Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Административно-правовой статус граждан РФ



Необходимость использования термина «физические лица» обусловлена, прежде всего, их множественностью и разным объемом административной правосубъектности (правоспособ­ность и дееспособность в единстве и развитии). Кроме этого, в новом административном законодательстве об административ­ных правонарушениях с 1 июля 2002 г. широко используется этот термин.

К физическим лицам можно отнести следующие категории индивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граж­дане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами администра­тивного права. Мы рассмотрим три категории физических лиц: граждане России, иностранные граждане и лица без граждан­ства.

Особым признаком демократического государства является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина, но и его обязанностей (ст. 2 Конститу­ции РФ). Каждое физическое лицо в России обладает на ее территории всеми правами, свободами и имеет равные обязан­ности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2, ст. 6 Консти­туции РФ).

Конституционные нормы, регламентирующие основные права и свободы физических лиц, являются нормами прямого

действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение, скорее наоборот, они дета­лизируют их права и свободы, а также регламентируют отно­шения по возложению на них обязанностей в сфере управле­ния, устанавливают в соответствии с административным зако­нодательством меры ответственности за нарушение этих норм

и правил.

Граждане России, выступая в роли субъекта администра­тивного права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, опре­деляющих его социально-правовую роль в государстве и обще­стве.

Административно-правовой статус гражданина включа­ет комплекс его прав и обязанностей, государственные гаран­тии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.

Административно-правовой статус гражданина РФ опреде­лен Конституции РФ, международно-правовыми договорами. Законом от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Рос­сийской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ»1, Федеральными законами от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»,2 от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей»3, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. в ред. 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан4, Федераль­ным законом от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ с измен, и доп. 7 августа и 7 ноября 2000 г. «О беженцах», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 в ред. от 25 декабря 1995 г. с измен, и доп. от 7 августа 2000 г. «О вынужденных переселен­цах», Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе воен­нослужащих»5, Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечествен­ников за рубежом», Федеральным законом от 08.08.2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей при проведении государственного кон-

1 Ведомости РФ, 1993. № 32, ст. 1227.

2 СЗ РФ, 1996. № 34, ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175.

3 СЗ РФ. 1996. № 3 , ст. 140; 1999. № 51, ст. 6287.

4 Ведомости РФ. 1993. № 19, ст. 685; 1995. № 51, ст. 4970.

5 СЗ РФ. 1998. № 22, ст. 2331; 2000. № 1 (Часть 2), ст. 12.

троля (надзора)»1, федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 28.02.1997 г № 1-ФКЗ2, «Всеобщей декларацией прав чело­века» от 10 декабря 1948 г., «Конвенцией СНГ о правах и ос­новных свободах человека», которая вступила в силу для РФ с 11 августа 1998 г3, Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ, ФЗ от 31.05. 2002 г. «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ, указ Президента РФ от 14.11.2002 г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.

В законе «О гражданстве РФ» впервые определены прин­ципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы граж­данства РФ.

1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положе­ний, ограничивающих права граждан по признакам со­циальной, расовой, национальной, языковой или рели­гиозной принадлежности.

2. Гражданство РФ является единым и равным независимо

от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не пре­кращает его гражданства РФ.

4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без

гражданства, проживающими на территории РФ.

7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на ос­новании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, дей­ствовавших на день наступления обстоятельств, с кото­рыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, то есть теперь будет меньше фиктивных браков с целью приобретения гражданства.

1 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч.1), ст. 3436.

2 СЗ РФ. 1997. № д. ст.1011.

3 СЗ РФ. 1999. № 13, ст. 1489.

4 Администратииное прано

Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

Расторжение брака также не влечет за собой изменение граж­данства родившихся в этом браке или усыновленных (удоче­ренных) супругами детей.

Гражданство России приобретается (ст. 11):

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство России;

в) в результате восстановления в гражданстве России;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Фе­деральным законом или международным договором Рос­сии.

В ст. 14. регламентирован упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации:

а) для лиц, имеющих хотя бы одного нетрудоспосрбного родителя, имеющего гражданство России;

б) имели гражданство СССР*, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства и другие условия.

Основания для отклонения заявлений о приеме в граждан­ство России и о восстановлении в гражданстве России возни­кают (ст. 16), если заявления поданы лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ консти­туционного строя России или иными действиями созда­ют угрозу безопасности России;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство России или о вос­становлении в гражданстве России, выдворялись за пре­делы Росси в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили за­ведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопас­ности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международ­ным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совер­шение умышленных преступлений на территории Рос­сийской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными орга­нами Российской Федерации или компетентными орга­нами иностранных государств за преступления, призна-

4-2

ваемые таковыми в соответствии с федеральным зако­ном (до вынесения приговора суда или принятия реше­ния по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свобо­ды за действия, преследуемые в соответствии с федераль­ным законом (до истечения срока наказания);

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в граждан­ство РФ или в течение пяти лет непрерывного прожива­ния на территории РФ, если иной срок проживания на территории РФ, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен настоящим ФЗ.

Полномочными органами, ведающими делами о граждан­стве Российской Федерации, являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) МВД РФ и его территориальные органы;

3) МИД РФ, дипломатические представительства и консуль­ские учреждения России, находящиеся за пределами РФ.

В полномочия Президента России входит:

• утверждение положений о порядке рассмотрения вопро­сов гражданства РФ;

• обеспечение согласованного функционирования и взаи­модействия полномочных органов, ведающих делами о гражданстве России, в связи с исполнением настоящего Федерального закона;

• издание указов по вопросам гражданства России. МВД России и его территориальные органы осуществляют

следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства России у лиц, прожи­вающих на территории России;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Рос­сии, заявления по вопросам гражданства России;

в) проверяют факты и представленные для обоснования за­явлений по вопросам гражданства России документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту РФ документы и иные материа­лы по вопросам принятия гражданства;

д) исполняют принятые Президентом РФ решения по воп­росам гражданства России;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Рос­сии, поданные лицами, проживающими на территории

России, и принимают решения по вопросам приема в гражданство России в упрощенном порядке в соответ­ствии с законом;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых приняты уполно­моченным органом решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство России в соответствии с зако­ном;

и) осуществляют отмену решений по вопросам граждан­ства России в случаях, определенных законом. Решения по вопросам гражданства России в общем порядке принимаются и рассматриваются Президентом РФ в срок до одного года.

Решения о приеме в гражданство России в упрощенном порядке принимаются:

• МВД России и его территориальными органами;

• МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства России и принятие решений о приеме в гражданство России в упро­щенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, офор­мленных надлежащим образом.

Административно-правовой статус граждан России, как значительная часть норм общего правового статуса, закреплен во многих законах и подзаконных актах и проявляется в сово­купности прав и обязанностей и обеспечен гарантиями их осу­ществления со стороны органов государственной власти и ор­ганов МСУ, которые принимают правовые акты, влияющие на объем административно-правового статуса граждан России.

О расширении административно-правового статуса граждан России свидетельствует также принятый от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об обеспечении гарантий избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ». Этим законом регла­ментировано конституционное положение (пункт 3 ст. 3) о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Субъектами административного права вообще являются все физические и юридические лица, которые потенциально мо­гут вступить в административно-правовые отношения. Многие из них длительное время, являясь субъектами административ­ного права, могут не вступать в конкретные административ­ные правоотношения. Следовательно, реализация администра-

тивных правоотношений является как бы следствием волеизъ­явления одной из сторон. Поэтому необходимо различать по­нятия «субъект административного права» и «субъект ад­министративного правоотношения».

Субъекты административного права определяютсяв нор­мах права общим или родовым понятием, как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объедине­ния, организации, предприятия, учреждения различной фор­мы собственности, общественные объединения и другие юри­дические лица, а также иные коллективные образования, не являющиеся юридическими лицами, например, кафедра или факультет вуза. Они могут также в течение длительного вре­мени не вступать в административные правоотношения.

Субъект же правоотношениявсегда определен. Субъекты административных правоотношений — это конкретные участ­ники, стороны правоотношений, наделенные обязанностями и правами в сфере деятельности исполнительной власти, госу­дарственного управления и способные реально осуществлять эти отношения в рамках и определенной последовательности, закрепленной законодательством.

Субъекты административного права могут стать субъекта­ми административно-правовых отношений, если дшеются три условия:

1) административно-правовая норма, предусматривающая реализацию прав и обязанностей сторон (субъектов пра­воотношений);

2) юридический факт (правомерное или неправомерное дей­ствие, бездействие), юридическое событие;

3) административная правоспособность и дееспособность субъектов этих отношений;

На практике эти общие условия для каждого субъекта ад­министративного права осуществляются по-разному.

Особенностью физических лиц,как участников админи­стративных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть, реализуют свои субъектив­ные права и обязанности человека и гражданина в сфере ис­полнительной власти, государственного управления, а не пра­ва и обязанности юридических лиц или их уполномоченных должностных лиц.

Административные правоотношениямежду физическими лицами, с одной стороны, обладающими правами и обязаннос­тями в сфере деятельности органов исполнительной власти г государственного управления, администрации органов МСУ и

другой стороны в лице соответствующего органа (должностно­го лица), наделенного государственно-властными полномочия­ми, могут возникать в связи:

1) с реализацией физическими лицами своих конституци­онных прав в сфере административно-правовых отноше­ний;

2) с нарушением, совершаемым органами исполнительной власти, государственного управления, администрация­ми органов МСУ, их должностными лицами прав, сво­бод и законных интересов человека и гражданина;

3) с осуществлением обязанностей физическими лицами в сфере деятельности органов исполнительной власти, го­сударственного управления, администрации органов МСУ;

4) с нарушением физическими лицами своих правовых обя­занностей в сфере деятельности органов исполнитель­ной власти, государственного управления и администра­ции органов МСУ.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина со­гласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти, государственного управления являются составной час­тью прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конститу­ции РФ и детализированных в законах и других нормативно-правовых актах.

Согласно ст. 32 Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Они име­ют право избирать и быть избранными в органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления, а также уча­ствовать в референдумах.

Граждане России имеют равный доступ к государствен­ной службе.

В соответствии ст. 33 граждане России имеют право обра­щаться лично, а также направлять индивидуальные и коллек­тивные обращения в государственные органы и органы мест­ного самоуправления.

Конституцией РФ, законами и другими нормативными ак­тами определен целый ряд специальных правовых норм, ко­торые направлены на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Например, каждый, кто законно находится

на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст. 27), статьями 45 и 46 Конституции РФ установлено, что в России каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и имеет право на воз­мещение государством вреда, причиненного незаконными дей­ствиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и др.

Законодательством установлен определенный процессуаль­ный порядок, который является гарантией законного и обо­снованного привлечения граждан к административной ответ­ственности за их неправомерные действия в сфере деятельнос­ти органов исполнительной власти, государственного управле­ния, администрации органов МСУ. В новом Ко АП РФ, расши­рен состав норм процессуальной защиты прав человека и граж­данина. Конституцией РФ установлено, что Россия гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и граждани­на. Эта конституционная обязанность государственных- орга­нов детализирована во многих правовых актах с изложением различных способов и средств (например, протест прокурора, судебный контроль, государственный контроль, общественный контроль, административный надзор, право на жалобу).

В ст. 80 Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения вопроса соответствующим судом РФ.

Специальные юридические гарантии осуществляют органы исполнительной власти (в форме контроля), суды (контроль, частное определение, решение, постановление) и прокуратура (постановление, протест, определение, письменное предостере­жение) по восстановлению нарушенных прав и законных инте­ресов граждан, а также обеспечивают в соответствии с законом привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

В зависимости от ситуации и условий административно-правовое положение физических лиц может быть различным. Административно-правовой статус физических лиц определя­ется объемом и характером их административной правосубъ­ектности.

Некоторые же авторы термин «правосубъектность» опреде­ляют как качественное состояние, необходимое для участника

различных правоотношений1, что не совсем ясно, так как не­дееспособный не может быть участником правоотношений, ввиду того, что своими действиями не может осуществлять свои субъективные права и обязанности.

В Конституции РФ провозглашено равенство всех граждан перед законом и судом, что гарантируется государством незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обще­ственным объединениям, а также других обстоятельств.

По закону граждане обладают равным объемом админист­ративной правоспособности во всех сферах хозяйственной, со­циально-культурной и административно-политической жизни. Она не может быть отчуждаема или передаваема. При этом правоспособность может быть частично или временно ограни-чена в случаях и в порядке, определенных действующим зако­нодательством.

Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности,под которой по­нимается способность гражданина своими личными действия­миприобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере деятельности испол­нительной власти, государственного управления. В законода­тельстве нет однозначного возраста для осуществления админи­стративной дееспособности. Например, ребенок с 6 лет может осуществить своими действиями право на образование, а с 14 лет за свои действия, нарушившие соответствующие нормы УК РФ, может быть привлечен к уголовной ответственности.

Наиболее полная административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 16 лет. С это­го возраста он может быть субъектом административной от­ветственности.

По закону граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здо­ровья некоторые граждане в судебном порядке могут быть при­знаны частично или полностью недееспособными. Например, ст. 2.8. КоАП РФ определено, что не подлежит администра­тивной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в со­стоянии невменяемости.

1 См.: Лазарев В.В., Липенъ С.В. Теория государства и права: учеб­ник для вузов. М., 1998. С. 239.

Все дееспособные граждане могут осуществлять своими дей­ствиями субъективные права и обязанности, вступив при этом в административно-правовые отношения с органом исполни­тельной власти, государственного управления, администраци­ями органов МСУ или быть стороной, реализующей принадле­жащие ей права (например, право на жалобу). Админи­стративные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего воле­изъявления другой стороны, наделенной государственно-влас­тными полномочиями.

Как правило, правовые нормы содержат указания на фак­тические обстоятельства, с которыми практически связывает­ся возникновение, изменение и прекращение правоотношения, например, государственная регистрация общественного объе­динения, зачисление на должность, реализация права гражда­нина России на выезд из России и въезд в Россию и др.

В соответствии с федеральным законом гражданин России не может быть ограничен в праве на выезд из России иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законода­тельством.

Гражданин России не может быть лишен права на въезд в Россию.

Выезд гражданина России из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников ка­ких-либо ограничений прав, гарантированных законодатель­ством России и международными обязательствами.

Порядок пересечения Государственной границы России при осуществлении выезда из России и въезда в Россию регулиру­ется Законом РФ «О Государственной границе РФ» и Феде­ральным законом «О порядке выезда из России и въезда в Рос­сию».

Граждане России, пребывающие за пределами России, на­ходятся под защитой и покровительством России.

Дипломатические представительства и консульские учреж­дения России обязаны обеспечивать меры по защите граждан России и оказывать им покровительство в порядке, определя­емом законодательством России и международными договора­ми России.

Выезд из России и въезд в Россию граждане России осуще­ствляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина России за пределами территории Рос­сии. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется Федеральным законом.

В Конституции РФ (Ст. 18) определено, что права и свобо­ды человека и гражданина являются непосредственно действу­ющими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной вла­сти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В целях повышения уровня обеспечения прав и свобод граж­дан в нашей стране определена система экономических, поли­тических и юридических гарантий.

Экономические гарантиивключают в себя создание мате­риальных условий для практической реализации прав и сво­бод граждан. Они базируются на экономической системе Рос­сии, что в настоящее время является наиболее слабым звеном в системе гарантий обеспечения прав и законных интересов граждан.

К политическим гарантиям относятся:

• народ — носитель и источник власти, он реализует кон­ституционное право в форме «избирать и быть избран­ным» (ст. 3);

• участие граждан в управлении государственными и об­щественными делами (ст. 32);

• признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан государством (ст. 2,15,18 и др.).

Юридические гарантии- это система правовых норм, оп­ределяющих условия и порядок реализации прав, свобод и за­конных интересов граждан, а также средства их защиты.

Как видно, между последними двумя гарантиями нет четко­го разграничения в используемых методах и формах, так как по существу политические гарантии закреплены в соответству­ющей правовой форме в названных статьях Конституции РФ, но они от этого не утрачивают своего политического смысла.

Юридические гарантии реализуются государством, уполно­моченными должностными лицами специальными способами в виде прокурорского надзора, судебного контроля, государ­ственного и общественного контроля, а также правом на обжа­лование незаконных решений и действий органов и должност­ных лиц с правом на судебную защиту и возмещение государ­ством ущерба, причиненного незаконными действиями либо бездействиями органов государственной власти.

Главная черта состоит в том, что граждане как субъекты административно-правовых отношений выступают как частные лица, реализующее свои субъективные права и несут право­вые обязанности в сфере деятельности органов исполнитель­ной власти, государственного управления, администраций орга­нов МСУ.

4.2.Административно-правовой статус

иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Феде­рации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федераль­ных законов от 18.07.98 № 110-ФЗ, от 24.06.99 № 118-ФЗ), (с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.01.1998 № 2-П) и международными договорами и согла­шениями и Федеральным законом от 25.07.2002 г. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих в страну, имеют свои особенности по времени (оформление документов, пребывания в стране и выезд или изменение гражданства). Администра­тивная дееспособность зависит от того, какие права и обязан­ности ими реализуются своими действиями на общих основа­ниях, а какие на основании положений, указанных в между­народных договорах и соглашениях. На основании ст. 62 Кон­ституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случа­ев, установленных Федеральным законом или международны­ми соглашениями. Иностранные граждане, в том числе и боль­шинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем адми­нистративной провосубъектности, чем граждане России. Они не могут занимать государственные должности, а также зани­маться деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или связана с государственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспече­ния государственной безопасности. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законо­дательства о воинской обязанности и воинской службе. На­хождение этой категории лиц также различается в зависимос­ти от цели: на постоянное проживание с получением докумен­тов на право жительства и на временно пребывающих или про­езжающих через территорию России транзитом.

Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кро­ме этого к ним могут быть применены меры административ­ной ответственности за проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным

документам, несоблюдение установленного порядка регистра­ции либо передвижения и выбора места жительства, уклоне­ние от выезда по истечению срока пребывания, несоблюдения правил транзитного проезда через территорию России. В соот­ветствии с ст. 3.10 Ко АП РФ эти лица могут быть выдворены за пределы РФ. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административного наказания устанавливается и назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими уполномоченными должностны­ми лицами.

Иностранные граждане, обладающие дипломатическим им­мунитетом или в соответствии с международными договорами не подпадающие под действие административной юрисдикции, а признанные в законном порядке беженцами или вынужден-\ ными переселенцами, имеют особый административный статус.

Выезд из России и въезд в РФ (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией РФ, между­народными договорами РФ и указанным выше Федеральным ' законом.

В случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию и выезде из РФ предъявить действитель­ные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Россией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреж­дением РФ за пределами территории РФ либо органами внут­ренних дел или Министерством иностранных дел РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Основанием для оформления въезда в РФ иностранных граж­дан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое предста­вительство или консульское учреждение РФ.

В случае, если иностранные граждане или лица без граж­данства намерены въехать в РФ по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством РФ.

Основанием для оформления въезда в РФ иностранных граж­дан или лиц без гражданства является также надлежащим об­разом оформленный договор о туристической поездке.

Въезд в РФ иностранным гражданам или лицам без граж­данства не разрешается в случаях, если:

1) это необходимо в целях обеспечения безопасности госу­дарства;

2) в период своего предыдущего пребывания в РФ они были осуждены в соответствии с законодательством РФ за со­вершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, — в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступле­ние или в течение одного года со дня выдворения в при­нудительном порядке;

3) они не представили документы, необходимые для полу­чения российской визы в соответствии с законодатель­ством России — до их представления;

4) они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции — до представления такого сертифи­ката.

Выезд из России иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

1) в соответствии с законодательством России задержаны по подозрению в совершении преступления либо при­влечены в качестве обвиняемых — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории России — до отбытия (исполнения) наказания или до ос­вобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом — до исполнения обязательств либо до дос­тижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством Рос­сии обязательства по уплате налогов - до выполнения этих обязательств.

Транзитный проезд через территорию России без визы раз­решается иностранному гражданину или лицу без граждан­ства в случаях, если они:

1) совершают беспересадочный полет воздушным транспор­том через территорию России;

2) следуют на самолете международной авиалинии с пере­садкой в аэропорту на территории России и имеют над­лежащим образом оформленные документы на право

въезда в государство назначения и авиабилет с подтвер­жденной датой вылета из аэропорта пересадки на терри­тории России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым Рос­сия имеет соответствующий международный договор. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступле­ния следующих обстоятельств:

1) стихийных бедствий, задерживающих движение поез­да, автотранспортного средства, судна или самолета;

2) необходимости ремонта соответствующего транспортно­го средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного проис­шествия;

3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следо­вание больного представляется опасным для его жизни и здоровья;

4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

Должностные лица, по вине которых нарушены права граж­данина РФ, иностранного гражданина или лица без граждан­ства на выезд из РФ и (или) въезд в РФ, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в поряд­ке, установленном законодательством России.

' Вопросы для самоподготовки и контроля

1. Административно-правовой статус граждан РФ.

2. Административная правоспособность граждан РФ.

3. Административная дееспособность способность граждан РФ.

4. Административно-правовой статус иностранных граж­дан и лиц без гражданства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.