2. Основания и порядок наступления имущественной ответственности органов государственного управления за вред, причинённый субъектам хозяйствования незаконными актами (действиями государственными органами)
Юридическая ответственность характеризуется специфическими признаками:
ü Представляет собой вид государственного принуждения
ü Единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение
ü Выражается в применении негативных отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение
Юридическая ответственность не сводится к наказанию. Наказание – форма реализации ответственности. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть психологические, имущественные и организационно-правовые.
Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя. Отрицательная оценка выражается в признании его виновным в совершении противоправного деяния и определении ему конкретной меры ответственности, которая в ряде случаев может ограничиваться мерами психологического порядка. Например, предупреждением, предъявлением выговора, осуждением без назначения наказания и так далее.
Имущественные последствия могут выражаться в уплате штрафа, пени, неустойки, конфискации имущества.
Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Например, лишение специального права, лишение права занимать определённую должность и так далее.
Функции юридической ответственности:
v Общепревентивная функция заключается в том, что устанавливая санкцию государство воздействует на сознание граждан под угрозой применения мер принуждения
v Частнопревентивная функция состоит в применении санкции к лицу, совершившему правонарушение
v Правовосстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права и удовлетворение потребностей и интересов соответствующих лиц (возмещение морального и/или материального ущербов)
Принципы юридической ответственности:
Ø Принцип законности состоит в том, что деятельность государственных органов в полной мере должна соответствовать действующему законодательству
Ø Принцип обоснованности ответственности – всестороннее полное и объективное рассмотрение обстоятельства дела
Ø Принцип справедливости означает одобрение и поддержку со стороны общества. Критерием справедливости выступают моральные нормы
Ø Принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо независимо от каких бы то ни было обстоятельств подлежит наказанию за совершённое правонарушение
Ø Принцип презумпции невиновности в соответствии с Конституции означает, что никто не может быть признан виновным, пока его вина не доказана, вступившим в законную силу решением суда.
Ø Право на защиты и квалифицированную юридическую помощь выражается в виде процессуальных прав привлечённого к ответственности знать суть обвинения, приводить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприменителя в вышестоящие органы или в суд. Привлечённый к ответственности может пользоваться квалифицированной юридической помощью.
Ø Невозможность повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение.
Виды юридической ответственности. В зависимости от того, какой отрасли права предусмотрена юридическая ответственность. Она подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность работника за вред, причинённый нанимателю. Специфика указанных видов юридической ответственности определяется отраслевым законодательством.
2. Общее условие ответственности органов государственного управления в хозяйственной деятельности установлено Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также Положением о порядке возмещения ущерба, нанесённого субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц. Так, в соответствии с Положением законодательства вред, причинённый субъектам хозяйствования незаконными действиями государственных органов, подлежит возмещению за счёт казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы. Незаконные действия государственных органов могут состоять в издании акта несоответствующего законодательству, в совершении незаконных действий или бездействии. Потерпевшими в рассматриваемой ситуации могут быть как граждане, так и юридические лица. Нанесённый субъектам хозяйственной деятельности ущерб подлежит возмещению в следующих случаях:
1) В случае соблюдения акта, признанного недействительным
2) Исполнение указаний должностных лиц несоответствующих законодательству
3) Осуществление указаний и исполнение актов другими органами и причинение этим вреда данному субъекту хозяйствования
4) Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами, возложенными на них обязанностей
Субъект хозяйствования, считающий, что акт государственного органа не соответствует закону, вначале обращается в данный государственный орган с требованиями отменить акт полностью или частично, а, если причинён ущерб, то с требованием о возмещении вреда. Орган государственного управления обязан рассмотреть требование в 10-дневный срок, удовлетворить их или дать мотивированный отказ. В последнем случае субъект хозяйствования вправе обратиться с иском в хозяйственный суд. Причинённый ущерб может быть возмещён не более чем за 1 год, предшествующий подаче заявления. Возмещению подлежит ущерб в виде произведённых расходов утраченного или повреждённого имущества. От имени казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы выступает Министерство финансов и его структурные подразделения.