Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Партии как носители разных идеологий



Партии выступают носителями разных идеологий (Аним. 12). Политическая идеология - это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы и властные устремления определенных социальных групп.

  • Идеология содержит в себе три компонента:
    1. Объяснение существующей действительности (что правильно, а что нет).
    2. Система ценностей (того, к чему следует стремиться и чему придается особое значение).
    3. Представления о целях и тактике их достижения3.

Идеологическая доктрина играет существенную роль в интеграции самих партии, сплачивая вокруг них людей с общими взглядами на действительность и политическими устремлениями. Наконец, идеология - это канал связи между партией и массами ее сторонников.
Остановимся на наиболее значимых идеологиях, разделяемых современными партиями: консервативной, либеральной, социал-демократической и коммунистической.

  • В основе консерватизма лежит идея несовершенства человеческой природы, что служит обоснованием следующих положений (Аним. 13):
    • неизбежности социального неравенства и иерархичности общественных отношений;
    • потребности в поддержании морали, религии, традиции как регуляторов поведения человека;
    • понимания социального порядка как следования устоявшимся моделям власти и традиционным образцам взаимоотношений;
    • потребности в сильном государстве. Функция последнего - защита собственности и жизни граждан, традиционных социокультурных норм, а в целом - социального порядка и законности;
    • прямая демократия несовершенна. Качествами лидера наделяются далеко не все, поэтому только отдельные из них могут взять на себя ответственность по руководству другими.

В сравнении с другими идеологиями консерватизм на первое место ставит социальный порядок, предпочитая его свободе и равенству. Не отрицая возможности социальных изменений, консерваторы считают, что они могут быть успешны, если будут достигаться эволюционным, а не революционным путем. Элементы консерватизма можно увидеть в программах многих европейских партий (например, британская Консервативная партия), а в США - в заявлениях политиков-республиканцев. В последние десятилетия классический консерватизм трансформировался в неоконсерватизм, который, с одной стороны, отстаивает традиционные консервативные ценности (семья, религия, мораль, порядок и законность), а с другой - обращается к либеральным ценностям (права человека, свобода личности) (Аним. 14). Современный консерватизм полностью не отрицает и необходимости государственного регулирования, в то же время считая, что государство не должно мешать развитию рынка и ограничивать конкуренцию.
В либерализме на первом месте стоит принцип индивидуализма: автономность личности, свободное проявление личной инициативы (Аним. 15).

  • Как политическая идеология либерализм включает в себя следующие принципы:
    • индивидуальная свобода, корни которой лежат вне политики - в частной жизни, в предпринимательстве;
    • конституционный порядок, закрепляющий и гарантирующий свободы личности;
    • народный суверенитет. Правительство формируется с согласия народа, а каждый гражданин имеет право влиять на принятие политических решений.

В рамках теории либерализма получили развитие идеи правового государства и разделения властей.
Классический либерализм свободу личности и равенство возможностей считает более приоритетными, нежели социальное равенство. Рынок и свободная конкуренция рассматриваются как условия реализации равных возможностей в экономической сфере. Но во второй половине ХХ в. классическая либеральная идеология претерпела ряд изменений. Более демократический вариант либерализма (социал-либерализм) (Аним. 16) пересмотрел формулу классического либерализма "минимум государства - максимум рынка" и не отрицает как необходимости государственного регулирования экономики (регулирование монополий, рынка труда и т.д.), так и социальных программ, призванных смягчить крайности социального неравенства. В последнее десятилетие на смену социальному либерализму пришел неолиберализм, делающий упор не столько на прямые программы помощи нижнему классу, сколько на создание условий для его профессиональной подготовки и переподготовки как реального воплощения идеи равенства возможностей. В США идеи неолиберализма получили практическое воплощение в деятельности администрации президента Б. Клинтона.

  • Одновременно есть сторонники и более радикальных вариантов либерализма:
    • либертарианство, которое включает в себя установку на "нулевое государство" (ограничение действий государства, которые могут нанести урон рынку) и выступает за расширение свободной конкуренции. Государство должно охранять лишь фундаментальные права человека, отдавать предпочтение равенству возможностей перед социальным равенством;
    • либертаризм, исходящий из идеи терпимости и предоставления полной свободы индивидам в выборе стилей жизни и моделей поведения. С их точки зрения, любое действие простительно, если оно не наносит вреда другим. В США эти идеи отстаивает Либертаристская партия.

Социал-демократическая идеология утверждает ценности свободы, справедливости (равенства) и солидарности (Аним. 17). Достижение этих ценностей осуществляется через эволюционное преобразование капиталистического общества в новое состояние - демократический социализм. Путь к последнему лежит через утверждение политической, экономической и социальной демократии. Политическая демократия предполагает развитие правового государства, институтов гражданского общества, местного самоуправления. Под экономической демократией понимается соучастие рабочих в управлении предприятиями, сосуществование форм собственности ("смешанная экономика"), ограничение стихии рынка и крупного частного капитала государственным регулированием и антимонопольным законодательством. Социальная демократия рассматривается как тенденция выравнивания благосостояния и статусов людей через механизм перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. В отличие от анархистов и коммунистов социал-демократия рассматривает государство не как негативную силу, а как инструмент достижения справедливости и равенства. Действительно, обеспечение гарантий социальных и экономических прав (права на работу, жилье, медицинское обслуживание и др.) требует более активной правительственной политики. Представление социал-демократии о классовой борьбе отличается от традиционного марксистского подхода. "Классовая борьба" ограничена спектром конвенциональных форм поведения, главное из которых - участие в выборах. После второй мировой войны социал-демократия стала одной из основных политических сил во многих странах мира, и прежде всего в Европе.
С 80-х гг. ХХ в. глубокий идейно-теоретический кризис испытывает коммунистическая идеология (Аним. 18). Для нее характерна идея коренного переустройства общества: устранение частной собственности как средства достижения экономического, социального и политического равенства, подлинного народовластия, понимание справедливости как отсутствия эксплуатации, идея построения первоначально социалистического, а затем и бесклассового коммунистического общества. Несмотря на резкое сокращение численности коммунистических партий, во многих постсоциалистических странах, в том числе и в России, эти партии сохранили свое влияние на часть населения. Некоторые из них, несмотря на присутствие в названии определения "коммунистическая", по своим программам ближе к умеренной социал-демократии (например, КПРФ - Коммунистическая партия Российской Федерации). Современные коммунисты смягчили свою негативную оценку рынка, заявляя о необходимости формирования планово-рыночной, социально-ориентированной экономики. В то же время сохраняются партии и движения, ориентированные на более радикальные версии коммунистической идеологии (РКРП - Российская коммунистическая рабочая партия, РПК - Российская партия коммунистов).
Для характеристики идейно-политического спектра партий используется другая система координат, обозначаемая в терминах (Аним. 19): "левые", "правые", "центристы". Принадлежность партии к тому или иному флангу определяется ее отношением к объему государственного вмешательства в экономические процессы, к рынку и социальным программам. К "правым" относят партии, которые ориентированы на достижение экономической эффективности путем стимулирования "свободной игры" субъектов рынка при минимальном вмешательстве государства в экономику, на более экономное государство, что может быть достигнуто посредством упорядочения социальных выплат и пособий, ограничением числа получателей социальной помощи (только наиболее слабые и обездоленные группы населения). Для "правых" партий также характерно подозрительное отношение к любым альтернативным формам коллективного управления.
"Левые" партии, напротив, делают акцент на "социальной" эффективности, пути достижения которой им видится в ограничении стихийных проявлений рынка, активном государственном регулировании экономических процессов, уменьшении социального неравенства через расширение социальных программ. В сфере власти "левые" привержены моделям коллективного самоуправления на производстве и демократии участия. К "левому" флангу традиционно относят партии социал-демократические и умеренных коммунистов. К "центру" принадлежат партии, чьи предпочтения в отношении рынка и государственного регулирования четко не определены либо носят компромиссный характер. В странах Запада этот сектор политического пространства чаще всего занимают либералы.
Наряду с подобным делением в политологии существует представление о "крайне левом" и "крайне правом" флангах, к которым относят партии, имеющие особые радикальные программы. Западноевропейская традиция относит к "крайне левому" флангу радикалов, коммунистов и анархистов. Под "крайне правыми" обычно понимают националистов и религиозных фундаменталистов.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Партийные системы

Осуществляя взаимосвязь между гражданами и государством, партии вступают в контакт не только с органами власти, но и друг с другом. Для обозначения способа этой взаимосвязи партий используется термин "партийная система". В наиболее общем виде партийная система - это совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране. Для определения типа партийной системы нередко используется количественный критерий (одно-, двух- и многопартийные системы). К количественному критерию часто добавляют такие показатели, как наличие или отсутствие доминирующей партии или способность к заключению союзов, уровень соревновательности между партиями.
В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем:
Однопартийные системы исключают возможность существования каких-либо других партий и предполагают слияние партийного и государственного руководства. Подобная модель характерна для тоталитарных и отчасти авторитарных режимов.
"Мнимая" многопартийность (квазимногопартийность) означает, что реальная власть сосредоточена в руках одной партии при формальном разрешении деятельности других партий. Так, не смотря на то, что в Китае помимо коммунистической партии существуют еще 8 партий, все они признают руководящую роль КПК. Другое название этой системы - "система с партией-гегемоном".
Бипартизм или двухпартийная система (Великобритания, США). Для нее характерно наличие двух партий, постоянных лидеров избирательных кампаний, с которыми не в состоянии конкурировать другие партии. Партия, победившая на выборах (к примеру, президентских в США и парламентских в Британии), получает право формировать свой кабинет министров. При этом возможно возникновение ситуации (такое часто наблюдается в США), когда исполнительную власть представляет одна партия, а парламентское большинство - другая партия. Сами американцы рассматривают эту ситуацию как дополнительное разделение властей.
Система "двух с половиной партий" (Аним. 20). От предыдущей она отличается тем, что одна из двух ведущих партий страны, победив на выборах, может сформировать правительство, лишь блокируясь с третьей, менее сильной партией. Такая модель существует в Германии. Основными конкурентами на выборах являются Христианско-демократический союз и социалисты (СДПГ). Долгие годы в роли третьей партии выступали свободные демократы, которые объединялись то с СДПГ (1969-1982 гг.), то с ХДС (1982-1998 гг.). После 1998 гг. социалисты стали правящей партией, вступив в коалицию с "зелеными" ("Союз 90 / Зеленые").
Многопартийные системы с объемом партий от четырех и более.

  • В зависимости от характера соперничества между партиями мгогопартийные системы, в свою очередь, подразделяются на следующие:
    • умеренно многопартийные системы (Бельгия, Нидерланды), которые отличаются от других ориентированностью всех существующих партий на сотрудничество; незначительностью идеологических разногласий между партиями;
    • поляризованные многопартийные системы, для которых характерно значительное идеологическое размежевание между партиями по шкале "левые - правые", отсутствие сильных центристских партий, а также стремление к заключению недолговечных партийных союзов, позволяющих формировать правительство;
    • атомизированные системы (Боливия, Малайзия), предполагающие наличие значительного количества слабо связанных между собой и с населением партий (от 30 до 200), изолированность партий от власти и отсутствие у них рычагов воздействия на власть.
  • Кроме того, в зависимости от характера заключаемых союзов между партиями, многопартийность может быть:
    • блоковой, когда близкие по идеологии партии объединяются в блоки и идут на выборы с общими кандидатами и общей программой. Например, для Франции характерна двухблоковость, когда на президентские выборы партии идут двумя блоками - "левым" и "правым";
    • коалиционной, близкой к поляризованной многопартийности. Ни одна из партий не имеет большинства в парламенте, достаточного для того, чтобы самостоятельно влиять на состав формирующегося кабинета министров. Только союз с другими партийными фракциями позволяет сформировать коалиционное правительство.
  • Наконец, в зависимости от реального политического веса партии и количества депутатских мест, полученных ею на выборах, принято выделять следующие партийные системы:
    • системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием. Подобная модель партийной системы характеризуется тем, что при равных возможностях, создаваемых государством для всех партий, население в течение длительного времени отдает предпочтение лишь одной партии (например, Партия Индийского национального конгресса, Либерально-демократическая партия Японии, Социал-демократическая партия в Швеции);
    • система с доминирующей партией. Партия стремится набрать не менее 30% голосов на выборах, но вынуждена искать союзников для формирования правительства;
    • системы, опирающиеся на коалицию миноритарных партий. Эта система функционирует как и описанная выше коалиционная многопартийность.

В демократических странах доминируют двух- и многопартийные системы. Внимание политологов привлекает вопрос о достоинствах и недостатках каждой из систем.

  • С одной стороны, многопартийная система отражает широкий политический спектр общества, демонстрирует реальные отношения состязательности, а с другой - обладает существенными минусами:
    • приводит к чрезмерной сегментации электорального поля во время выборов. Большое число партий и блоков, участвующих в выборах, само по себе еще не является гарантией более широкого представительства интересов различных групп в парламенте. Так, например, результаты выборов в Государственную Думу России в 1993, 1995 и 1999 гг. обнаруживают обратную зависимость (Аним. 21): чем больше партий и блоков было представлено в списках для голосования, тем меньшее их количество сумели преодолеть избирательный порог в 5%, необходимый для получения депутатских мест;
    • чрезмерная фрагментация политических сил в парламенте осложняет проблему формирования стабильного и эффективного кабинета министров;
    • способствует появлению феномена "безответственной оппозиции". Не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии могут раздавать популистские обещания, зная, что отвечать по ним не придется. Тем самым подобные партии способствуют радикализации настроений в обществе.

В свою очередь, двухпартийная система обеспечивает большую устойчивость политической жизни: стабильное однопартийное правительство, доминирование в течение продолжительного времени единого политического курса. Но и практика функционирования этой системы вызывает критику со стороны общественности тех стран, где она распространена. Ее отрицательными моментами является практически монопольное положение двух партий на политическом пространстве (в структурах власти, в избирательной политике), делающее практически невозможными серьезные претензии на власть со стороны третьей партии. Например, начиная с 1856 г., все президенты США были либо республиканцами, либо демократами; после 1998 г. в Конгрессе был только один депутат, который избирался как независимый кандидат4. Ведущие партии могут способствовать принятию таких избирательных правил, которые "работали" бы только на эти партии.
Среди факторов определяющих тип партийной системы (исторические традиции, особенности социальной структуры, степень фрагментарности политических ориентаций, законодательство, регламентирующее регистрацию и деятельность партий, президентская или парламентская форма правления), наибольшее значение имеет избирательная система. Влияние мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на характер партийной системы будет рассмотрено в лекции "Избирательные системы".

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.