Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ



1.1. Управление: основные понятия,

система управления, ее признаки, принципы организации деятельности

Прежде чем приступить к изучению основных понятий, положений и институтов административного права как одной из основных отраслей публичного права следует осмыслить сам термин «административный», означающий в переводе с латин­ского языка «управленческий или руководящий», то есть име­ющий государственный, властный характер. По своей сути, административное право это не что иное, как государственное управленческое право, реализующее публичный правовой ин-,' терес большинства граждан, для чего субъекты управления' наделяются юридически властными полномочиями. Следова­тельно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее поведение), воз­никающие между субъектом управления (управляющим) и объектами управления (управляемыми). Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и вне­шними для осуществления функций и задач, стоящих перед

органами власти, государством и обществом в целом. Поэтому прежде чем приступить к изучению правовых норм регулиру­ющих управленческие отношения, следует уяснить смысл и значение этих отношений и таких основных терминов, как «управление», «системауправления», «государственное управ­ление» и «исполнительная власть».

Общее понятие управления выработано кибернетикой — наукой, обобщающей закономерности всякого вида управле­ния, происходящего в живой природе, в человеческом обще­стве, в механических системах.

Кибернетика как термин (в переводе с греческого) «управ­ление» определена как упорядочение системы, то есть при­ведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной внешней среде, поэтому рассмотрение понятия управление невозможно без рассмотрения понятия системы, которую мы желаем сознательно упорядочить в соот­ветствии с выявленными условиями и действием факторов внешней среды.

Системы управления в основном классифицируются по ви­дам: социальные (государственные и общественные), биологи­ческие и технические. Мы рассматриваем понятие социальной системы управления, а точнее государственной, тесно взаимо­действующей с общественными системами управления.

Под системой управления понимается совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимо­зависимых между собой и образующих целостное единство. Система управления характеризуется своими специфически­ми признаками.

Первый признак системы управления. Она имеет два и бо­лее элементов (подсистем), то есть управляющий элемент (субъект управления) и управляемый элемент системы (объект управления). Как правило, система конкретного органа управ­ления является одновременно управляющей системой по отно­шению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляе­мой по отношению к вышестоящей управляющей системе уп­равления.

Второй признак системы управления — это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальны­ми нормами (традициями, обычаями, моралью и др.), эти уп­равленческие отношения имеет общественно-властный харак­тер, так и правовыми. В отличие от управленческих отноше­ний, возникающих в негосударственной сфере, отношения вза­имосвязи и взаимозависимости, возникающие между управля-

ющей и управляемой системой государственной формы соб­ственности, муниципальной или смешанной, регламентирова­ны административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.

Третий признак системы управления — целостное един­ство системы понимается как интегрированное качество, а не арифметическая сумма качеств функционирования элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной систе­мы всегда теснее, нежели с элементами внешней среды. На­пример, в пункте 3 ст. 5, пункте 2, ст. 77 Конституции РФ закреплены целостность и единство системы исполнительной власти в РФ. Реализации этих конституционных целей спо­собствуют такие организационно-правовые средства, как со­здание Государственного Совета, реформирование института полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах, приведение законодательства субъектов РФ в единое правовое поле и укрепления вертикали исполнительной влас­ти в Российской Федерации и другие.

Следует различать понятия признак системы и системный признак.

Системный признакозначает качественное отличие одной системы управления от других систем управления, так как каждая из этих систем управления имеет свои цели, задачи, функции, формы и методы организации деятельности, то есть многие ФОИВ отличаются между собой по этому признаку.

Необходимо также различать понятия «системный подход» и «системный анализ» в организации и деятельности управле­ния ФОИВ.

Системный подход— это один из основных общенаучных методов познания сложных объектов и процессов управления в обществе и природе, с его помощью выявляются основные типы связей и осуществляется сведение их в единую теорети­ческую модель или схему, позволяющую адекватно характе­ризовать эти объекты и процессы с целью совершенствования их функционирования на практике.

Системный анализ— это совокупность методологических средств и операций, используемых для подготовки и обоснова­ния решений по сложным проблемам исследуемых процессов или объектов общества и природы1.

Все эти понятие тесно связаны с процессом изучения орга­низации управления социальными (общественными и государ-

1 БСЭ. М., 1980. С. 1226.

ственными) системами, функциями государственного управле­ния, осуществляемыми в большом объеме органами исполни­тельной власти.

Государственное управление— это сознательное и целе­направленное воздействие, осуществляемое специальными упол­номоченными органами государственной власти (в основном исполнительными) в определенной сфере (по предметам веде­ния) и в объеме полномочий на основании и в порядке опреде­ленном законодательством с использованием системы мер убеж­дения и административного принуждения для обеспечения де­мографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Общественное управлениеделами государства осуществ­ляется, в основном, неформальными методами (через элект­ронные средства массовой информации, печать, методы воспи­тания и убеждения и осуществляется в основном политически­ми партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ, которые имеют право участвовать в управлении делами государства (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении дела­ми государства как непосредственно, так и через своих пред­ставителей. Это проявляется в следующем.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ име­ют равный доступ к государственной службе. Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это участие вы­ражается в форме народных заседателей, присяжных заседа­телей и арбитражных заседателей.

Существует ограничение в реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Законом закреплен исчерпывающий перечень подобных ограничений прав граж­дан.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Эти два, выше названных вида социального (государствен­ного и общественного) управления, не противопоставляются, а Дополняют друг друга, образуя целостную систему социально­го управления, осуществляемую посредством формальных (пра­вовых и организационно-правовых) методов функционирова­ния социальной системы управления, а также посредством

неформальных методов воздействия на волю, сознание и пове­дение участников управленческих отношений.

Рассмотрим основные признаки (черты) социального (госу­дарственного и общественного ) управления.

Первый признак социального управления — это сознатель­ный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды. В государственном управлении, осу­ществляемом органами исполнительной власти, эта воля дол­жна быть отражена в большей мере в законах и подзаконных актах управления.

Вторым признаком социального управления является це­ленаправленность воздействия, так как цель, определяемая на этапе выявления и осмысления актуальной проблемы государ-. ственного управления, имеет не только объективный характер развития общества, но имеет и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп, или же большинства граждан страны. Например, в за­конах всегда формулируется цель, а акты управления должны быть не только подзаконными, но и работать на цель, зало­женную в законе, то есть приниматься на основании закона и во исполнение целей закона.

В актах управления требование подзаконности сочетается с требованием целесообразности управленческих отношений, так как они ориентированы на экономических результат. На­пример, в федеральных законах должна быть выражена воля большинства народа как «носителя суверенитета и единствен­ного источника власти в Российской Федерации ...» (п. 1, ст. 3 Конституции РФ).

Демократическое содержание (меры или степени народо­властия как цели) сформулировано также и в п. 1, ст. 1 «...Рос­сия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Понимая термин «демократия» как власть народа, мы дол­жны осознавать, что речь идет о цели (желаемом результате) большинства народа, сформулированной законодателем в цели и закрепленной в конституционной норме или федеральном законе. То есть, мы должны научиться определять, в какой мере (степени) народовластие отражено в форме народной воли в принятом законе, так как в преамбуле каждого закона сфор­мулированы цель и предмет регулирования норм закона. Да-

лее необходимо анализировать правоприменительную практи­ку законов и корректировать их в сторону увеличения веса или роли отражения социально-политического согласия в об­ществе и более эффективного становления и развития демок­ратического федерального правового государства.

Третий признак социального управления — это наличие в системе управления трех элементов управления: 1) субъект управления - начальник; 2) объекты управления - подчинен­ные; 3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.); обратные связи (информация, получаемая субъектом управле­ния (руководителем) о результатах работы подчиненных, вклю­чая различные формы контроля).

Компетенция и полномочия органа государственного управ­ления (правовой статус) находят свое отражение и закрепле­ние в Положениях о конкретном органе управления, напри­мер, Положение о МВД РФ, утвержденное указом Президента РФ от 13.01.2001 г. № 31. В Положении о федеральном органе исполнительной власти (МВД РФ) определен предмет ведения и сфера осуществления им государственного управления в объе­ме компетенции (полномочия, права, обязанности, ответствен­ность, задачи, формы и методы их решения). Конкретизация предметов ведения и компетенции нижестоящих звеньев или уровней управления федеральной системы органов исполни­тельной власти может регламентироваться ведомственной ин­струкцией, определяющей предмет ведения и полномочия кон­кретного уровня структуры органа государственного управле­ния (линейного или функционального).

Совершенствование деятельности органов управления име­ет большое значение в настоящее время, когда радикально изменились социально-экономические условия, произошло рез­кое социально-экономическое расслоение нашего общества, повысилась социально-политическая конфронтация, обостри­лись межнациональные конфликты. Все это негативно влияет на правосознание граждан, прежде всего, на подрастающее поколение, а также влияет на рост преступности и криминаль­ного насилия в нашей жизни, что, в свою очередь, затрудняет, а иногда делает невозможным разрешение основных социаль­но-экономических проблем, а это в свою очередь оказывает влияние на рост тенденции убыли населения. По данным Ми­нобразования России, у нас ежегодно уменьшается на один миллион учащихся, в 2002 г. их количество составило около 20 миллионов человек.

Четвертым признакомсоциального управления является правовая регламентация целей, задач и функций в процессе организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов и объектов управления, способствует повышению ответственности каждого звена системы управления в обще­стве, исключают дублирование и подмену одних органов уп­равления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного орга­на управления. Административно-правовые нормативные акты закрепляют деятельность органов исполнительной власти, го­сударственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность. Осуществляя социальное управление, государство и общество, используя социальные нормы, одновременно выражает свою волю и волю народа (кон­кретно избирателей) в форме юридических норм, применение которых создает правовые отношения, стабилизирующие свя­зи и взаимозависимости между различными подсистемами го­сударства и общества. Механизм правового регулирования со­стоит в том, что правовые нормы, устанавливаемые государ­ством, определяют поведение (действие опосредованное через сознание и волю) участников общественных (управленческих) отношений, предоставляя им соответствующие субъективные права и возлагая на них определенные обязанности. Права субъекта управления всегда корреспондируются с обязаннос­тями объекта управления и наоборот.

Вопросы внутренней и внешней организации управления в обществе находят свое социально-правовое разрешение в опре­делении правового статуса, предмета ведения и компетенции конкретного органа управления.

Особо значение в осуществлении социального (государствен­ного) управления имеет процесс выявления и осмысления ак­туальной проблемы устойчивого и динамического развитии государства и общества в целом.

Проблема- это различие (мера, степень) между действи­тельным состоянием осуществления функций (видов деятель­ности) государства (органа исполнительной власти) и желае­мым состоянием или нормативно требуемым. Проблема может измеряться количественными и качественными отношениями в виде желаемого результата, что ее объединяет с целью и за­дачами. Однако по иерархии (соподчиненности) результатов проблема стоит первой, второй является цель, так как форму­лируется при выявлении и осмыслении проблемы, третьей по

иерархии результата являются задачи, так как орган государ­ственного управления, решая поставленные задачи, достигает цели или приближается к ней, а достигая цель, разрешает ос­троту актуальности проблемы в сфере своей деятельности. Очень важно уметь выявить и осмыслить наиболее актуаль­ную проблему, так как ни один орган управления не в состоя­нии разрешить сразу все возникающие в процессе его функци­онирования проблемы, ввиду ограниченности времени, финан­совых, материально-технических, кадровых ресурсов, а также влияния внешней среды.

Актуальность проблемы— это практическая возможность или допустимая степень вероятности разрешения наиболее приоритетной (значимой) проблемы при наличии имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, экономических, материаль­но-технических, временных, информационных и др.).

Актуальность проблемы (ее выявление и осмысление) обу­славливает сформулированную цель и характер постановки за­дач для ее достижения, а также наделение исполнителей соот­ветствующими полномочиями- (функциями государственного властного характера) для решения поставленных задач и дос­тижения или приближения к сформулированной цели (желае­мому или требуемому результату).

Не менее важным после выявления и осмысления актуаль­ной проблемы управления, является процесс формулирования цели. В общей теории социального управления общепринятым является положение о том, что любой процесс управления на­чинается с формулирования целей, то есть определения того результата, такого состояния объекта управления, к достиже­нию которого субъект управления стремится.

Как было отмечено ранее, цели управления в обществе в своей основе объективны, обусловлены требованиями законов экономического и социального развития, а также особенностя­ми влияния внешней среды. Но в то же время цели всегда осознаны, они формулируются людьми. Следовательно, субъек­тивный фактор в процессе формулирования цели имеет боль­шое значение.

Именно люди, составляющие органы управления, олицет­воряющие волю субъекта управления, формулируют цели, оп­ределяют содержание основных видов управленческой деятель­ности (функции), осуществляют выбор методов управления, организационных структур, подбор кадров и т. п.

Гибкость и оперативность управления заключается в уме­нии правильно определить не только долгосрочные, но и бли-

жайшие цели, определить очередность задач для достижения сформулированных целей.

Из множества выдвигаемых целей надо уметь выбрать бли­жайшие, определить очередность их реализации с помощью решения поставленных задач в конкретных условиях внеш­ней среды.

Этим обусловлена классификация целей:

• по содержанию (например, экономические, социальные, политические, идеологические, научно-технические);

• по уровням управления (от общегосударственного, от­раслевого, межотраслевого, территориального и до ло­кального).

Все цели находятся в соподчинении друг с другом (иерар­хия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей), одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с дру­гими (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называ­ют «деревом целей». Однако приоритет целей «подвижен», так как зависит от многих факторов действия внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении имеют чаще дело с приоритетом цели в реальном режиме времени, то есть сформулированная приоритетная цель должна быть адекватна действиям факторов и условиям внешней среды.

Важно уяснить, что метод упорядочения целей имеет не просто теоретическое значение в плане анализа системы уп­равления, но и практическое значение в том, что связан с на­личием или дефицитом ресурсов.

Упорядочение целей — это средство выбора наиболее рацио­нальной, реально достижимой цели в каждый определенный момент. Этим методом должны пользоваться как «ориенти­ром» при установлении очередности достижения целей, кор­ректировки нормативов, распределения ресурсов и т. п.

Именно в этом заключается суть целевого подхода в управ­лении социальными системами: обеспечение органического единства сформулированных целей и проведения организатор­ской работы по их достижению на всех уровнях и во всех зве­ньях системы управления.

Решая, поставленные задачи, мы не всегда достигаем ре­зультата сформулированной цели и, как следствие этого, не разрешаем актуальную проблему полностью. Однако позитив­ность этого непрерывного, циклического процесса решения задач заключается в том, что мы, достигая определенных ре­зультатов, приближаемся к сформулированной цели, при этом

частично разрешаем проблему. Решение поставленных задач зависит также и от объема полномочий органа управления, должностного лица, его правовых и иных специальных зна­ний, квалификации и опыта в плане организации и осуществ­ления функций государственного управления.

Большое значение в процессе осуществления управления имеют функции.

Функция - это деятельность, работа; функции - это виды деятельности, работ, с помощью которых решаются задачи.

Существует различная классификация функций, которые осуществляют органы управления. Наиболее предпочтитель­ная, на наш взгляд, такая классификация:

1) основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган государствен­ного управления;

2) обеспечивающими называют обычно те функции, кото­рые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры,

. обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации пред­метных функций.

К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финан­совые, материально-технические, социальные и другие, созда­ющие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.

По содержанию управление сводится к совокупности цик­лически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления, так называемый управленческий цикл. Он мо­жет детализироваться с разной степенью в зависимости от за­дач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нор­мами административного права.

Итак, управленческий цикл представляет собой повторяю­щуюся совокупность последовательно осуществляемых управ­ленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения.

Цикл управления можно представить в следующем виде:

1) выявление и осмысление актуальной проблемы управле­ния;

2) формулирование целей и постановка задач;

3) подготовка и принятие управленческих решений и их правовое закрепление;

4) организация исполнения управленческих решений;

5) коррегирование управленческого решения и регулиро­вание системы управления.1

Исходя из названного перечня стадий управленческого цик­ла, мы можем выявить место и роль регулирования системы управления как завершающей функции поддержания функ­ционирования системы управления в заданном режиме. Под­мена понятия управления, всех его стадий управленческого цикла только частью, а именно регулированием, то есть под­держанием нормального функционирования системы управле­ния, пока преждевременна по отношению к состоянию эконо­мики в современной России, так следует вначале организовать управление системой, а потом уже ее регулировать, в том чис­ле и правовыми методами, а пока на должном уровне не разра­ботана даже правовая база разработки и регулирования еди­ной системы исполнительной власти РФ.

Государственное управление - это, прежде всего, сознатель­ное (волевое) и целенаправленное воздействие субъекта управ­ления на объекты управления (личность, коллективы и т.п.) для приведения объектов управления в состояние устойчивого и динамического развития. Основная же цель административ­но-правового регулирования - создание стабильности управ­ленческих отношений в уже организованной и упорядоченной системе в целях повышения вероятности реализации знаний, опыта, прав, свобод и законных интересов всех субъектов ад­министративного права. Так как субъект административного права не всегда может выступать в роли субъекта администра­тивно-правовых отношений, правовое регулирование будет да­вать реальный положительный результат только тогда, когда в России будет создана и законодательно закреплена и органи­зована единая система органов исполнительной власти, раз­граничены полномочия ее с Президентом РФ, а организацион­ная структура ФОИВ не будет меняться ежегодно, так как ча­стое изменение не способствует стабилизации и эффективнос­ти осуществления управленческих отношений.

В процессе управления большое значение имеют принципы организации деятельности.

1 Четвериков B.C. Основы управления ОФД. М., 1989. С. 16.

Под принципом обычно понимаетсяосновополагающая идея, положение или подход, опирающиеся на объективные закономерности в развитии процессов и явлений в природе и обществе, используемые человеком на основе научных знаний и профессионального опыта с целью оптимизации своей дея­тельности. Принципы отражают наиболее существенные объек­тивные закономерности в организации социального управле­ния. Особое значение имеет понятие принципа организации и деятельности в социальном (государственном) управлении.

Принципы, в основном, имеют объективный характер, но с учетом использования научных познаний и опыта работы люди вносят в их формирование и правовое закрепление субъектив­ное начало. Зависимость принципов от объективной практики управления относительна, т.к. будучи сформулированны, они становятся исходным моментом воздействия на реальную дей­ствительность. Принципы и закономерности различны, т.к. одна закономерность может составлять основу или участвовать в формировании ряда принципов.

Классификация принципов в литературе различна, остано­вимся на следующей классификации принципов: правовые и организационные.

Сейчас мы рассмотрим организационные принципы, а пра­вовые принципы рассмотрим ниже в параграфе 1.3.

Организационные принципы:плановость и прогнозирова­ние, объективность, дифференциация и фиксация функций, научность, рациональность, ответственность, сочетание едино­началия с коллегиальностью, линейный принцип, двойного подчинения, единства и централизации.

Принцип плановости и прогнозированияв организации деятельности органов государственного управления.

Органы государственного управления должны уметь разра­батывать комплексные федеральные программы по осуществ­лению устойчивого и динамического развития общественными процессами на основе познанных объективных законов, зако­номерностей социального управления. Принцип плановости в управлении обществом тесно связан с процессом прогнозиро­вания тех или иных явлений и процессов в обществе и всегда имеет вероятностную оценку. Например, разработка и осуще­ствление федеральных и региональных программ невозможна без научного прогнозирования результатов программ и усло­вий их достижения, а также планирования деятельности орга­нов управления по реализации программ. Прогнозирование и планирование в реальной жизни всегда имеют вероятностный

характер и с изменением условий (внутренних и внешних), они должны осуществляться в пределах не ниже расчетных допустимых параметров функционирования системы управле­ния.

Если исходить только из информации, характеризующей систему в данный момент, и не принимать во внимание буду­щие условия ее функционирования, то управление не только будет неоптимальным, но, хуже того, система станет неуправ­ляемой. Поэтому прогнозирование является своеобразной ис­ходной функцией управления, без реализации которой невоз­можно научное управление вообще. Прогнозирование позволя­ет активно воздействовать на будущее в желаемом для обще­ства направлении. Такая возможность предоставляется при практическом использовании прогностических выводов, в час­тности, при планировании деятельности органов управления по предметам ведения. Например, неблагоприятный прогноз преступности может служить основанием для принятия новых нормативных актов, совершенствования правовой пропаганды среди населения, внедрения прогрессивных форм, методов про­филактики правонарушений и т. п. Подобные действия направ­лены на снижение преступности по сравнению с ее прогнози­руемым уровнем.

Прогнозирование требует необходимого информационного обеспечения, использования различных количественных ме­тодов и моделей, применения ЭВМ. Указанные виды деятель­ности, составляющие содержание прогнозирования, осуществ­ляются последовательно.

Планирование есть общая функция управления, предпола­гающая определение целей, задач социальных систем на пред­стоящий период деятельности, средств их достижения и вы­полнения. Оно служит организационным средством обеспече­ния планомерного функционирования социальных систем.

Как функция управления планирование закладывает осно­вы будущей работы с учетом разнообразных факторов разви­тия, как самой системы, так и условий ее деятельности.

Результатом реализации функции планирования являются установочные управленческие решения типа федеральных или региональных программ, директив Президента или Правитель­ства РФ, комплексных планов и т. д. Особенности плана состо­ят: в сложном характере его содержания, представляющего собой совокупность взаимосвязанных отдельных решений; в его специфической форме и четком определении календарных сроков выполнения намеченных мероприятий; в установлен-

ной процедуре его выработки и принятия, в использовании для составления плана разнообразных научных методов.

В плане обязательно отражаются: общие цели и задачи си­стемы управления; средства решения задач; ресурсы; конкрет­ные мероприятия с указанием очередности их осуществления; мероприятия на случай непредвиденных обстоятельств; испол­нители намеченных мер; сроки реализации последних; спосо­бы контроля за выполнением отдельных мероприятий и плана в целом. Совокупность указанных элементов, составляющих содержание плана, позволяет рассматривать его как сложное управленческое решение, принятое на основе выбора главного направления развития системы и конкретных практических действий, путей, способов и средств выполнения поставлен­ных задач, достижения намеченных целей.

Принцип объективноститесно связан с плановостью, так как требует анализа и учета фактического состояния и разви­тия состояния процесса управления, его устойчивого и дина­мического развития, а также определение комплексных мер по поддержанию требуемого уровня процесса управления. Если параметры функционирования системы управления опускают­ся ниже допустимого уровня, то вступает в действие система мер правового, организационного, экономического, материаль­но-технического, информационного и иного воздействия с це­лью поддержания функционирования органа управления в до­пустимом режиме, то есть не ниже заданного.

Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочийкаждого из органов управления и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки и совер­шенствования организационных структур управления для ус­пешного осуществления объективный функций и поставлен­ных задач.

Принцип научностив управлении выражается в приме­нении научных методов познания законов и закономерностей процесса управления, их теоретической систематизации и использовании на практике, использовании научных методик и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информа­ции о состоянии объекта управления, ее обработки с приме­нением количественных методов на базе ЭВМ, а также выяв­лении и осмысления актуальных проблем, формировании при­оритетных целей по их разрешению, постановки задач, опре­делении эффективных способов и средств их решения. Прин-

цип научности тесно связан с принципом объективности ис­следования явлений и процессов в общественной жизни с це­лью выявления объективных тенденций изменения в процес­се управления и выработке мер адекватного воздействия на эти процессы.

Принцип рациональности,так называемый автором, прин­цип буквы «ю», силы и средства определяют результат, то есть целесообразность достижения желаемого результата заключа­ется в том, что цели и задачи организации управления органа­ми должны достигаться при наименьших ресурсных затратах (силах и средствах, финансовых, временных ресурсах и др.). Управление должно быть рациональным, особенно в рыноч­ных условиях, так как при осуществлении управленческой деятельности имеет место не только принцип законности, но и целесообразности; они не должны противопоставляться, а до­полнять друг друга. Критериями эффективности рационально­го управления могут быть: время решение задач, различные затраты, сроки окупаемости, минимум негативных издержек и др. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и вы­боре из них наилучшего. Основное требование к разработке вариантов решений — это обоснование степени вероятности до­стижения результатов в заданных пределах и персональная ответственность за их достижение.

В тесной связи с принципом рациональности находится принцип ответственностиорганов управления и их должнос­тных лиц за результаты своей работы в целом. Это обеспечива­ется нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы, например, должностное лицо органа управления может быть привлечено к дисциплинарной ответственности как за невыполнение своих функций, так и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по реали­зации своих функций, а также должностные лица подлежат административной ответственности за административные пра­вонарушения, связанные с несоблюдением установленных пра­вил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и дру­гих правил, обеспечение выполнения которых входит в их слу­жебные обязанности.

Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью.Сочетание единоначалия и коллегиальности заключается в том, что практически во всех органах управления, даже там, где основной принцип единоначалия, существуют коллегии, кото-

рые обсуждают многие комплексные и сложные вопросы по предметам ведения и в объеме компетенции органа управле­ния и принимают решения, которые носят рекомендательный характер, а вопросы текущего оперативного управления реша­ются на основе принципа единоначалия.

Принцип линейностиобеспечивает руководителю по пред­метам ведения и в пределах компетенции реализовывать все функции и задачи по отношению к своим подчиненным и пер­сонально нести ответственность за их результаты работы орга­на управления.

Принцип двойного подчиненияобеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных усло­вий, например, управление подразделениями милиции обще­ственной безопасности и муниципальной милицией: началь­ник милиции общественной безопасности подчиняется началь­нику органов внутренних дел и местным органам власти. В организации управления подразделениями криминальной ми­лиции этот принцип не приемлем, особенно в организации управления подразделениями по борьбе с организованной пре­ступностью и коррупцией.

Организационный принцип единства и централизацииха­рактерен, для органов внутренних дел, органов ФСБ, ФСНП РФ и др.

Специальные принципы организации деятельностиорга­нов управления, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления, например, органы ФСБ России, МВД России используют рег­ламентированные федеральным законом принципы конспира­ции, сочетание гласных и негласных форм деятельности, в борьбе с организованной преступностью и другими особо опас­ными преступлениями.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.