммуникации

Наблюдая за профессиональными коммуникато­рами во многих сферах деятельности, основатели НЛП обнаружили, что успешные коммуникаторы обладают тремя качествами. Следовательно, развив эти три навыка, каждый человек может стать совер­шенным коммуникатором. Одна из базовых пресуп­позиций НЛП гласит, что «человек с наибольшей гибкостью поведения управляет системой». Успеш­ные коммуникаторы для достижения желаемых ре­зультатов изменяют свою коммуникацию и пове­дение.

В этой главе мы рассматриваем первое из трех ка­честв мастера коммуникации. Мы уже познакоми­лись со вторым качеством (глава 2), когда рассмат­ривали чтение невербальной обратной связи посред­ством навыка сенсорной остроты. В той же главе мы изучили навыки установления раппорта, которые связаны с третьим качеством — гибкостью. Вся эта книга посвящена развитию большей гибкости пове­дения, так как мы стремимся предоставить в ваше распоряжение значительное количество инструмен­тов коммуникации. Эти инструменты повысят ваше мастерство, обеспечивая вам больше вариантов вы­бора, что сделает вас более гибким в своем пове­дении.

Три качества мастера коммуникации

1. Определите ясные достижимые ре­зультаты. Успешные коммуникаторы изначально знают направление и цели коммуникации.

2. Используйте сенсорную осведомлен­ность для наблюдения за реакциями.

Эти навыки позволяют мастерам ком­муникации жить в настоящем, в состо­янии сенсорной осведомленности, и предоставляют им необходимую обрат­ную связь о продвижении к желаемым результатам.

3. Для достижения результатов гибко из­меняйте поведение. Успешные комму­никаторы постоянно изменяют свое поведение и приспосабливают комму­никацию для достижения желаемых результатов.

Модель хорошо сформулированного результата: принципы достижимости результата

Рассмотрим процедуру «определения целей». В последние десятилетия было много написано об эф­фективном определении целей. Много лет назад я (Б. Б.) запомнил акростих, определяющий S.M.A.R.T.* цели:

S – специфичность (Specific)

М – измеримость (Measurable)

А – достижимость/определимость (Attainable/ Assignable)

R – реалистичность/полезность (Realistic/ Rewarding)

Т – определенность во времени/отчетливость (Timeable/Tangible)

Определение целей является необходимым усло­вием успеха в большинстве сфер жизни. Печально, но 95% американцев все еще не определили свои цели. На кого работают эти 95%? На те 5%, которые определяют цели!

Модель НЛП позволяет нам перейти от простого «определения целей» к разработке желаемого результата. При этом мы говорим не об определении целей, а об определении результатов. Чем они разли­чаются? Цели описываются в общих терминах, а ре­зультаты - в конкретных. Результат - это репре­зентация цели, разработанная со специфичностью, позволяющей нам очень ясно понять, что следует де­лать.

* В переводе с английского, smart значит «изящный, элегантный».

Предположим, что вы определили цель, как «уве­личить степень участия в рабочей группе» или «улучшить динамику группы». Оба варианта явля­ются репрезентацией полезных целей. Но ни один из них не описывает ничего, достаточно специфичного для поведенческого результата. В этих двух фразах отсутствует специфичность. Какой план вы собираетесь использовать для достижения цели? В каких областях вы предполагаете осуществить эти намерения? Как вы узнаете, что вы достигли жела­емого? Хорошая формулировка результата отвеча­ет на все эти вопросы. Когда вы зададите цель при помощи модели хорошо сформулированного резуль­тата, вы значительно повысите вероятность ее до­стижения.

Специфичность модели хорошо сформулирован­ного результата облегчает концентрацию на том, что вы внутренне видите, слышите и ощущаете. Ваше внимание обратится на внешние и внутренние ресурсы, необходимые для достижения результата. Обра­тите внимание на то, что происходит внутри вас, ко­гда вы думаете о следующем: звук... внутренний звук... приятный внутренний звук... низкий внутренний звук

Когда вы осознаете смысл каждого из этих слов и каждой фразы, ваше внимание становится более сфо­кусированным. Когда вы осознаете, как вы осуществ­ляете их репрезентацию в вашем сознании, вы заме­тите увеличение специфичности языка и то, что специфичность фокусирует осознание. Ваши внут­ренние процессы вносят необходимые коррективы для того, чтобы вы почувствовали значение каждого слова и каждой фразы. Спецификация результата не­медленно изменяет то, что вы видите, слышите и ощущаете.

Никто из нас не обладает способностью быть «со­знательно осведомленным обо всем» В нервную си­стему человека поступает приблизительно два мил­лиона бит информации в секунду, однако наше созна­ние может принять только семь плюс-минус два блока информации за раз (Miller, 1956). Немногие из нас могут сознательно удерживать в фокусе внимания больше, чем два или три различ­ных объекта одновременно. Наш разум вынужден выбирать. Хорошо сформулированный результат по­зволяет нам создавать специфические картины, зву­ки, тактильные ощущения и слова. Затем этот образ активирует наши способности и ресурсы для дости­жения данного результата. Это дает нам возможность при достижении желаемого результата извлечь выго­ду из того, что доступно в данный момент в нашем окружении.

Модель хорошо сформулированного резуль­тата позволяет нам уделять внимание жела­емым результатам.

Модель хорошо сформулированного результата помогает нам определить, кем мы станем. Она позво­ляет нам создать образ, который мы найдем подхо­дящим и достижимым. Люди часто спрашивают: «Разве это не обычное позитивное мышление?» Мы объясняем: «Не совсем. Позитивное мышление, не­сомненно, помогает, но НЛП идет дальше простого позитивного мышления и предоставляет способ про­дуктивного мышления, позволяющий нам предпри­нять эффективные действия, которые приведут нас к достижению наших целей».

Теперь, учитывая значение процесса построения хорошо сформулированного результата, можно за­ключить, что такой результат должен:

1) быть позитивно сформулированным в терминах того, что мы хотим;

2) описываться сенсорным языком;

3) инициироваться и контролироваться человеком, который хочет его достичь;

4) соответствовать контексту;

5) включать необходимые ресурсы;

6) учитывать соответствующую вторич­ную выгоду;

7) быть экологичным для целой системы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.