Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере управления транспортом и связью



Конституцией РФ федеральный транспорт, пути сообщения отнесены к ведению РФ.Наиболее важные вопросы управле­ния в этой сфере решаются на уровне федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ решает общие вопросы организации управления предприятиями транспорта. По основным направ­лениям его работы Правительство РФ разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов. От четкой работы транспорта зависит экономическое положение всех отраслей промышленности.

Федеральным органом исполнительной власти,осуществ­ляющим государственное управление транспортом, является Министерство транспорта РФ (Минтранс России),которое является федеральным органом исполнительной власти и осу­ществляет руководство железнодорожным транспортом, а так­же обеспечивает хозяйственное регулирование в области пере­возочного процесса на этом виде транспорта.

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют транспортное обслуживание населения на своей территории, контролируют его состояние, работоспособность и безопасность работы.

В систему органов управления Минтранса России вхо­дят:железные дороги; их линейные предприятия; промыш­ленные, строительные, торговые и снабженческие предприя­тия; учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта; НИИ, проектно-конструкторские и изыс­кательские организации, обеспечивающих деятельность и раз­витие отрасли.

Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железно­дорожном транспорте в РФ» является основным правовым ак­том, регламентирующим основы деятельности транспортной системы РФ, как одного их основных видов транспорта общего пользования, представляющего единый производственно-тех­нический комплекс, обеспечивающий потребности производ­ства и населения в перевозках и услугах, необходимых для всех отраслей экономики. Также 10.01.2003 г. был принят ФЗ №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в РФ». В связи с этим 10.01.2003 г. также был принят ФЗ № 16-ФЗ «О внесе-

нии изменений и дополнений в ФЗ «О естественных монопо­лиях».

Основной задачей транспорта являетсясвоевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народно­го хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промыш­ленного сельскохозяйственного производства, развитие това­рооборота торговли, состояние обороноспособности страны.

В организации управления транспортом имеется ряд осо­бенностей.

Органы управления подразделяются по видам транспорта. При этом железнодорожным транспортом управляет Министер­ство путей сообщения, а Министерство транспорта управ­ляет остальным видами:воздушным, морским, речным, ав­томобильным, городским электрическим транспортом; оно уп­равляет также дорожным хозяйством.

Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что вызывается предназна­чением, особенностями деятельности управляемых объектов.

Транспорт — источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специа­лизированный контроль.

Специфика организации и деятельности предприятий транспортатребует особых нормативных актов (уставов, ко­дексов, правил). Определенные группы работников транспор­та, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответствен­ность на основании специальных уставов о дисциплине, дей­ствующих на- соответствующих видах транспорта.

Особенностью является и то,что масштаб приватизации в транспортной сфере ограничен, чтобы сохранить управление над стратегически важными объектами. Речь, в частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движе­нием и взлетно-посадочных полосах аэропортов, о водных пу­тях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском го­родском транспорте. Приватизация этих объектов полностью запрещена. Государственный контроль будет сохранен и за теми транспортными предприятиями, которые акционируются. Это объясняется объективными причинами, прежде всего требова­ниями безопасности граждан, общество и государства.

Министерство транспорта осуществляет управлениевоз­душным, морским, речным, автомобильным, городским электрическим транспортом, а также дорожным хозяйством.

I

г

Минтранс России, совместно с Министерством путей сообще­ния РФ и другими заинтересованными министерствами и ве­домствами, органами исполнительной власти субъектов РФ проводит государственную политику в области координации взаимодействия всех видов транспорта и развития транспорт-но-дорожного комплекса в целом.

Минтранс России действует на основе Положения, утверж­денного Правительством РФ от 30.12.2000 г. № 1038.

Его основные задачи связаны с формированием и реализа­цией государственной транспортной политики, осуществлени­ем общего государственного управления и регулирования транс­портным комплексом страны.

В соответствии с указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. действует Российское авиационно-космическое агентство, ко­торое осуществляет надзор за безопасностью полетов и разви­тия отношений этих сферах. Особое значение имеет принятое от 18.05. 2001 г. № 384 Постановление Правительства РФ «О программе структурной реформы на железнодорожном транс­порте, что, по мнению разработчиков, позволит увеличить от­числение в госбюджет За счет повышения качества обслужива­ния пассажиров и грузового багажа.

Основными задачами Минтранса являются:

1) формирование и реализация государственной транспор­тной политики в сфере своей деятельности;

2) разработка совместно с заинтересованными ФОИВ стра­тегии развития транспорта в РФ и ее реализация на ос­нове общетранспортных и отраслевых федеральных це­левых программ;

3) взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ по координации совместной деятельности в целях обеспечения свободного перемещения пассажи­ров и грузов по территории России, формирования еди­ного транспортного пространства страны;

4) государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей компетенции, направленные на обеспе­чение безопасного, эффективного и устойчивого функ­ционирования транспортного комплекса, а также коор­динация деятельности органов, осуществляющих надзор­ные функции в этой сфере;

5) проведение экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки, связанных с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям;

6) формирование и проведение в транспортном комплексе экономической, инвестиционной, тарифной, научно-техниче­ской, кадровой и социальной политики и иные задачи.

Министерство транспорта РФв соответствии с возложен­ными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает проекты законодательных и иных норма­тивных правовых актов, определяющих порядок функ­ционирования транспортного комплекса;

2) осуществляет организационно-методическое руководство законопроектной деятельностью в транспортном комп­лексе;

3) контролирует в пределах своей компетенции исполне­ние законодательных и иных нормативных правовых актов, анализирует практику их применения в транс­портном комплексе;

4) разрабатывает и реализует концепции и программы со­циально-экономического развития транспортного комп­лекса;

5) проводит комплексный анализ деятельности и осуществ­ляет прогноз развития отраслей транспортного комплек­са, вырабатывает рекомендации и реализует меры по обес­печению их устойчивого функционирования и развития;

6) осуществляет руководство деятельностью своих терри­ториальных органов и подведомственных государствен­ных унитарных предприятий, учреждений и организа­ций, координирует деятельность организаций транспор­тного комплекса в части решения возложенных на Ми­нистерство задач и осуществляет иные многочисленные функции.

Минтранс разрабатывает и утверждает правила, положения, технические нормы, отраслевые стандарты и другие норма­тивные акты по вопросам:

• перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты;

• технической эксплуатации и ремонта транспортных средств на подведомственных видах транспорта;

• проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них, водных и воздушных путей сообщения;

• безопасности движения, судоходства, полетов и эколо­гической защищенности.

Полномочия Минтранса России:

• оказывает содействие в формировании рынка дорожных работ и транспортных услуг, новых организационных

структур, основанных на различных формах собствен­ности;

• обосновывает потребности в финансовых средствах, мате­риальных и трудовых ресурсах для реализации межго­сударственных и федеральных целевых программ;

Ш участвует в формировании единой политики в области безопасности и экологической защищенности от деятель­ности транспорта и дорожного хозяйства;

• определяет требования к уровню профессиональной при­годности кадров, содействует их подготовке;

• участвует в разработке и проведении политики в облас­ти цен и тарифов на перевозку грузов, пассажиров, бага­жа, почты;

• осуществляет другие меры, направленные на совершен­ствование деятельности всех подведомственных предпри­ятий, учреждений и организаций.

Министерство путей сообщения РФ (МПС России),соглас­но Положению о нем от 18 июля 1996 г.1, является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим руко­водство железнодорожным транспортом, а также обеспечива­ющим в соответствии с действующим законодательством хо­зяйственное регулирование в области перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

В систему МПС России входят:железные дороги, отделе­ния железной дороги, их линейные предприятия, промышлен­ные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, научно-исследовательские проектно-конструкторские, проект-но-изыскательские, другие организации, предприятия и учреж­дения, обеспечивающие деятельность и развитие железнодо­рожного транспорта.

Руководство железными дорогами, объединениями, пред­приятиями и организациями железнодорожного транспорта в области перевозочного процесса является исключительной компетенцией МПС России.

Основные задачи МПС России:

• обеспечение устойчивой и безопасной работы железно­дорожного транспорта с целью своевременного и полно­го удовлетворения потребности в перевозках при высо­ком уровне обслуживания, оптимальных сроках достав­ки и обеспечении сохранности грузов;

1 СЗ РФ. 1996. 331, ст. 3746.

• создание совместно с железными дорогами многопрофиль­ной сферы услуг, предоставляемых предприятиями же­лезнодорожного транспорта, формирование банка дан­ных об этих услугах и доведение их до потребителей;

• участие в разработке проектов законодательных и норма­тивных актов, стандартов и норм, определяющих поря­док функционирования железнодорожного транспорта, а также экономического и правового механизма реали­зации этих актов;

• разработка предложений по проведению на желез­нодорожном транспорте научно-технической и инвести­ционной политики, согласование ее с железными доро­гами, организация разработки и внедрения новой тех­ники и технологии, комплексного развития железнодо­рожного транспорта;

• разработка по согласованию с железными дорогами прин­ципов экономических взаимоотношений железных до­рог, других предприятий железнодорожного транспорта и хозяйственного механизма их деятельности.

Положением о МПС России определены его конкретные функции в области организации управления перевозочным процессом, экономики и финансов, технической политики, материально-технического снабжения, внешнеэкономической деятельности, в области кадров, труда и социальных вопросов.

К органам государственного управления связьюотносит­ся Министерство по связи и информатизации РФ, утвержден­ное указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. 01.11.2001 г. № 1263, а положение о нем утверждено по­становлением Правительства РФ от 28.03.2000 г. в ред. 17.07.2002 г. и федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), принятое Зако­ном РСФСР от 19.02. 1993 г № 45241, в ред. указа Президента РФ от 24.12.1993 г. 2288 и ФЗ от 07.11. 2001 г. № 135.

Связь — составная часть хозяйственной и социальной инф­раструктуры страны. Она функционирует как системный про­изводственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребности населения, органов государствен­ной власти, хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи1.

Федеральные органы исполнительной властив соответ­ствии со своей компетенцией и по предметам ведения разраба-

11*

1 СЗ. 1995. № 8. Ст. 600.

12 Административное пр

тывают предложения по государственной политике в области связи, организуют межотраслевую координацию функциони­рования и развития электросвязи, организуют и обеспечивают государственный надзор и контроль за деятельностью в облас­ти связи; разрабатывают проекты программ развития в облас­ти связи, а также обеспечивают их реализацию.

Важное значение для организации управления в области связи имеет принятый федеральный закон РФ от 17 августа 1999 г. «О почтовой связи»1 Транспорт и связь являются об­служивающими отраслями народного хозяйства страны, а так­же имеют большое значение в хозяйственном и социально-куль­турном строительстве.

Названные центральные органы управления связью строят свою деятельность на основе федерального закона России от 16 февраля 1995 г. »0 связи», а также закона от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информа­ции»2. Нормативные акты по вопросам регулирования управле­ния сетями связи, а также технической эксплуатации средств связи являются обязательными для всех физических и юриди­ческих лиц, представляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности. Особую роль играют органы государственного контроля на транспорте и связи.

На автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве су­щественный объем контрольно-надзорных функций выполня­ется органами и подразделениями Государственной инспекции по безопасности дорожного движения(ГИБДД) МВД России

Государственный надзор за техническим состоянием само­ходных машин и других видов техники осуществляет Глав­ная государственная инспекция по надзору,которая нахо­дится в структуре Минсельхоза России и в системе местного самоуправления3.

Контрольные функции возлагаются также на полномочные органы и должностных лиц железнодорожного, морского, реч­ного, пассажирского и междугороднего транспорта.

Все перечисленные контрольно-надзорные органы приме­няют к нарушителям меры административного взыскания в соответствии с Ко АП РФ.

1 Российская газета. 1999 г. 22 июля

2 СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

3 САПП. 1993. № 51, ст. 4943.

12-2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.