Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов при выполнении курсового проекта «Фонтан». Целью курсового проекта является получение широкого представления об архитектурно- дизайнерских особенностях проектирования фонтанов и освоение студентами навыков дизайнерской графики. Главные задачи методических указаний – осуществление принципа средового подхода в проектировании фонтанов и творческого синтеза эстетических, функциональных, технологических и эргономических факторов. Структура методических указаний содержит три части:
Раздел 1. Эскизное проектирование фонтана. Работа здесь начинается с анализа мирового опыта проектирования фонтанов, с накапливания данных о выбранной форме, выработки исходной целевой проектной установки, определения художественных и технологических особенностей фонтанов.
Раздел 2. Проектная разработка фонтана. Методика работы на этом этапе включает основные процессы проектной деятельности. Проектная разработка фонтана может выполняться с использованием ручной или компьютерной графики.
Раздел 3. Графическая подача проекта. Завершающий этап графического исполнения фонтана, где осваиваются композиционные приемы оформления проекта, виды проектной графики в подаче проекта: линейная и тональная графики (ручная и компьютерная графика).
РАЗДЕЛ 1. ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНТАНА
Занятие 1.1.
Вводная лекция: «Фонтаны в архитектурной среде»
Фонтан (итал. fontana, от лат. fons, родительный падеж fontis – источник, ключ) - сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелёными насаждениями стало одним из средств создания различных декоративных и художественно-образных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Декоративно оформленные фонтаны сооружались в античных, средневековых западноевропейских городах, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Индии. Возникшие ещё в античный период фонтаны с орошаемыми водой статуями, колоннами, чашами и другими компонентами, были излюбленным украшением городских площадей в Европе XVI–XVIII вв. (фонтаны Флоренции и Рима), в таких виллах и дворцово-парковых комплексах, как Версаль. В России XVIII – начала XIX вв. в Петергофе была создана грандиозная система фонтанов. Современным фонтанам придают декоративный характер с использованием подсветки, синхронизированной с музыкальными сопровождением, а также с включением различных материалов.
Существует несколько типов фонтанов: с галькой; с жерновым камнем; фонтан-родник; из одной водной струи; многоструйный; с одной чашей; из нескольких чаш с переливом воды; с использованием скульптур; с разбрызгивателем (рис.1).
Фонтаны различаются архитектурно-дизайнерским решением, местом расположения, видом форсунок, благодаря которым можно создать неповторимый рисунок движения воды. Чаще всего используются распылители следующих видов (рис. 2):
одиночный (мелкие вертикальные струи с выбросом воды на определенную высоту);
ярусный (мелкие вертикальные струи выбрасывают воду на разную высоту и формируют при этом несколько ярусов);
распылитель-вертушка (струя воды при вращении образует несколько спиралевидных потоков);
«водяная струя» (выброс воды производится горизонтально из отверстия в декорированной стене на определенном расстоянии от поверхности земли, водоема, пола и т. п.);
«рыбий хвост» (при выбросе воды образуется несколько вертикальных струй, расходящихся веером и образующих почти сплошную ниспадающую стену);
«гейзер» (при выбросе образуется струя воды с большим количеством воздушных пузырьков);
«тюльпан» (поток воды под напором поднимается вверх, формируя воронку, расширяющуюся сверху, и, ниспадая по кругу, образует тонкий водяной купол);
кольцо (вертикальный выброс воды происходит из отверстий, расположенных по окружности, на одинаковую высоту);
полушарие (форсунка представляет собой шарик, от которого отходит большое количество трубочек, из которых выбрасывается вода, образуя тем самым полушарие);
«колокол» (верхняя часть форсунки имеет форму диска, из-под которого вытекает вода, и, ниспадая, образует тонкий водяной купол);
«Тиффани» (подобен «колоколу», отличие в том, что под куполом распылитель имеет несколько отверстий, из которых выбрасываются струи воды одинаковой высоты, создавая изящный рисунок).
Рис.1. Типы фонтанов: 1 — с галькой; 2 — с жерновым камнем; 3 -фонтан-родник; 4 — из одной водной струи; 5 — многоструйный; 6 - с одной чашей; 7 — из нескольких чаш с переливом воды; 8 — с использованием скульптур; 9 — с разбрызгивателем.
Разнообразие фонтанов создается с помощью различных комбинаций типов и видов распылителей. Наиболее часто используются простые классические формы, в то время, как передовые современные дизайнеры отдают предпочтение оригинальным и уникальным разработкам.
Фонтаны отличаются большим разнообразием форм и конструкции, от маленьких водоемов, в которых струйка воды булькает среди камней, до управляемых с помощью компьютера сложных конструкций с целой системой мощных струй. Классический фонтан связан с высокой, сильной струей воды, рассыпающейся мелкими брызгами и падающей в бассейн. Прежде чем начинать проектировать фонтан, рассчитайте высоту струи воды и посмотрите, можно ли установить под нее достаточно большой бассейн. Учтите, что на открытых площадках высокая струя будет разлетаться и разбрызгиваться во все стороны под порывами ветра.
Высота фонтана зависит от напора воды и размера водоема, форма водяной картины – от насадки. Насадка формирует водяной поток и это, в конечном счете, определяет внешний вид фонтана. Насадки для фонтанов делаются из пластика, стали и меди. Одни из них приподнимают над зеркалом водоема, другие погружают в воду. Третьи заглубляют под гальку, чтобы создать эффект бьющего из-под воды природного ключа.
Самая важная часть фонтана – насос. Лучше остановить свой выбор на одной из моделей с рабочим ресурсом от 30 до 50 тысяч часов. В пересчете на пять теплых месяцев в год, с мая по сентябрь, срок службы такого насоса составляет от 9 до 13 лет. Устанавливают насос обычно на дно водоема, на бетонную или металлическую подставку, чтобы его не засоряли частички грунта и песок – главный враг фонтанного оборудования. Есть и плавающие модели. Работают фонтанные насосы от электричества. Для надежности в механизм насоса встроены фильтры, защищающие двигатель от засорения. В зависимости от архитектурно-дизайнерской формы фонтанного сооружения применяются различные варианты инженерных решений (рис. 3-7).
Один из самых знаменитых фонтанов Америки расположен в Лас Вегасе – фонтан «Bellagio». На шоу, которое дает этот фонтан на берегу большого искусственного озера, съезжаются туристы со всего мира. Фонтан «танцует» под музыку известных музыкантов и певцов (в репертуаре есть Мадонна, Элтон Джон, Паваротти, Бочелли и др.). 1175 струй воды, 80 метров высоту, 4500 ламп подсветки и 40 миллионов долларов на его создание.
Фонтаны Абу-Даби – настоящие произведения инженерного искусства. В городе всегда жарко, поэтому рядом ними всегда большие скопления народа. Вечерами возле фонтанов устраиваются дискотеки, а цветные струи фонтана заменяют цветомузыку. Всего их около девяноста, а самые знаменитые из них «Вулкан», «Жемчужина», «Лебедь» и «Кофейник» располагаются на набережной Корниш.
Самые простые и потому самые распространенные конструкции – струйные фонтаны (рис.8). Хотя простыми многие из них назвать трудно: здесь и вращающиеся цветы, и пенные столбы, и традиционные для французских садов «пируэты» на изящной гнутой основе. Технологически немного сложнее насадки типа «колокол» и «лава». В них вода силой выходит через зазор между двумя дисками и формирует сплошную тонкую пленку в виде полусферы. Некоторые насадки оснащены разноцветными галогенными лампами, что в вечернее время превращает работу фонтана в настоящее шоу. Подсветку водоема и сада можно установить отдельно.
Летающие или самоудерживающиеся фонтаны, спроектированные Isamu Noguchi (г.Осака, Япония), создают иллюзию парящих в воздухе кубов. Секрет заключается в том, что они стоят на опоре, которая скрывается за водой и к тому же абсолютно прозрачна. Вследствие чего может показаться, что квадратные конструкции держаться в воздухе за счет напора воды (рис.9).