Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, предмет, метод и система отрасли административного права, его источники, соотношение с другими отраслями права



Административное право является одной из основных пуб­личных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования специфических (управленческих) общественных отношений в сфере деятельности органов исполнительной вла­сти, государственного управления и администрации органов местного самоуправления.

Административно-правовые нормы регулируют также уп­равленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, су­дебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления, аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах, а также управленческие отно­шения, возникающие в сфере негосударственного управления,

например, в связи с осуществлением общественными объеди­нениями некоторых функций государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершенно­летних и защите их прав и др.).

Административное право как отрасль — это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъек­тов права в процессе осуществления ими управленческих от­ношений в сфере деятельности органов исполнительной влас­ти, государственного управления, администраций органов МСУ и отношения управленческого характера, возникающие при реализации других форм государственной деятельности: зако­нодательной, института президентуры, судебной, прокурор-ской и др.

Административное право как понятийная категория озна­чает, прежде всего, государственно-управленческое право, пуб-личную отрасль права, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, склады­вающиеся, в основном, в сфере деятельности органов исполни­тельной власти, государственного управления и другие управ-ленческие отношения, в которых властным субъектом управ­ления с одной стороны всегда выступает государственный орган исполнительной власти, государственный орган управления, их должностное лицо или законодательно уполномоченный общественный орган (ДНД, товарищеские суды, различные административные комиссии органов местного самоуправле­ния).

Инициативной стороной в административно-правовых от­ношениях, как правило, выступает субъект управления, обла­дающий государственно-властными полномочиями по отноше­нию к объекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты сво­их прав, свобод и законных интересов (т.е. реализация кон­ституционного принципа «что не запрещено, то разрешено»). Следует отметить, что термин «защита охраняемых законом интересов» уже по объему нежели «защита законных интере­сов».

По своей сущности административное право как регулятор общественных отношений в целом не отличается от других отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой предмет ре­гулирования, под которым в целом понимаются конкретные однородные общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизнедеятельности человека, а метод воздей­ствия на эти отношения может быть заимствован у другой от-

расли права. Например, административные методы воздействия используются другими отраслями права: финансовой, таможен­ной, налоговой, муниципальной, земельной и др.

Административное право как отрасль права -это сово­купность норм, правил поведения установленных или санк­ционированных государством, его уполномоченными органа­ми, должностными лицами, обеспеченных мерами государ­ственного принуждения в целях регулирования управленчес­ких отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, адми­нистраций органов МСУ, а также в деятельности иных госу­дарственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции. То есть в сферу административно-правового регулирования включен од­нородный круг управленческих общественных отношений, воз­никающий в процессе практической, повседневной реализа­ции функций и задач жизнеобеспечения личности, государ­ства и общества в целом органами исполнительной власти, государственного управления и администрациями органов МСУ.

Предметомотрасли административного права принято счи­тать управленческие общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регу­лирования органами исполнительной власти, государственно­го управления, администрациями органов МСУ и их уполно­моченными должностными лицами. Следует сразу отметить, что предмет и объект отрасли права и учебной дисциплины по содержанию — это управленческие отношения, только объект как управленческие отношения расположен по окружности предмета, то есть, по существу, предметы различных отраслей и дисциплин взаимосвязаны между собой через свои объекты.

Кроме этого, нормами административного права охраня­ются общественные отношения, регулируемые другими от­раслями права, например, земельного, горного, водного, фи­нансового, таможенного, налогового, муниципального, жи­лищного и др.

Объектом административно-правового регулирования явля­ется широкий круг общественных отношений, складывающийся в сфере осуществления функций и задач органов исполнитель­ной власти, государственного управления, деятельности адми­нистраций органов МСУ, других органов государственной вла-

сти (законодательной, судебной), их аппаратах, иных государ­ственных органов, а также санкционированных государством видов деятельности, реализуемых негосударственными орга­нами (ДНД, товарищеские суды, профсоюзы, различные адми­нистративные комиссии при органах МСУ). Следовательно, объект административного права шире его предмета и являет­ся как бы «пограничным» рубежом и средством взаимодей­ствия с другими отраслями права.

Объектом административного права являются также адми­нистративно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриоргани-зационные управленческие отношения в аппаратах, обслужи­вающих институт президентуры, органы законодательной вла­сти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной изби­рательной комиссии и др.

Здесь работает такой принцип: если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права.

Административный метод— это властный метод, осуще­ствляемый от имени государства; в нашем случае он осуществ­ляется органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ их уполномочен­ными должностными лицами; гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и при­нуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным, не государствен­ным, органам, на основании и в порядке, определенном зако­ном (например, члены ДНД могут доставлять правонарушите­лей в штаб ДНД или общественный пункт охраны правопоряд­ка для составления административного протокола).

Кроме административного (властного) метода в админист­ративном праве широко используются методы административ­но-договорные, например, заключение контракта о прохожде­нии военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения администра­тивного договора действует принцип равноправия сторон, ког­да же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступает метод властиподчинения (приказ начальни­ка обязателен для исполнения подчиненным). Однако есть ис­ключение, когда заключается равноправный административ-

ный договор между органами исполнительной власти субъек­тов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и Федеральным органом исполнительной власти. Здесь ре­ализуется характер равенства сторон, участников администра­тивно-правовых отношений. В органах исполнительной влас­ти, государственного управления могут возникать горизонталь­ные управленческие отношения (согласования, коллегиально­го обсуждения, использование компромиссов при выработке и принятии управленческих решений и др.). В административ­ном праве используются и методы стимулирования управлен­ческой деятельности, различные поощрения (моральные и ма­териальные), налоговые льготы и др. Значительно реже ис­пользуются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие методы и не всегда эффективны. Методы государственного управления и регулирования в новых эконо­мических условиях претерпевают серьезные изменения в соот­ветствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государ­ства, как субъектов административно-правовых отношений.

Система отрасли административного права —это сово­купность норм, правил административного права, взаимосвя­занных и взаимозависимых и образующих специфическое ин­формационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной деятельности, государ­ственного управления, администраций органов МСУ, а также отношения в сфере управленческой деятельности, осуществ­ляемой другими органами государственной власти и их обслу­живающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.

Отрасль административного права имеет тесную взаимо­связь со всеми другими отраслями права,но при этом обла­дает специфическими признаками, обусловленными своим пред­метом регулирования, методом воздействия, источниками права и иными признаками.

Наиболее тесная связь административного права с кон­ституционным правом,которое определяет принципы орга­низации и деятельности всех других отраслей права. Консти­туционное право и его нормы регулируют основные обществен­ные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, организации видов государственной власти, ее осу­ществления на основе ее разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную, взаимоотношения личности, обще-

ства и государства. Конституционное право регламентирует порядок образования и организацию деятельности органов ис­полнительной власти РФ.

Имеется тесная связь с наукой государственного и муни­ципального управления,так как административно-правовы­ми нормами регламентируются и охраняются управленческие отношения, возникающие в сфере реализации государствен­ных функций и задач, а также закрепляется правовой статус органов государственного управления и администраций орга­нов МСУ

Тесная связь административного права с муниципаль­ным правом,так как в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему ор­ганов государственной власти. Деятельность органов местного самоуправления может быть объектом административного права в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, если они наделя­ются законом отдельными государственными полномочиями. При органах МСУ существуют множество различных админи­стративных комиссий, уполномоченных рассматривать и раз­решать дела об административных правонарушениях и нала­гать административные наказания на виновных.

Тесная связь с дисциплиной правоохранительные орга­ны,так многие органы исполнительной власти, государствен­ного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоох­ранительных органов определен административными норма­ми, правоохранительная деятельность также регламентирова­на в основном административно-правовыми нормами. Право­охранительные органы, должностные лица осуществляют свои функции и задачи, используют административно-юрисдикци-онные полномочия. Прокурорский надзор за соблюдением Кон­ституции РФ и исполнения законов в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, осуще­ствление судебного контроля за действиями и решениями ор­ганов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц также осуществляется на основе и в по­рядке, определяемыми административно-процессуальными нор­мами.

Тесная связь с финансовым, налоговым и таможенным правом.Административное право определяет компетенцию этих органов, регулирует организацию их деятельности, а так­же регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответ-

ственности правонарушителей в этих отраслях права. Здесь роль норм административного права является правоохранитель­ной.

Имеется связь с земельным правом,нормы которого регу­лируют отношения между землепользователями и государством. Вместе с тем, органы исполнительной власти сдают земельные участки в аренду, производят их изъятие, контролируют их рациональное использование. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права. Охрана этих отношений также осуществляется нормами административно­го права.

С трудовым правомтакже имеется связьв сфере регули­рования нормами административного права служебных обя­занностей и прав должностных лиц, прохождение специаль­ной государственной службы (оборона, внутренние дела, служба безопасности и др.).

Связь с гражданским правомпо вопросам регулирования имущественных отношений со стороны органов исполнитель­ной власти, органов государственного управления, их должно­стных лиц осуществляется также методом власти-подчинения. Например, распоряжением органа исполнительной власти пе­редается имущество и оборудование от одной государственной организации другой — муниципальной.

Связь с уголовным правомосуществляется по мере квали­фикации состава административного правонарушения, по сте­пени общественной опасности деяние, если не предусмотрена уголовная ответственность, то в течение двух месяцев решает­ся вопрос о привлечении правонарушителя к административ­ному наказанию. Границы между административным проступ­ком и преступлением иногда очень трудно различимы.

Также связь административного права имеется с уголов­но-процессуальным, гражданско-процессуальным и судеб­ным законодательством.Основное отличие использования фун­кций административной власти (вне судебной) органами ис­полнительными власти, государственного управления и их дол­жностными лицами (юрисдикционных полномочий) по рассмот­рению и разрешению управленческих споров и дел об админи­стративных правонарушениях.

Однако судьи при рассмотрении административных дел, как и прокуроры, руководствуются административно-процессуаль­ными нормами.

Имеется связь с такими отраслями права как: воздуш­ным, морским, лесным, природоохранным, горньщ, тамо-

женным и др. отраслями.Отношения в них регламентируют­ся различными отраслями права, в том числе и нормами адми­нистративного права, которые осуществляют правоохранитель­ные функции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.