Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей второй половины ΧΙΧ — начала XX веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России — высылку большевиками в 1922 последних представителей «старорежимной» философской школы.
Предметами философского поиска русских мыслителей были:
Проблема человека;
Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
Проблемы морали и нравственности;
Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
Проблема власти;
Проблема государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего.
Проблема позноваемости мира
Познание - знание о мире; это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование. Специфика познавательного отношения - в результате этого отношения объекты действительности распредмечиваются, обретают статус знания, переводятся в идеально-знаковую форму. П- сущностная хар-ка бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может быть: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное. Суть познават. отношения к миру восходит к вопросу о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик действительности в знании (проблема истины). П и его изучение имеют длительную историю, истоки которой уходят в древнюю фил. В класс.фил. проблематика П в основном рассматривалась в рамках учения «о человеческом разуме». Локк, Декарт, Кант . в своих концепциях заложили современные представления о П. К XIX в. учение о П стало пониматься как особая фил. дисциплина – теория П или гносеология- изучает природу чел. П, отношение знания к реальности, условия его существования , критерии истинности; рассматривает процесс П с точки зрения отношения субъекта П (исследователя) к объекту П. Вопрос гносеологии - возможность П и его границы, вопрос – может ли человек проникнуть в природу, сущность явления.Кант сформулировал как вопрос «Что я могу знать?», имеет три варианта ответов, выраженных в позициях гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма. Позицию гносеолог. оптимизма представляли философы: Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс. Считали, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности. С позиции скептицизма познав. способности чел. разума подвергались сомнению, ориентация субъекта – это воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания. Скептические идеи способствовали появлению концепции агностицизма- мир объектов принципиально непознаваем, а человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Известные представители – И.Кант, Э.Мах, Д.Юм .С точки зрения И.Канта существует «вещь в себе», непознаваемая для нас. Человек может знать вещь лишь такой, какой она предстает в его познават. опыте, но он принципиально не способен знать ее такой, какова она есть «сама по себе». К концу XIX в. теории класс. Фил. были подвергнуты критике, которая затронула и гносеологическую проблематику. В ходе этой критики была раскрыта ограниченность субъект-объектной схемы анализа познания. В соврем. Фил. познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, а именно строение, структура, функционирование и развитие знания, механизмы его объективации в различных формах деятельности. Эпистемология рассматривает оппозицию «объект-знание», гносеология – «субъект-объект».