Управление иностранными делами — это непосредственное и повседневное осуществление исполнительными органами власти внешних функций государства по предметам ведения и в объеме своей компетенции, направленное на решение задач, обеспечивающих продвижение к целям, отражающим жизненно важные интересы государства и общества в целом. Наиболее приоритетные задачиминистерства это: сохранение территориальной целостности РФ; обеспечение государственной безопасности, установление и закрепления дружеских отношений со стратегическими партнерами России; защита своих физических и юридических лиц за рубежом, участие в международном сотрудничестве, обеспечивающем нашей стране выгодные условия и другие позитивные направления деятельности.
Федеральным законом от 15.07.1995 г. «О международных договорах РФ» регламентирован порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров, что является основой международных отношений сотрудничества с другими странами.
Государственное управление иностранными делами осуществляется следующей системой федеральных органов исполнительной власти:Министерство иностранных дел РФ, министерства иностранных дел республик в составе России, орга-• ны внешних связей субъектов федерации, а также органы МИД
России за рубежом — это дипломатические представительства (посольства и миссии) и консульские учреждения.
Россия строит свои отношения с другими государствами на основе равенства, невмешательства во внутренние дела, нерушимости границ и территориальной целостности государств, взаимного отказа от применения силы и решения возникших споров мирным путем, независимо от их характера, мирным путем взаимовыгодного сотрудничества, равенства народов и их суверенного развития.
В п. «к» статьи 71 Конституции РФ определено, что внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры; вопросы войны и мира относятся к ведению РФ, следовательно, осуществление этих внешних функций в области иностранных дел возложено на высшие органы государственной власти.
В статье 106 Конституции РФ установлено, что обязательному рассмотрению в Совете Федерацииподлежат принятые Государственной ДумойЗаконы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы, войны и мира.
Большие полномочия в сфере управления иностранными делами осуществляет Президент РФ,так, согласно статьям 80, 83 и 86 Конституции РФ, он определяет основные направления внешней политики государства; представляет страну в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает от должности министра иностранных дел по предложению Председателя Правительства РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
Достаточно большой объем полномочий в сфере отношений иностранных дел реализует Правительство РФ.Оно согласно ст. 114 Конституции, осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.
Непосредственное руководство в этой области осуществляет Министерство иностранных дел, которое подведомственно непосредственно Президенту РФ. За границей оно имеет ди-
пломатические представительства и консульские учреждения МИД, а также имеет свои учебные заведения, структуры информационного обеспечения и др. подведомственные ему организации.
Россия входит в Совет безопасности ООН. Имеет практически во всех странах дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом.
В Конституции РФ закреплено, что основу внешнеполитического курса нашего государства составляют общепризнанные принципы и нормы международного права.
Цель внешней политики Российского государства —последовательное продвижение и укрепление национальных интересов через открытость, и сотрудничество, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения экономических реформ.
В целях создания условий для определения Президентом России основных направлений внешней политики, принятия мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, указом Президента России от 7 марта 1996 г. образовано Главное управление Президента РФ по вопросам внутренней и внешней политики государства и утверждено положение о нем1. Данное Управление разрабатывает для Президента РФ предложения по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики; участвует в подготовке проектов нормативных актов по вопросам внешней политики и т.п. Этим же целям служит Совет по внешней политике при Президенте РФ2. Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (ст. 114) осуществляет меры по реализации внешней политики России; обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях; принимает меры к исполнению международных договоров; заключает межправительственные соглашения; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых позволяет устанавливать отношения с органами, организациями иностранных государств. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. утверждена Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом3.
1 СЗ РФ. 1996. № 11, ст. 1029.
2 СЗ РФ. 1996. № 1, ст. 48.
3 СЗ РФ. 1996. № 21, ст. 2516.
Правовой статус Министерства иностранных дел РФ определен положением о нем, утвержденным указом Президента РФ от 14.03.1995 г. № 2711, в ред. 31.05.2001 г.
Министерство иностранных дел РФ и (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.
Министерство иностранных дел РФ подведомственно Президенту РФ по вопросам, закрепленным за Президентом РФ Конституцией РФ, либо в соответствии с законодательными актами РФ.
В своей деятельности Министерство иностранных дел РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о нем.
В систему Министерства иностранных дел РФ входят дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее именуются — загранучреждения), территориальные органы — представительства Министерства на территории РФ, а также подведомственные ему предприятия, учреждения и организации на территории РФ, созданные для обеспечения деятельности Министерства (далее именуются — организации, находящиеся в ведении Министерства).
Основными задачами Министерства иностранных дел РФ являются:
• разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;
• реализация внешнеполитического курса РФ;
• координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
• содействие согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие этих органов, их дол-
1 СЗ РФ. 1995. № 12, ст. 1033.
жностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики РФ и выполнение международных обязательств РФ;
• обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;
• защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;
• обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
• содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
Министерство иностранных дел РФв соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: ,
• разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по вопросам отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями;
• разрабатывает проекты международных договоров РФ, подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;
• ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;
• осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;
• участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан РФ, обороны и безопасности государства;
• реализует дипломатическими средствами усилия РФ по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности;
• обеспечивает участие РФ в деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, органов Союзного государства, международных организаций, содействует повышению роли РФ как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;
• обеспечивает необходимые условия для функционирования центрального аппарата, загранучреждений, территориальных органов — представительств Министерства на территории РФ, организаций, находящихся в ведении Министерства, вносит в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по организационным, финансовым и другим вопросам, связанным с их деятельностью;
• дает согласие заинтересованным органам исполнительной власти на распространение официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса РФ;
• содействует распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике РФ, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;
• выполняет другие функции, предусмотренные законодательством РФ.
Министерство иностранных дел РФдля выполнения возложенных на него задач правомочно:
• получать в установленном порядке от органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Министерства;
• осуществлять контроль за соответствием законодательству РФ и международно-правовым нормам проектов международных договоров РФ;
• вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ предложения о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;
• представлять в установленном порядке предложения об учреждении территориальных органов — представительств Министерства на территории РФ;
• принимать в пределах своей компетенции решения нормативного характера, обязательные для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их орга-
низационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими международных контактов;
• докладывать соответственно Президенту РФ и Правительству РФ о действиях органов государственной власти и должностных лиц, влекущих за собой несоблюдение принципа единства внешней политики РФ, или невыполнение международных обязательств РФ, или нарушение установленного порядка осуществления Министерством координирующей роли в проведении единой внешнеполитической линии РФ и иные правомочия в соответствии с законодательством.
Полномочия Министра иностранных дел РФ:
• руководит деятельностью Министерства, утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства, территориальном органе - представительстве Министерства на территории РФ, а также положения (уставы) об организациях, находящихся в ведении Министерства, определяет компетенцию должностных лиц системы Министерства;
• издает приказы, распоряжения и инструкции, дает указания по вопросам деятельности центрального аппарата Министерства, загранучреждений, территориальных органов — представительств Министерства на территории РФ, организаций, находящихся выведении Министерства; вносит в установленном порядке предложения о назначении или об отзыве послов РФ в иностранных государствах и представителей РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, о назначении или об освобождении глав государственных и правительственных делегаций РФ;
• представляет РФ на двусторонних и многосторонних переговорах, по поручению Президента РФ, Правительства РФ подписывает международные договоры РФ;
• представляет Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями;
• утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства и территориальных органов — представительств Министерства на территории РФ в пределах установленных предельной численности и
фонда оплаты труда работников, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;
• утверждает штатное расписание загранучреждений в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на содержание загранучреждений в пределах выделенных бюджетных ассигнований;
• в пределах своей компетенции назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата Министерства и загранучреждений, а также других работников системы Министерства и осуществляет другие полномочия.
Контроль за деятельностью Министерства иностранных дел РФ осуществляется по соответствующим направлениям деятельности Министерства Президентом РФ и Правительством РФ.
Деятельность МИД России охватывает все стороны отношений страны с иностранными государствами:политические, экономические и культурные. Министр иностранных дел осуществляет международное представительство, ведет непосредственные переговоры с официальными представителями иностранных государств от имени Президента и Правительства РФ без специальных на то полномочий и подписывает с ними международные документы.
В процессе своей деятельности МИД России издает в пределах своей компетенции инструкции, указания, которые обязательны для министерств, ведомств, других органов и организаций при осуществлении ими международных связей и контактов.
Вопросы для самоподготовки и контроля
1. Понятие административно-правого регулирования в управлении административно-политической сферой.
2. Система органов исполнительной власти по организации управления обороной.
3. Административно-правовые основы государственного управления обороной.
4. Система органов исполнительной власти по организации управления в области обеспечения безопасности.
5. Административно-правовые основы государственного управления в области обеспечения безопасности.
6. Система органов исполнительной власти по организации государственного управления в области внутренних дел.
7. Административно-правовые основы государственного управления в области внутренних дел.
8. Система органов исполнительной власти по организации управления в области юстиции.
9. Административно-правовые основы государственного управления в области юстиции.
10. Система органов исполнительной власти в области иностранных дел.
11. Административно-правовые основы государственного управления в области иностранных дел.