Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные виды духовного освоения мира.



а). Мораль

Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражающих их представление о добре и зле, долге, совести, чести, смысле жизни (категории морального сознания), которые признаются человеком и которые регулируют его поведение в разных сферах общественной жизни, т.е. мораль носит всеобщий характер. Мораль концентрирует в себе высшие идеалы и нормы должного поведения, которые призваны ориентировать человека в его жизнедеятельности и которые имеют предписывающий, императивный характер. Структуру морального (нравственного) сознания образуют:

1. система ценностных ориентаций (что «благо», что «зло», что «справедливо» а что «несправедливо» и т.д.);

2. нравственные суждения («не лги», «почитай старших» и др.);

3. этические чувства (переживания);

4. нравственные идеалы (представления о совершенном поведении);

Вся эта система моральных явлений регулирует общение и поведение людей в целях согласования общественных и личных интересов. Социальная роль мораливыражается в ее след. функциях:

1) регулятивная(регулирует социальное взаимодействие людей);

2) оценочно-повелительная(оценивает поступки людей и предписывает им как себя вести);

3) познавательная(позволяет познавать реальность через моральные оценки);

4) воспитательная(формирует морально-этическое сознание человека);

5) ориентирующая(направляет человека в том, что нравственно допустимо, а что - нет);

В отличие от права, которое носит принудительный характер (опирается на силу государства), мораль неинституциональна. Она воспроизводится силой массовых привычек, общественного мнения, индивидуальными убеждениями (совестью) человека. На уровне общества моральные нормы принимают форму официальной морали, которую все признают на словах, но далеко не всегда соблюдают на деле. Так возникает несоответствие морали (мир должного - «не укради», не обмани т.д.) и нравственности (мир сущего - реальные поступки, где приоритет отдается зачастую практической пользе, личной выгоде). Противоречие между моралью и нравственностью - один из ведущих источников развития морального сознания людей.

Моральные нормы, идеалы исторически изменяются, испытывая на себе воздействие эпохи, социально-классового деления общества, национальных особенностей культуры: мораль первобытного общества(непосредственный коллективизм, уравнительное равенство, заповеди – только для членов своего рода, племени и т.д.)-> мораль рабовладельческого общества (носит классовый характер)-> мораль феодального общества(также классовая, существовала в религиозной форме)->мораль современной эпохи - в большей степени светская, противоречивая: с одной стороны культ потребления денег, с другой - принцип деловой чести, репутации, возрастание гуманизма, уважение к индивидуальности человека и т.д. В нашем обществе входе его современной трансформации также наблюдаем противоречие между моралью и бизнесом, моралью и политикой, моралью и правом...

В настоящее время в этике обсуждается вопрос: существует нравственный прогресс или нет?

 

б). Искусство.

Искусство есть важнейший вид эстетической деятельности (от греч. «эстетикос» - «чувствующий»), в результате которой создаются художественные ценности и формируется эстетическое создание людей. Эстетическое сознание - целостное, эмоционально-насыщенное освоение мира человеком, включающее духовное восприятие действительности с позиций прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического = категории эстетического сознания.

 

Эстетическое сознание имеет место не только в искусстве, но в каждом акте человеческой активности, во всем, что вовлекается в сферу опыта человека (природа, быт, познание, религия и тд.). Но только в искусстве эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Искусство отражает действительность в конкретно-чувственной форме - в форме художественных образов (литературный герой, живописное полотно, скульптура и т.д.). В центре искусства оказывается человек, взаимоотношения между людьми, их жизнь в определенных конкретно-исторических условиях.

Особенности и способы духовного отображения действительности определяют особенности видов искусства: в литературе - это слово; в живописи - зрительно-воспринимаемые образы; в музыке - звукоинтонации; в балете - танец; и т.д. Каждый вид искусства включает различные жанры, например, поэзия - проза, которая подразделяются на: эпос, роман, повесть, рассказ, эссе и т.д.

Искусство играет большую роль в жизни общества и человека, выполняя следующие основные функции:

1) эстетическая функция:искусство очищает, просветляет нашу душу, видоизменяет эмоции с помощью «сострадания и страха» (Аристотель), удовлетворяя наши эстетические потребности;

2) познавательная функция:искусство позволяет познавать мир и людей через их эстетическую оценку и восприятие;

3) воспитательная функция:создавая художественную модель мира, искусство ориентирует нас на определенные ценности: художественные, нравственные и та.;

4) компенсаторная функция:искусство позволяет человеку восполнить недостаток ярких впечатлений, преодолевать монотонность и тяготы жизни;

Искусство зародилось еще в условиях первобытного строя и начало приобретать свои основные черты в Античности (начало Западного искусства).

В период Средневековья зарождаются новые стили искусства: романский (5-7 вв.), готический (8-15 вв.). Начиная с эпохи Возрождения, искусство, постепенно отделяясь от религии, становится антропоцентричным. В Новое время утверждаются стили Барокко (к. 16-сер.18 вв.), классицизм(к. 17-перв. половина18 вв.), сентиментализм(с втор. половины 18 в.), затем романтизм (к. 18-19 вв.). Двум последним противопоставлял себя реализм(с сер. 19в.).

На рубеже XIX – XX вв. в Европе складываются новые художественные направления в искусстве -символизм и импрессионизм. В 20в. Появляются такие художественные направления, как модернизми постмодернизм. Т.е. по мере исторического развития искусства нарастает его сложность и дифференцированность, но в нем сохраняются непреходящие художественные ценности прошлого (классика). При этом к искусству нельзя прилагать линейную схему прогресса.

 

в). Религия

Религия - (от лат. - «благочестие»; «набожность»; «святыня»;) - одна из древнейших форм духовного освоения человеком мира. Существуют разные подходы к ее пониманию, но ясно, что всякая религия основана на вере в реальное существование сверхъестественных сил, которые почитают и которым поклоняются.

Структуру религии образуют 3 взаимосвязанных элемента:

1)религиозное сознание (РС); PC

2) религиозный культ (РК);

3) религиозные организации (РО);

PO PK

РВ

 

В основе всего этого комплекса - религиозная вера (РВ).

Религиозное сознание включает в себя религиозную психологию и идеологию (теологию); религиозный культ - обряды, молитвы, т.е особые символичные действия; религиозные организации-религиозные общины, Церковь, молельные дома, секты и т.д. По спорному вопросу происхождения религиисуществует два подхода:

1) богословский (теистический): идея Бога внушена людям самим Божеством путем откровения;

2) атеистический:религия - чисто «земное» явление, порожденное либо страхом и невежеством людей, либо сознательным обманом (18в.), либо самоотчуждением сущности самого человека (Л. Фейербах), либо олицетворением природных и социальных сил, подавляющих человека (марксизм). Последнее учение связывает появление религии с определенными социальными (подавленность человека стихийными силами природы и общества), гносеологическими (неспособность объяснить реальную природу господствующих над человеком сил + способность человека к образованию общих представлений) и психологическими (чувство страха, подавленности, бессилия, скорби, одиночества и та.) причинами.

Религия исторически изменялась: первобытные верования (фетишизм, тотемизм; магия, анимизм)->политеизм или многобожие (Др. Греция, Др.Рим)-> монотеизм, т.е. единобожие. В настоящее время наряду с национальными религиями (иудаизм, индуизм, синтоизм), наибольшее распространение получили так называемые мировые религии: буддизм,с 6-5 вв. до н. э. (хинаяна, махаяна, ламаизм); христианство,с 1в. н. э. (католицизм, православие, протестантизм + секты); ислам,с 7в. (суннизм, шиизм). Мировые религии объединяет принцип всеобщего равенства людей перед Богом - одна из причин их широкого распространения.

Выделяют следующие социальные функции религии:

1) «душеспасительная»(по отношению к личности):

• религия способствует иллюзорному восполнению (компенсации) практического бессилия человека перед лицом возникающих жизненных проблем, утешая слабых, помогая им пережить горе и страдания;

• она формирует у человека религиозное мировоззрение, обращает человека к высшим идеалам, к божественному к раздумьям о «спасении души»;

• религиозная общность дает человеку сознание его принадлежности к своей группе верующих, ощущение, что он не одинок.

2) «духовная»(по отношению к культуре)

• религия способствует интеграции разных областей духовной культуры;

Однако всевластие религии, особенно в Средневековье ограничивало свободу науки, противоречиво влияло на искусство;

• религия является общедоступной формой развития личности через иконопись, скульптуру, религ. музыку, архитектуру и т.д.;

3)«мирская»(по отношению к обществу): религия регулирует социальные отношения при помощи определенных идей, нравственных норм, выражаемых в формах заповедей, т.е. она выступает как духовная сила, направленная на создание и поддержку существующего общественного порядка, либо против него, за создание нового порядка. Иначе говоря, религия может играть как позитивную, стабилизирующую, так и негативную роль, порождая, например, конфликты в обществе, призывая к борьбе с еретиками, иноверцами и т.д. После революции 1917г. в нашем обществе в качестве господствующей идеологии утвердился маркситстско-ленинский атеизм. С началом глубокого его реформирования был восстановлен принцип свободы совести. Она означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 18 Конституции РФ). Сегодняшняя ситуация в нашей стране характеризуется усилением влияния различных религиозных конфессий и, прежде всего, Русской православной церкви.

 

г). Наука.

В XX веке все более расширяется сфера использования науки. Она начинает играть все большую роль в управлении социального развития, в выборе путей этого развития. То есть наука превращается в серьезную социальную силу. Философия и методология науки (эпистемология) занимается выяснением того, что такое научное знание, какова его структура, каковы формы и методы научного познания и т.д.

Тезисно напомним основные положения, которые рассматривались при изучении курса КСЕ.

Наука есть систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, законов, гипотез, теорий, научных картин мира (формы научного познания). Мир науки начинает формироваться около 2,5 тыс. лет назад.

Отличаясь от обыденного познания, наука выполняет в общественной жизни множество функций, но важнейшие из них – объяснительная и практически-действенная. По глубине постижения действительности в научных дисциплинах выделяют два уровня: 1) эмпирический, где используются методы наблюдения, описания, предметного моделирования, и, главное, эксперимент; 2) теоретический (гипотетико-дедуктивный, аксиоматический, системный и др. методы). Наряду с особенными методами эмпирического и теоретического познания, существуют и общие для них методы: абстрагирование, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция. Эти два уровня научного познания тесно связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга, обеспечивая историческое развитие науки, которое осуществляется не только под воздействием социальной практики, но и по своим, внутренним законам.

Выясняется, что развитие науки идет через смену эволюционных и революционных периодов, что находит осмысление в двух ведущих концепциях – парадигмальной (Т. Кун) и концепции научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Принято выделять три научных революции– 1) аристотелевскую (VI – IV в.в. до н.э.), ньютоновскую(XVI – XVIII в.в.) и эйнштейновскую (рубеж XIX – XX в.в.). В настоящее время формируется новая, эволюционно-синергетическая парадигма в науке.

Подытожим. Духовная жизнь общества во всем многообразии ее уровней и форм – важнейшее условие решения задачи выживания и совершенствования человечества, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Понятие практики как универсального способа освоения мира человеком. Формы практики

Практика - это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путём активного преобразования объективно существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое, ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с неживой и живой природой, с социальной действительностью, его включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни.

Категория практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной реальности.

Практика формируется, воспроизводится и развивается в единстве субъект - объектных и субъект — субъектных отношений, она представляет собой всегда общественную деятельность. Практика предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего существования. Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:

1. реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств.
2. Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.
3. Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания и
обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.

Формы практической деятельности:

Производственная практика (материальная производственная деятельность) - форма практической деятельности, лежащая в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом;

Социальная практика (перестройка) - носит революционный характер и направлена на
реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей;

Наука - особая форма, превращающаяся в непосредственную производительную силу, средство управления социальными процессами;

Техническая деятельность - представляет собой важнейший элемент производительных сил, определяющих характер и содержание способа производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных устройств, созданных человеком - артефактов.

Объектом практического воздействия субъекта могут быть как предметы природы, так и сами люди. С учетом этого различают два вида практики: материальное производство и социальная практика. В первом случае, практика выступает в качестве способа разрешения противоречий между человеком, обществом и природными условиями его жизни, а во втором - общественных противоречий.

Такая дифференциация видов практики относительна, ибо в реальной жизни они взаимосвязаны и взаимозависимы. Природные и социальные компоненты среды жизни человека и общества образуют единое целое: мир природных состояний является отражением мира социальных состояний и, наоборот, жизнь общества, общественные отношения существенно зависят от состояния той природной среды, в которой люди живут и действуют.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.