Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

По учебной дисциплине «Дознание в органах внутренних дел»



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОЧНОЙ ФОРМЕ

Специальность 031001. 65 Правоохранительная деятельность

Специализация – административная деятельность органов

Внутренних дел

Узкая специализация – деятельность участкового

Уполномоченного полиции

 

Барнаул 2014

 

 

ББК 67.411 Д 62  

 

Дознание в органах внутренних дел: планы семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся по очной форме по специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность (специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции). – Барнаул: БЮИ МВД России, 2014. – 62с.

 

Планы семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся по очной форме по специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность (специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции) по учебной дисциплине «Дознание в органах внутренних дел» подготовлена начальником кафедры уголовного процесса БЮИ МВД России кандидатом юридических наук, доцентом Черепановой Л.В. и преподавателем кафедры уголовного процесса кандидатом юридических наук Топчиевой Т.В.

 

 

Обсуждены на заседании предметно-методической секции «Прокурорский надзор, предварительное следствие и дознание в ОВД, практикум по проведению отдельных следственных действий» кафедры уголовного процесса «____» ___________ 2014 г. Протокол № __.

 

Рекомендованы к использованию в учебном процессе решением Методического совета Барнаульского юридического института МВД России «___» ___________ 2014 г. Протокол № _____.

 

 

© Барнаульский юридический институт МВД России, Л.В. Черепанова, Т.В. Топчиева, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Дознание в органах внутренних дел».
2. Выписка из примерного тематического плана
3. Основные нормативные правовые акты и основная литература, рекомендуемые для самостоятельного изучения по всему курсу
4. Методические материалы для семинарских, практических занятий и организации самостоятельной работы по темам: №1. Органы дознания в системе МВД России. Правовые и организационные основы деятельности  
5. №2. Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором и судом (судьей)    
6. №3. Деятельность дознавателя по обеспечению прав участников уголовного судопроизводства    
7. №4. Деятельность органов дознания по преступлениям, подследственным органам предварительного следствия    
8. №5. Деятельность органов дознания на этапе возбуждения уголовного дела    
9. №6. Дознание как форма расследования преступлений    
10. №7. Организация и особенности производства отдельных следственных действий при дознании    
11. №8. Меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые в ходе дознания
12. №9. Деятельность дознавателя на этапе окончания дознания
13. Примерный перечень вопросов и заданий для проведения зачета
14. Примерный перечень вопросов и заданий для проведения экзамена
15. Материально-техническое и информационное обеспечение преподаваемой дисциплины

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ДОЗНАНИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

 

Настоящее пособие адресовано курсантам и слушателям, изучающим курс «Дознание в органах внутренних дел», содержит планы семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся по очной форме по специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность (специализация – административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции).

«Дознание в органах внутренних дел» это комплексная дисциплина, цикла дисциплин специализации. Для успешного освоения учебного материала дисциплины важное значение имеет уровень усвоения обучающимися ряда вопросов, изучаемых в рамках таких дисциплин как: «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Гражданское право», «Административное право России», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Оперативно-розыскная деятельность», «Судебная медицина», «Юридическая психология» и др. Дисциплина «Дознание в органах внутренних дел» призвана на основе полученных юридических знаний сформировать целостную систему знаний и умений по качественному выполнению уголовно-процессуальной деятельности органами дознания. Именно потребности органов внутренних дел в квалифицированных специалистах, способных при минимальной адаптации осуществлять досудебное производство (проводить проверку сообщений о преступлениях, разрешать их, производить неотложные следственные действия, проводить предварительное расследование в форме дознания) обусловили включение дисциплины в учебные планы вуза и её ярко выраженную профессиональную ориентированность.

Целью изучения дисциплины «Дознания в органах внутренних дел» является формирование знаний, выработка умений и навыков организации и производства проверки сообщений о преступлениях, их разрешения, производства неотложных следственных действий и производства предварительного расследования в форме дознания.

В результате изучения дисциплины «Дознание в органах внутренних дел» обучаемые должны:

знать:

общие положения уголовного и уголовно-процессуального законов, ведомственные, межведомственные и иные правовые акты, регламентирующие деятельность органов дознания, судебную практику, а также особенности и методику расследования преступлений, подследственных органам дознания системы органов внутренних дел, пределы уголовно-процессуальной компетенции органа дознания как субъекта уголовного судопроизводства, процессуальный порядок производства следственных действий, основания и порядок принятия процессуальных решений;

уметь:

правильно применять нормы уголовного, уголовно-процессуального законодательства как при возбуждении уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования преступлений, подследственных органам дознания, комплексно использовать в профессиональной деятельности по расследованию преступлений возможности, силы и средства правоохранительных и иных государственных органов;

владеть навыками:

правильного оформления и составления процессуальных и организационно-распорядительных документов, принимать решения в соответствующих следственных ситуациях.

Для овладения всеми необходимыми для специалиста компетенциями необходима непрерывная, планомерная, хорошо организованная самостоятельная работа обучающегося. Суть самоподготовки заключается в активной поисково-познавательной, творческой деятельности обучающегося, который самостоятельно добывает знания из различных источников, первоначально обращаясь к рекомендуемым кафедрой нормативным правовым актам, а затем к учебным и научным источникам.

Самоподготовка будет результативной, если обучающийся по каждой теме конкретизирует проблему значимую для него лично и сосредоточит свое внимание на главных, существенных моментах процессуальной деятельности, творчески переосмыслит способы решения проблемных следственных ситуаций, возникающих в практике органов предварительного расследования.

Самообразование является необходимым условием профессиональной деятельности юриста, эффективным способом повышения его профессионального мастерства. Сегодня это самый главный навык, которым должен обладать каждый высококвалифицированный специалист. Юрист обязан идти в ногу со временем, постоянно совершенствуя и обновляя свой багаж знаний. Наука, практика и законодательство постоянно меняются. Совершенствуются требования к уровню обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса. Разрабатывается и внедряется новая криминалистическая техника и соответственно новые технологии, методы раскрытия преступлений. Особенно актуальной проблема самообразования юриста стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Поэтому современная система образования требует от обучающегося овладения навыками самообразования и постоянного совершенствования знаний.

Для обеспечения самостоятельной работы курсантов и слушателей в локальной компьютерной сети института, в базе АИС-Методика открыт доступ к учебно-методическому комплексу по дисциплине «Дознание в органах внутренних дел», а также доступ к материалам, содержащимся в образовательных порталах института, размещенных в системе поддержки открытого образования "STELLUS" («Образовательно - консультационный портал дознавателя» http://10.229.4.151:81/; «Портал поддержки образовательного процесса: информационно-образовательный портал» http://10.229.4.190/; «Портал участкового уполномоченного полиции»; «Образовательно - консультационный портал следователя».

«Образовательно-консультационный портал дознавателя» состоит из разделов, материалы которых изложен схематично в текстовом формате с использованием гиперссылок, мультимедийных включений и представляет собой целостный системно-организованный комплекс, который, являясь интерактивным, воздействует на различные каналы восприятия, что значительно улучшает его усвоение.

Главная страница портала содержит обращение к пользователю, главное меню, поле авторизации пользователя, а также наиболее востребованные разделы портала, посвященные организации взаимосвязи авторов портала и его пользователей.

В разделе «Нормативная правовая основа профессиональной деятельности дознавателя» представлены рубрики, позволяющие напрямую обратится к текстам Конституции Российской Федерации, международно-правовым документам, федеральным законам, подзаконным нормативным правовым актам, решениям Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, которые касаются организационной и уголовно-процессуальной деятельности дознавателя.

Раздел «Организация служебной деятельности подразделений дознания» посвящен нормативной регламентации учетно-регистрационной деятельности, а также содержит типовые положения о подразделении дознания и подразделении организации дознания.

Раздел «Информационное обеспечение профессиональной деятельности дознавателя» содержит четыре блока: «Организация расследования», «Уголовно-правовая информация», «Уголовно-процессуальная информация», «АИПС ИТИ-ЦА» Главного информационно-аналитического центра МВД России. Указанные разделы главным образом посвящены информационной поддержке дознавателя, органа дознания при рассмотрении ими сообщений о преступлениях, производстве неотложных следственных действий, расследовании уголовных дел, а также позволяют получить сведения о квалификации действий уголовно-преследуемых лиц.

В подразделе «Организация расследования» содержатся: алгоритмы действий дознавателя в определенных следственных ситуациях; методические рекомендации по расследованию отдельных видов преступлений; макеты уголовных дел; обзоры практики производства дознания с анализом нарушений законности и обобщением передового опыта.

В подразделе «Уголовно - правовая информация» представлена подборка судебной практики по статьям УК РФ, подследственным дознавателям ОВД, даются разъяснения особенностей квалификации отдельных видов преступлений.

В подразделе «Уголовно - процессуальная информация» можно ознакомиться не только с образцами процессуальных документов и судебной практикой по проблемным вопросам уголовного судопроизводства, но и воспользоваться последней редакцией бланков процессуальных документов, представленных в типографской и электронной версиях.

Раздел «Повышение квалификации» предназначен для знакомства с информацией о курсах повышения квалификации, которые может пройти дознаватель. Раздел представлен двумя блоками: «Факультет повышения квалификации» и «Презентация электронного курса». Данный курс также разработан в системе STELLUS. Используя данный ресурс, сотрудник без отрыва от исполнения им своих служебных обязанностей может пройти дополнительное обучение в рамках повышения квалификации с использованием системы дистанционных образовательных технологий.

Раздел «Самообразование» содержит электронные учебные единицы, представленные в виде учебных видеофильмов, аудиоматериалов, интерактивных пособий, а также электронных учебных пособий.

Рисунок 1

Интерактивные пособия

Раздел «Мониторинг профессиональных знаний» представлен рубриками «Квалификационные требования к дознавателю» и «Тестирование уровня профессиональных знаний». Назначение данного раздела содержит квалификационные требования, предъявляемые к дознавателям, а также предоставить возможность определить свой уровень знаний в области профессиональной деятельности.

Рисунок 2

Рабочая область теста в режиме эмуляции

(Режим эмуляции позволяет осуществлять самоконтроль)

Раздел «Наука практике» объединяет научные работы, посвященные уголовно-процессуальным аспектам деятельности дознавателя, органа дознания и состоит из двух разделов «Публикации ученых кафедры уголовного процесса» и «Разъяснение законодательства».

Рисунок 3

Публикации ученых кафедры уголовного процесса

(Полный текст пособий, монографий, лекций, научных статей

доступен для чтения и копирования.)

Портал оснащен функцией быстрого поиска, которая позволяет пользователю найти необходимую информацию по определенным критериям с указание типа информации и возможностью ее сортировки.

На портале реализован форум, позволяющий организовывать непосредственное общение дознавателей, всех категорий обучающихся с преподавателями кафедры. Тематика форума, главным образом посвящена обсуждению уголовно-процессуальные проблем, с которыми сталкиваются дознаватели, орган дознания, осуществляя свою профессиональную деятельность. Формат форума позволяет проводить на его основе экспресс конференции и «круглые столы». В соответствии с графиком консультаций, размещенном на портале, обучающиеся могут обсуждать волнующие их вопросы с дознавателями ОВД всех субъектов Российской Федерации, а также получать консультации у преподавателей института при нахождении в органах внутренних дел, на практике.

Среди ключевых технических особенностей образовательно-консультационного портала следует выделить возможность создавать, публиковать материалы, вопросы на сайте в режиме реального времени с любого компьютера, подключенного к ЕИТКС (при наличии соответствующих прав) и без установки дополнительного программного обеспечения.

При разработке образовательного портала учитывалась возможность интеграции с системой STELLUS. Так, сайт портала расположен на одном со STELLUS'ом сервере, что дает возможность, в частности, обращения к каталогу /exec, где хранятся внешние материалы STELLUS'а.

Через форум портала и непосредственно (on-line) существует возможность получения консультативной помощи обучающимися, в том числе и находящимися на практике.

Методический кабинет кафедры уголовного процесса (аудитория 401 учебного корпуса, время работы с 08.30 час.до 18.45 час. ) оборудован 13-ю рабочими местами, позволяющим обращаться не только к образовательно-консультационным порталам института, но и к электронным данным справочно-правовых систем, таких как «СПС Консультант Плюс» (Компания «Консультант Плюс», режим доступа – http //www.consultant.ru/propular/obob#top), «Информационно-правовой портал ГАРАНТ», «Официальный интернет-портал правовой информации» (режим доступа. – http://www.pravo.gov.ru», «ЭБС « КнигаФонд»» (режим доступа – http://www.knigafund.ru/).

Обучающимся по всем темам дисциплины предоставляются списки обязательной литературы, имеющейся в фондах библиотек института, дополнительной литературы по каждой теме и для организации самоконтроля – доступ к тестам в системе «STELLUS», «АSТ-ТЕСТ», в том числе в режиме эмуляции.

Большинство аудиторных занятий по дисциплине проходят в виде семинарских и практических занятий, которые требуют самостоятельной подготовки. Семинарское занятие подразумевает различные виды работ: подготовку и выступление с сообщением, постановку проблемы, участие в обсуждении проблемы, обзор нормативных правовых актов по теме (по проблеме), обзор судебной, следственной практики по теме (по проблеме), решение практической следственной ситуации. Сообщение (выступление) должно занимать по времени не более 3 – 5 минут. Основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Курсант должен тщательно подготовиться к занятию. Подготовка начинается с обращения к планам семинарских занятий, с ознакомления с условиями проблемной ситуации. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Рекомендованные кафедрой нормативные правовые акты должна быть освоены в полном объёме.

Работа над источником состоит из нескольких этапов – чтения, конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемого акта. Прежде, чем браться за конспектирование, следует прочитать источник, чтобы составить о нем предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом.

Для полноценной подготовки к занятию чтение учебника крайне недостаточно. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути проблематики, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника или лекции, если таковая предусмотрена. В методическом кабинете кафедры уголовного процесса (аудитория 404 учебного корпуса) имеется подборка дополнительной литературы по каждой теме.

Практические занятия призваны помочь курсантам и слушателям систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера; отработать и закрепить определенные навыки работы с процессуальными документами, принятия верного процессуального решения посредством решения задач, практических следственных ситуаций, проведения деловых игр. Данный вид занятий способствует формированию умения курсантов и слушателей учиться самостоятельно, т. е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля. Содержание этих занятий и методика их проведения способствуют развитию творческой активности личности, научному мышлению, деловой речи курсантов и слушателей, позволяют проверить их знания. Для эффективной работы на практическом занятии, курсанту, слушателю необходимо подготовить бланки процессуальных документов для каждой темы, а так же следует активно пользоваться УПК РФ, комментариями, обзорами судебной и следственной практики, справочной литературой.

В ходе практических занятий обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями, способностью:

- осуществлять досудебное производство по уголовному делу на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

- анализировать уголовно-процессуальные правоотношения, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства;

- обеспечивать соблюдение законодательства субъектами уголовно-процессуальных отношений;

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере уголовно-процессуальных отношений, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

- разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы;

- квалифицированно толковать нормативные правовые акты;

- давать квалифицированные юридические консультации;

- обеспечивать законность досудебного производства, выявлять, предупреждать угрозы безопасности и обеспечивать безопасность участников уголовного процесса;

- уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления;

- применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;

- быстро, полно собирать сведения, имеющие значение для уголовного дела, анализировать, проверять и оценивать их, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества, государства;

- осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

- осуществлять деятельность в сфере международного сотрудничества правоохранительных органов;

- правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации;

- анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по вопросам досудебного производства по уголовным делам.

Практические занятия проводятся по специальному заданию, плану к теме, которые содержатся в учебно-методических материалах. Необходимо стремиться к самостоятельному выполнению, решению всех задач и заданий, указанных в плане, задании. Решения должны быть с развернутой аргументацией и обоснованием. В ходе аудиторного практического занятия курсанты должны активно участвовать в обсуждении решаемых задач и индивидуально составлять процессуальные документы. На занятиях могут быть даны новые, дополнительные задачи, которые нужно будет решать непосредственно, отрабатывая определенные правоприменительные навыки, демонстрируя уровень усвоения теоретических вопросов по теме.

Контроль за самостоятельной работой курсантов, слушателей осуществляется в следующих формах: индивидуальное и групповое консультирование обучающихся перед аудиторными занятиями, проверка результатов компьютерного тестирования, проверка письменных работ, проверка материалов, подготовленных обучающимися к семинарским и практическим занятиям, зачет, экзамен.

Выписка из примерного тематического плана

по учебной дисциплине «Дознание в органах внутренних дел»

Специальность 031001. 65 Правоохранительная деятельность

Специализация – административная деятельность органов внутренних дел

узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции

для курсантов 4 курса ФПСПиС в 7, 8 семестрах 2014-2015 учебного года

Набор 2011 года, (на базе среднего (полного) общего образования), срок обучения – 5 лет, квалификация выпускника – специалист

(учебная группа 1155)

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Л С ПЗ Всего ауд. СРС Всего примечание  
  4 курс 7 семестр                
1. Органы дознания в системе МВД России. Правовые и организационные основы деятельности.   ПЗ-2; ВЗ-4  
2. Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором и судом (судьей).   ВЗ-4+4; ПЗ-2  
3. Деятельность дознавателя по обеспечению прав участников уголовного судопроизводства.     ПЗ-2+2  
4. Деятельность органов дознания по преступлениям, подследственным органам предварительного следствия. Взаимодействие органов дознания со следователем.   ПЗ-2+2+2  
5. Деятельность органов дознания на этапе возбуждения уголовного дела.   (дел.игра 4+4) ПЗ-2+2+4+2+2+2+2+4+2+2+2+4  
  Подготовка к зачету            
  Зачет            
  Итого    
4 курс 8 семестр                
6. Дознание как форма расследования преступлений. ПЗ-2+2+2+2  
7. Организация и особенности производства отдельных следственных действий при дознании.     8 (дел.игра 4) ПЗ 2+4+2  
8. Меры уголовно- процессуального принуждения, применяемые в ходе дознания.     (деловая игра) ПЗ-6  
9. Деятельность дознавателя на этапе окончания дознания.     ПЗ-2+4+2+2  
  Подготовка к экзамену            
  Экзамен            
  Итого    
  ИТОГО    
                                 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.