Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обжалование действий (решений) органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц



С принятием федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Рос­сийской Федерации от 27 апреля 19993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан» значительно'расширены правовые гарантии граждан не только от действий должностных лиц, но и органов. По суще­ству этот закон становиться наиболее действенным правовым средством обеспечения законности и дисциплины в государ­ственном управлении.

Поэтому с принятием этого закона справедливо считают жалобу одним из основных способов обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти в отношении личных обращений граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе каждый гражданин вправе оцени­вать деятельность органа исполнительной власти, любого дол­жностного лица с точки зрения ее законности и результатив­ности. Конституцией установлено, что граждане России име­ют право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), обращаться лично, а также на­правлять индивидуальные и коллективные обращения в госу­дарственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Жалобы- это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность; эти обращения не связаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего но­сят критический характер и, как полагают их авторы, направ­лены на улучшение деятельности органов исполнительной вла­сти и их должностных лиц.

Существуют два порядка рассмотрения и разрешения жа­лоб граждан — административный и судебный.

В органы исполнительной власти ежегодно поступает боль­шое количество жалоб граждан по поводу различных наруше­ний их прав. Недостатком административного порядка рассмот­рения жалоб является то, что они разрешаются заинтересо­ванными органами исполнительной власти, при этом неглас­но, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому нередко остаются без удовлетворения вполне обоснованные жалобы. Данный по­рядок не может в полной мере признаваться как эффективный в вопросах защиты прав и свобод граждан.

Вот почему возникает необходимость в судебном порядке разрешения жалоб, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы-иска повышаются. Однако судебному разрешению вопроса должно предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способ­ствует ответственному отношению к принимаемым админист­ративным решениям.

В суде гражданин выступает не в роли просителя, а истца, равной стороны, причем лично и непосредственно. Здесь обязан­ность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в административном порядке. Ему в ходе процесса приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников про­цесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подго­товки дела к судебному слушанию должностные лица пере­сматривают свое решение, устраняют, если они были, наруше­ния прав гражданина и тем самым не доводят дело до суда.

Закон от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнения­ми, принятыми 14 декабря 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1 предусматривает, что каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решени­ями) государственных органов, органов местного самоуправ­ления, учреждений, предприятий и их объединений, обще­ственных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Большое значения для обеспечения самосто­ятельности работы судов имеет принятый 10 февраля 1999 г.

I

1 Ведомости. 1993. № 19. Ст. 683

Федеральный закон «О финансировании судов Российской Фе­дерации».

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суде, относятся коллегиальные и единоличные действия (ре­шения), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению граждани­ном его прав и свобод; в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в ме­сячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба подает­ся, по усмотрению гражданина, либо в суд по месту его жи­тельства, либо в суд по месту нахождения органа, должностно­го лица. Военнослужащий вправе в таком же порядке обра­титься в военный суд с жалобой на действия (решения) орга­на военного управления и воинских должностных лиц.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд, по просьбе граждани­на или по своей инициативе, вправе приостановить исполне­ние обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц — со дня получения гражда­нином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письмен­ный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок по­дачи жалобы может быть восстановлен судом.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуе­мое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нару­шенные права и свободы.

Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на ответчи­ка, если суд установит, что его действия (решения) были неза­конными. Если же жалоба гражданина признана необоснован­ной, а исполнительный орган или должностное лицо не уведо-

мили гражданина в срок или вообще не ответили, то судебные издержки уплачиваются первыми. Эти судебные меры способ­ствуют укреплению законности и дисциплины.

Вопросы для самоподготовки и контроля

1. Понятие законности и дисциплины в деятельности исполни­тельной власти, государственного управления.

2. Понятие контроля и его вида.

3. Понятие общественного контроля и его виды.

4. Формы прокурорского надзора.

5. Понятие административного надзора и его виды.

6. Порядок обжалования в суд действий (решений) органов ис­полнительной власти и их должностных лиц.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел VII

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.