Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Административное право Японии



Конституция Японии, вступившая в действие в 1947 г. за­крепила принцип разделения на три ветви власти: законода­тельную, исполнительную и судебную. Вопросы государствен­ного управления, по Конституции Японии, осуществляет, в основном, исполнительная власть в форме кабинета министров. В Японии административное право понимается как отрасль внутреннего публичного права, регулирующая организацию и деятельность публичной (государственной) администрации и контроль за деятельностью административных органов.

В последнее время публичная администрация использует средства и методы как публичного, так и частного права. Кон­фликтные вопросы решаются в судебном порядке, однако мно­жество законов (около 1,5 тыс.) нацелены нанедопущение кон­фликтов и споров в сфере государственного управления, в от-

личие от наших актов правления, направленных на разреше­ние этих споров и конфликтов. Становление японского адми­нистративного права было подвержено влиянию континенталь­ного и, прежде всего, немецкого права. Однако национальная культура внесла существенное изменение в формы и методы государственного управления, отличающиеся своеобразным мяг­ким регулированием, ориентированным на интересы людей; то есть государственное управление в японском стиле больше напоминает искусство, чем науку управления, так как японс­кие методы больше основаны на национальных традициях и обычаях, на формирование которых оказали влияние три кон­фессии (синтоизм, буддизм и конфуцианство). Буддизм обо­сновал иерархичность общественного строя. Конфуцианство сформировало социальную этику в обществе. С синтоизмом связано становление японского государства на принципах куль­та императорской династии целостном единстве нации. Эти три религиозных течения сформировали японское правосозна­ние в духе гармонии с властью. Не принято прямо высказы­вать критические замечания, предпочтительно мирное разре­шение споров. Воспитывается дух долга и обязанностей перед императором и государством, с одной стороны, перед родите­лями и предками — с другой.

Механизм организации и деятельности государственного управления обеспечивается такими принципами как: лигитим-ность (доверие граждан к власти); демократичность (отраже­ние воли большинства в законах); законопослушность граж­дан; четкое разделение полномочий центральной и местной власти (5. С.105-112). В Конституции Японии закреплены ос­новы государственного управления. Основными законами рег­ламентирована деятельность государственной администрации, в которых определены основные направления правовой поли­тики и правовые принципы деятельности государственных учреждений. Основным законом регламентирована деятельность кабинета министров. Имеется закон об организации государ­ственного управления, закон о государственных служащих, закон о местном самоуправлении и многие другие законы, рег­ламентирующие государственное управление.

Обычными законами регламентирован правовой статус ми­нистерств и ведомств Японии, где установлены: структура, штаты, система управления, задачи, функции межведомствен­ной координации и отраслевого регулирования.

Кроме актов управления государственными делами в Япо­нии развита система полицейского права, регламентированно-

го административно-правовыми актами обеспечивающие обще­ственное спокойствие в стране. Например, Закон о выполне­нии чинами полиции служебных обязанностей; Закон о до­рожно-транспортном движении; Закон о силах самообороны, Закон о предотвращении подрывной деятельности и др.

Японское административное право не кодифицировано. Нормативные акты в области административного права содер­жатся в «Шести законах», публикуемых частными издания­ми.

Очень большое количество нормативных актов по вопро­сам государственного управления принимают министры в форме приказов. Кроме этого, многие должностные лица струк­турных подразделений имеют полномочия принимать обще­обязательные правила как ведомственного, так и межведом­ственного действия. Такие акты чаще всего оспариваются в суде. Как правило, при органах государственного управления находится большое количество различных консультативных комиссий, состоящих из представителей предприниматель­ских кругов, научной общественности и активистов. Перед принятием нормативных актов заслушиваются не только эти комиссии, но изучается мнение общественности. Например, перед принятием Закона об электроэнергетике министр обя­зан заслушать мнение комиссий, провести публичное слуша­ние и учесть мнение широких слоев общества, в этом реали­зуется принцип легитимности и демократичности в процессе административного нормотворчества в сфере государственно­го управления (5, с. 111).

Парламент Японии может делегировать нормотворческие полномочия высшему исполнительному органу — кабинету министров, который принимает указы. В указах может быть предусмотрена уголовная ответственность. Указы правитель­ства могут налгать обязанности и ограничивать права граждан с разрешения соответствующего закона, принятого Парламен­том Японии. Делегирование таких полномочий ограничивает­ся сроком действия. Верховный Суд Японии подтвердил это решение по делегированию нормотворческих полномочий от 13 мая 1952 г. (5, с. 112). В некоторых случаях Верховный Суд Японии в процессе судебного контроля признает эти пра­вовые акты противоречащими Конституции Японии.

Муниципальные органы МСУ в пределах своих полномо­чий, определенных Законом о местном самоуправлении, при­нимают свои нормативные акты, действующие в пределах тер­ритории муниципального образования.

Вопросы для самоподготовки и контроля

Особенности административно-правового регулирования госу­дарственного управления и государственной службы в США.

2. Системы органов исполнительной власти Великобритании.

3. Реформирование органов исполнительной власти Великобри­тании.

4. Система исполнительной власти во Франции, ее особенности правового регулирования.

5. Конституционные основы государственного управления в Япо­нии.

6. Основные принципы в деятельности органов исполнительной власти Японии.

в^ШЩЯр^

Литература,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.