выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.
Государством гарантирована защита законных интересов общественным объединениям и гражданам, чьи права оказались нарушенными. Они в соответствии с законом могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы или с заявлениями и жалобами в вышестоящие органы исполнительной власти.
Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и должностными лицами законодательства, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством РФ.
Общественные объединения,в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства РФ несут ответственностьв соответствии с действующим законодательством.
При совершении общественными объединениями, в том числе не зарегистрированными в органах юстиции, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных групп. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.
При осуществлении органами исполнительной власти контрольных и надзорных полномочий за деятельностью общественных объединений, а также при рассмотрении жалоб по поводу нарушения прав и законных интересов граждан и общественных объединений возникают самые разнообразные административные правоотношения.
В случае выявления незаконных действий со стороны общественных объединений их деятельность может быть приостановленана о срок до решения суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) ее субъектов, законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.
Ликвидация общественного объединенияможет быть осуществлена по решению съезда (конференции) или общего собрания, или по решению суда. Ликвидация общественного объединения в судебном порядке означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Ликвидация по решению суда в случаях: нарушений требований ст. 16 (перечень запретов на создание общественных объединений);виновных в нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных грубых нарушений закона или иных правовых актов либо осуществление систематической деятельности, противоречащей его уставным целям.
Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором РФ.
Решение суда о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленном федеральными законами.
Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.
После принятия решения и оставлении его в силе о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, оно (решение) направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения этого объединения из единого государственного реестра юридических лиц.
Субъектами административного права являются также предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации,осуществляющие различные виды хозяйственно-экономической, социально-культурной, организационной и иной деятельности по удовлетворению жизненных потребностей населения.
Предприятие создаетсядля производства товаров, продуктов, различных работ и услуг населению.
Учрежденияреализуют государственные и общественные функции социально-культурного и административно-политического содержания. Основное различие предприятий и учреждений состоит в характере их деятельности, первые связаны с производством, вторые реализуют обслуживающие функции
управленческого, социального, культурного, образовательного, научного и другого характера.
В зависимости от форм собственности предприятия являютсягосударственными, муниципальными, общественными, кооперативными, индивидуальными, семейными и смешанных форм собственности. Предприятия могут также классифицироваться по выпускаемой продукции или выполняемым работам. Они могут быть коммерческие или некоммерческие, объединяться в союзы, ассоциации и др.
В свою очередь, учреждения также могут различаться по форме собственности,по характеру выполняемых обслуживающих функций (культурно-просветительные, образовательные, социальной защиты, здравоохранения, научные и др.).
Административно-правовое положениепредприятий, учреждений и организаций определяется Конституцией РФ, конституциями республик, уставами субъектов федерации федеральными законами, в первую очередь, ГК РФ, законами субъектов федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Предприятия, учреждения и организации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с реализацией своих прав, обязанностей и законных интересов в сфере своей деятельности.
Нормы административного права регламентируют правовой статус этих субъектов права независимо от форм их собственности (11, с. 128).
Это относится к регулированию отношений, возникающих у предприятий, учреждений и организаций:
• с органами исполнительной власти, государственного управления;
• при государственной регистрации или отказе в регистрации;
• по ведению бухгалтерского учета;
• по выполнению требований государственной статистической отчетности.
Предприятия, учреждения, организации и иные юридические лица как субъекты административного права обязаны соблюдать:все правила и нормы пожарной безопасности, налоговое законодательство, экологическое, антимонопольное, санитарно-гигиенические нормы и правила, сертификации и качества выпускаемых товаров и продуктов, безопасности ведения работ и др.
Специальные органы исполнительной власти осуществляют административный надзор за точным исполнением норм и правил всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Однако административно-правовое положение субъектов государственной формы собственности отличается от негосударственных тем, что первые образуются и ликвидируются государственными органами власти. Они же утверждают устав и назначают руководителей, контролируют их деятельность, определяют заказы, если собственность передана на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Это дает больше возможностей в организации производства продукции и ее реализации.
Административно-правовое положение муниципальных предприятий, учреждений и организаций аналогично государственной форме собственности.
Негосударственные предприятия, учреждения и организации свободны в организации своей деятельности и реализации продукции, то есть законом запрещено какое-либо вмешательство государственных органов власти и органов местного самоуправления в их хозяйственную деятельность. Им гарантирована государством защита со стороны правоохранительных органов.
Однако негосударственные предприятия, учреждения и организации в случаях нарушения законодательства несут административную ответственность как юридические лица.
Служащие негосударственных предприятий, учреждений и организаций являются субъектами административного права. За совершение административных правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях. Должностные лица в соответствии с административным законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, влекущих нарушение административных норм и правил, привлекаются к специальной административной ответственности.
' Вопросы для самоподготовки и контроля
1. Понятие государственных служащих их классификация.
2. Полномочия и социальные гарантии государственных служащих.
3. Понятие, принципы и прохождение государственной службы.
4. Административно-правовой статус муниципальных служащих.
5. Прохождение муниципальной службы.
6. Административно-правовой общественных и иные негосударственные объединений и их служащих.
7. Организационно-правовые формы общественных объединений.