Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 г. на базе Федерального закона «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. (с учетом изменений и дополнений) в качестве регионального налога. На основе Федерального закона действовала инструкция Госналогслужбы России, «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» [9, c.279].
С 1 января 2004 г. налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ на основании гл. 30 НК. РФ. Данный налог имеет статус собственных доходных источников, и сумма налога зачисляется в бюджеты субъектов Федерации. Порядок и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливает законодательный орган власти субъекта РФ [1].
При построении современной налоговой системы предусматривалось, что налог на имущественный налог должен быть отнесен к региональным и местным органам власти, а также стать одним из основных источников формирования доходной базы местного и регионального бюджета. Данный подход обусловливался тем, что органы власти могли реально обеспечивать эффективный контроль над накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.
Преимуществом налогов с имущества является:
1) высокая степень стабильности налоговой базы в течение налогового периода
2) независимость от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Согласно экономической точки зрения главным назначением налога является прежде всего стимулирование предприятий к наиболее эффективному использованию имеющегося в их распоряжении имущества; с финансовой точки зрения — в обеспечении постоянным источником дохода региональных бюджетов.
В результате эволюции база этого налога скорректирована таким образом, чтобы вывести из-под налогообложения готовую продукцию, товарные запасы и другие некоторые части активов баланса организации, а объектом обложения данным налогом является именно амортизируемое имущество, учитываемое на балансе организации по его остаточной стоимости.
В системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля от общей суммы поступлений имущественных налогов составляет более 95%. Следовательно, налог на имущество российских организаций имеет существенного значения при формировании доходов бюджета в отличие от налога на имущество корпораций за рубежом.
В процессе проводимой налоговой реформы были отменены некоторые виды налогов и сборов, а также подверглись изменению сохраняющиеся налоги. Определенные изменения намечаются и в системе налогообложения имущества организаций. При переходе к реальной оценке имеющегося в собственности организаций имущества роль и значение налога на имущество в региональных бюджетах значительно возрастут.
В соответствии с действующим законодательством (ст. 373 НК РФ) субъектами обложения по налогу на имущество организаций установлены:
• российские организации;
• иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ [9, c.279].
С 1 января 2008 г. не являются налогоплательщиками организаторы XXII Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, а также организации — маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № З10-ФЗ до 2017 г [4].
Освобождены от уплаты налога на имущество организации, применяющие специальные режимы налогообложения.
Объектом налогообложения по данному налогу для российских организаций является движимое и недвижимое имущество (также это относится и к имуществу, переданному во временное пользование, владение, распоряжение или доверительное управление, внесенному в совместную деятельность или полученному по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. В отношении иностранных организаций, деятельность которых осуществляется в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
Объектами налогообложения не являются:
1. Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2. Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
3. С 01.01.2013 года:
o объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
o ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
o ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
o Космические объекты;
o Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
o Движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств [15].