Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ



Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто так думает, двойное тому, кто действи­тельно без нее обходится.

И.С. Тургенев

18.1. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления обороной

Под обороной понимается система политических, экономи­ческих, военных, социальных, правовых, организационных, информационных и технических мер по обеспечению готовно­сти государства к защите от возможного вооруженного нападе­ния, а также защиты населения, целостности территории и своего суверенитета.

Основной правовой базой организации обороны в стране является Конституция РФ и закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»1, в ред. от 30.12.1999 г.; «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53.2, в ред. 21.05.2002 г.; «О статусе военнослужащих» от 27.05. 1998 г. № 763, в ред. от 21.05.2002 г.; «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 27.02. 1997 г. № 314, в ред. от 30.12.2001 г.; «О воен­ном положении» от 30. 01. 2002 г. № 1-ФКЗ; «Об альтернатив­ной гражданской службе» от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ и др.

Важное значение для регулирования отношений в сфере оборонного и военного строительства имеют указы Президента РФ: от 7. 05. 1992 г. «О создании Вооруженных сил РФ»5, от 2.11.1993 г. «Основные положения военной доктрины РФ»; от 14.12. 1993 г. утверждены общевоинские уставы Вооружен­ных сил РФ6; от 17.12. 1997 г. «Концепция национальной бе-

1 СЗ РФ. 1996. № 23, ст. 2750.

2 СЗ РФ. 1998. № 18, ст. 1464.

3 СЗ РФ. 1998. № 22, ст. 2331.

4 СЗ РФ. 1997. № 9, ст. 1014

5 ВВС РФ. 1992. № 16, ст. 1077.

6 САПП РФ. 1993. № 51, ст. 4931; СЗ РФ. 1997. № 11, ст. 1298.

f

зопасности РФ1; от 15.10.1999 г. утверждено Положение о военных комиссариатах; от 2 марта 1999 г. «О железнодорож­ных войсках»; от 3 марта 1999 г. «Об утверждении Положе­ния о Главнокомандующем внутренних войск МВД РФ»; от 9 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы», «Положение о порядке прохождения военной службы», а так­же постановлением Правительства РФ от 25.02. 2003 г. при­нято «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспер­тизе» (РГ 13 марта 2003 г.). Законодательством определены случаи, когда в обороне могут участвовать пограничные войс­ка РФ, внутренние войска МВД РФ, воинские подразделения ФСБ РФ, войска правительственной связи, войска гражданс­кой обороны, железнодорожные войска и др. Особенно боль­шой социально-политический резонанс вызвал ряд указов Пре­зидента РФ, принятых 11 марта 2003 г. по реформированию так называемых «силовых» структур (РГ. 2003 г. 12 марта). Упразднена Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), ее функции переданы в МВД РФ. Расформировано Федераль­ное агентство правительственной связи и информации при Пре­зиденте РФ. Его функции распределены между ФСБ России и Минобороны России.

Управление в области обороны строится на принципе еди­ноначалия, централизации воинской дисциплины.

После того, как Россия стала правопреемницей бывшего СССР, объективно возникли новые проблемы решения многих вопросов организации управления в области обороны, как по­литические так и экономические.

С принятием закона от 19 марта 1997 г. № 61-ФЗ «О рати­фикации Соглашения между Российской Федерацией и Рес­публикой Белорусь о сотрудничестве и взаимодействии в обес­печении безопасности воинских формирований РФ, временно размещенных на территории Республики Белорусь, и лиц, вхо­дящих в их состав»1, и ратификации Союза с Белоруссией в декабре 1999 г. и еще ряда законов о ратификации Соглаше­ний и Договоров со странами СНГ возникла необходимость со­здания прочной базы коллективной безопасности, тем более при расширении НАТО на Восток. Принятие в июне 1997 г. в НАТО Польши (а на очереди страны Балтии и Украина), при­близило военные силы этого блока к нашим границам. Следо­вательно, военная опасность для России усиливается. Главные

1 СЗ РФ. 1997. № 52, ст. 5909.

2 Ведомости ФС РФ № 10, ст. 474.

причины — политические, экономические, территориальные, социальные, региональные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил разрешить их с использованием средств вооруженной борьбы. Особенно вносит нестабильность в обеспечение состояния обо­роны и безопасности положение на Северном Кавказе и Сред­ней Азии.

Правовые основы организации управления обороной РФ, права и обязанности органов государственной власти и местно­го самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в сфере обороны, структура орга­нов управления и организация Вооруженных Сил России, виды ответственности за нарушение законодательства по вопросам обороны страны регламентированы вышеназванными норма­тивными правовыми актами.

В настоящее время сроки воинской службы определены для лиц, проходящих военную службу по призыву, срок опреде­лен два года; для лиц, имеющих высшее образование и прохо­дящих военную службу по призыву — 12 месяцев; для прохо­дящих военную службу по контракту — сроки контракта (3, 5 или 10 лет). В соответствии с указом Президента РФ от 4 января 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» для полков­ника с возрастом свыше 50 лет контракт заключается на 1, 3, 5 лет, общий не более 10 лет. Министр обороны РФ до 65 лет включительно. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» принято Положение о порядке прохождения военной службы1, а постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 г. №1541 в ред. 14.08.2002 г. принят правовой акт «Об утверждении положения о воинском учете». В настоящее время в связи с большим ростом количе­ства беспризорных детей особое значение имеет правовой акт, принятый постановлением Правительства РФ от 11.02.2000 г. № 124 «Об утверждении положения о зачислении несовершен­нолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечение их необходимыми видами довольствия». Ука­зом Президента РФ от 11 марта 2003 г. создан Государствен­ный комитет по государственному оборонному заказу при Ми­нистерстве обороны РФ, на который возложены функции еди­ного заказчика по обычным вооружениям (РГ. 2003. 12 марта).

Система органов управления обороной включает в себя органы управления, объединения, соединения, воинские час­ти, учреждения, военные академии, институты и училища.

1 СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534.

Общее руководство Вооруженными Силами России осу­ществляютФедеральное Собрание и Правительство РФ в пре­делах их полномочий, определенных Конституцией РФ и Фе­деральным законом «Об обороне».

К вопросам ведения парламента (обеих палат) Российс­кой Федерации,согласно ст. 102 Конституции, относятся: ут­верждение указов Президента РФ о введении военного поло­жения и о введении чрезвычайного положения; решение воп­роса о возможности использования Вооруженных Сил за ее пределами. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой Федеральные за­коны, по вопросам федерального бюджета (в том числе по рас­ходам на оборону), ратификации и денонсации международ­ных договоров Российской Федерации, статуса и защиты госу­дарственной Границы России.

Президент РФв соответствии с частью 1 ст. 87 Конститу­ции РФ является Верховным главнокомандующим Вооружен­ными Силами, формирует и возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает выс­шее командование Вооруженных Сил, ведет переговоры и под­писывает международные договоры. То есть осуществляет не­посредственное руководство деятельностью Министерства, а также утверждает Положение о Министерстве обороны.

В случае агрессии против Российской Федерации или непо­средственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамед­лительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе.

Правительство РФсогласно ст. 112 и 114 Конституции РФ непосредственно решает основные задачи по укреплению обороны страны. Председатель Правительства РФ представля­ет Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, одним из которых являются федеральные органы управления обороной, предлагает канди­датуру министра обороны. Правительство представляет Госу­дарственной Думе бюджет, обеспечивает его исполнение и от­читывается за его исполнение, осуществляет практические меры по обеспечению обороны страны. Все эти задачи и функции Правительства России определены законодательством.

Федеральным законом «Об обороне» определены основы и организация обороны РФ, полномочия органов государствен­ной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и

обязанности граждан России в области обороны, силы и сред­ства, привлекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными закона­ми, федеральными законами и иными нормативными право­выми актами.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправ­ления и организаций независимо от форм собственности, а так­же собственников транспортных средств.

К обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутрен­ние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорож­ные войска РФ, войска Федерального агентства правительствен­ной связи и информации при Президенте РФ, войска граждан­ской обороны (далее — другие войска).

Для выполнения отдельных задач в области обороны при­влекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполни­тельной власти (далее — воинские формирования), Служба внеш­ней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности России, органы пограничной службы РФ, федеральные орга­ны правительственной связи и информации при Президенте РФ, федеральные органы государственной охраны, федераль­ные органы обеспечения мобилизационной подготовки орга­нов государственной власти РФ (далее—органы), а также со­здаваемые на военное время специальные формирования.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формиро­вания и органы выполняют задачи в области обороны в соот­ветствии с планом применения Вооруженных Сил России.

Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходи­мой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, во­инских формирований и органов, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами России, другими вой­сками, воинскими формированиями и органами;

6) планирование перевода органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, органов мес­тного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, комму­никаций и населения страны;

8) оперативное оборудование территории РФ в целях обо­роны;

9) обеспечение защиты сведений, составляющих государ­ственную тайну, в области обороны;

10) развитие науки в интересах обороны;

11) координацию деятельности органов государственной вла­сти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны;

12) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны и осуществляет дру­гие мероприятия в области обороны.

Правовые основы организации в области обороны базиру­ются на Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах и международных договорах РФ в обла­сти обороны.

Полномочия Президента России в области обороны:

1) определяет основные направления военной политики РФ;

2) утверждает военную доктрину РФ;

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрес­сии против Российской Федерации, возникновения вооружен­ных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлитель­ным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Воору­женными Силами РФ о ведении военных действий;

5) вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в

соответствии с федеральным конституционным законом о во­енном положении;

6) принимает в соответствии с федеральными законами ре­шение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с ис­пользованием вооружения не по их предназначению;

7) утверждает концепции и планы строительства и разви­тия Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формиро­ваний и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ и осуществля­ет другие полномочия.

Полномочия Федерального Собрания в области обороны:

1) рассматривает расходы на оборону, установленные при­нятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;

2) рассматривает принятые Государственной Думой феде­ральные законы в области обороны;

3) утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использо­ванием вооружения к выполнению задач не по их предназна­чению;

4) решает вопрос о возможности использования Вооружен­ных Сил РФ за пределами территории РФ.

Полномочия Государственной Думы РФ:

1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые фе­деральными законами о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы в области обороны. Полномочия Правительства РФ в области обороны:

1) осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

2) руководит деятельностью по вопросам обороны подведом­ственных ему федеральных органов исполнительной власти;

3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

4) организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и во­енной техникой по их заказам;

^5) организует обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов материальными сред-

ствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

6) организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны:

1) организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны;

2) участвуют в разработке Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории РФ и обес­печивают в пределах своих территорий выполнение мероприя­тий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обо­роны;

3) организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан РФ к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;

4) осуществляют бронирование граждан РФ из числа рабо­тающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и в военное время;

5) обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транс­портных и других технических средств в целях обороны;

6) организуют работу по военно-патриотическому воспита­нию граждан РФ;

7) обеспечивают потребности Вооруженных Сил РФ, дру­гих войск, воинских формирований и органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в облас­ти обороны, и осуществляют иные функции.

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области обороны в соот­ветствии с законодательством РФ.

Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны:

1) выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа и предоставляют услуги для нужд Вооруженных Сил РФ других войск, воинских фор­мирований и органов;

2) выполняют мобилизационные задания по подготовке и • созданию на военное время специальных формирований;

3) обеспечивают и принимают участие в выполнении ме­роприятий по гражданской и территориальной обороне;

4) осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени;

5) исполняют военно-транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

6) осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством РФ, предоставляют для нужд обороны зда­ния, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсаци­ей понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Прави­тельством РФ.

Функции должностных лиц организаций независимо от форм собственности:

1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством РФ;

2) создают работникам необходимые условия для исполне­ния ими воинской обязанности в соответствии с законодатель­ством РФ;

3) оказывают содействие в создании организаций, деятель­ность которых направлена на укрепление обороны.

Права и обязанности граждан РФ в области обороны:

1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с феде­ральным законом;

2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

3) могут создавать организации и общественные объедине­ния, содействующие укреплению обороны;

4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти зда­ния, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсаци­ей понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Прави­тельством РФ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.