Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Белорусская идея, традиции национальной культуры и патриотизма.



В национальной белорусской культуре воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской культуры способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский

В то же время развитие культуры невозможно представить без создания новых культурных продуктов и образцов, или так называемой культурной инновации, благодаря чему формируется национальная культура.

Национальная культура — культура определенной нации, сложившаяся на протяжении ее исторического развития на основе этнической культуры. Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп —украинцев, русских, литовцев,и др. Своеобразие белорусской культуры определили ее тесные взаимоотношения с другими народами, «пограничный» характер. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на соседние культуры.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь».

Патриотизм (от греч. – patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм – это осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории.

С патриотизмом несовместимы сепаратизм, национализм, шовинизм. За этими аномалиями стоят общественные силы, интересы которых противоречат тенденциям исторического прогресса, преследующие корыстные, узкоклассовые цели. Патриотичной может быть лишь политика, идущая из глубин народного бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага конкретных, реально действующих людей, образующих данную историческую общность, и не в ущерб другим народам.

На современном этапе развития Республики Беларусь патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил в народное движение по решению задач демократического реформирования общества и государства, возрождению и обогащению национальных традиций, упрочению многообразных отношений и связей с другими странами и народами.

4.Современные идеологические концепции и доктрины: либерализм и консерватизм.

Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в первой половине XIX века, когда в ряде западноевропейских государств появились политические партии либералов. Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят к эпохе революций XVII–XVIII вв. В числе основателей, классиков этого течения по праву считаются англичане Джон Локк, Адам Смит,французы Шарль Луи Монтескье, Анри-Бенжамен Констан де Ребек, Франсуа Пьер Гийом Гизо , немцы Иммануил Кант, Вильгельм Гумбольдт, американцы Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и др. Основные идеи либерализма:

признание самоценности личности, уважение ее прав и свобод;

равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством;

народовластие и политический плюрализм;

конституционализм и разделение властей;

свобода предпринимательства и конкуренции в экономической сфере;

ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь.

В XX веке в условиях усиления государственного управления экономикой и возрастания роли социальных идей, возникла новая форма либеральной идеологии — неолиберализм. Он адаптировал классические (традиционные) ценности либерализма к политическим реалиям второй половины XX века и стал прочно доминировать в либеральной традиции.

Политические идеи консерватизма:

традиционные нормы жизни общества — главная движущая сила прогресса;

исходные ценности — порядок в обществе, стабильность государства;

власть в обществе принадлежит элите (приверженцы «элитарной демократии» считают, что политикой должен интересоваться каждый гражданин, но плодотворной политической деятельностью могут заниматься только профессионалы);

свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;

частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство — естественные жизненные начала; частная собственность — гарант личной свободы, защиты социального порядка;

безнадежно несовершенна природа человека, и его пороки неискоренимы (поэтому закономерно неравенство людей в отношении физического и умственного развития, социального статуса);

государство — не «дойная корова»: «социальное попечительство» государства порождает иждивенчество (именно иждивенчество — источник «революций растущих притязаний»; помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить).

Консерватизм, как и либерализм, — развивающаяся идеология. При господстве частной собственности в условиях раннего капитализма он воспринял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929–1933 гг. — кейнсианские идеи умеренных социальных реформ и государственного регулирования экономики. После второй мировой войны консерватизм эволюционировал в сторону либеральных ценностей. В 1970–80 гг. сложился современный тип консерватизма — неоконсерватизм (Д. Белл, М. Нован, С. Хантингтон, Р. Арон).

 

 

5.Современные идеологические концепции и доктрины: социалистическая и социал-демократическая идеологии.

Получила теоретическое обоснование и оформление в XIX веке. Ее основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

Социалистическая идеология по своей сути революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности.

Политические идеи социалистической(марксистско-ленинской) идеологии:

-капитализм создает предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму;

-построение социально справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатур пролетариата и коммунистической партии;

-социализм = обобществление + плановая экономика;

-от каждого — по способностям, каждому — по труду;

-всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком;

-социализм — переходный этап на пути к коммунизму — подлинно справедливому и свободному обществу.

Носители социалистической (марксистско-ленинской) идеологии — коммунистические партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. человек, в 80 несоциалистических странах было около 4 млн. коммунистов. Наиболее влиятельными компартиями являлись КПСС, КПК, компартии Италии, Франции, Испании, Португалии, Финляндии, Греции, Кипра, Чили.

Попытки реализовать марксистско-ленинскую версию социализма в СССР, странах Восточной Европы и Азии потерпели неудачу. Желание коммунистов искоренить социальную несправедливость, достичь вершин демократии насильственными средствами и методами обернулось прямо противоположным результатом.

Крах коммунистического эксперимента, которому положила начало Октябрьская революция 1917 года, значительно ослабил влияние коммунистических идей в современном мире. Однако и в наши дни коммунисты продолжают свою деятельность и по-прежнему ищут альтернативу капиталистической системе.

Социал-демократическая идеология — доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал — «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего, как принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий.

Политические идеи социал-демократической идеологии:

-социализм есть последовательный процесс реформирования капиталистического общества, реализации и обогащения демократических принципов «социального партнерства» — свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса выражена в тезисе Э. Бернштейна «конечная цель — ничто, движение — все»);

-социализм = смешанная экономика + рыночные отношения + более высокое качество жизни;

-государственное регулирование и перераспределение доходов в обществе с рыночной экономикой;

- многообразие форм собственности на средства производства — гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества;

-движение к социализму — это творческий поиск, практическое воплощение и обогащение новых форм политической, экономической (рабочего самоуправления), социальной демократии, укрепление духовно-нравственных основ общественного развития;

движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи «государства всеобщего благоденствия».

Социал-демократия возникла на почве западноевропейского рабочего движения. Созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом I Интернационал (1864 г.) ускорил процесс формирования массовых социалистических партий. Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время являются социал-демократические партии Германии, Швеции, Великобритании, Дании, Испании, Норвегии, других стран. Они образовали в 1923 году Социалистический интернационал. Сегодня он объединяет партии и общественные организации более 50 стран.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.