Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ



 

Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), включающий 11 субъектов Федерации (табл. 3.1), играет важную стратегическую роль приграничной части России на Европейском Севере и западе стра­ны. В его пределах находятся очень крупные промышленные и яркие культурные центры, важные морские порты, уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного насле­дия (в городах Санкт-Петербург и Новгород, а также на Соловецких островах и острове Кижи).

Таблица 3.1

СЗФО является одним из ведущих российских центров научно-технического прогресса и подготовки высококвалифицированных кад­ров, здесь находятся объекты культуры и истории России, имеющие мировую значимость. СЗФО занимает в нашей стране особое место по выпуску электротехнического оборудования, электроники, оптико-механической продукции, судостроению. В СЗФО производится зна­чительная часть республиканского объема фосфатного сырья, деловой древесины, около 33% целлюлозы, готового проката, велика его доля и в улове рыбы.

Округ расположен на Европейском Севере (республики Карелия и Коми, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Ненец­кий автономный округ), а также компактно в прибалтийской части России (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псков­ская области) и на положении эксклава — Калининградская область. Округ занимает площадь, равную почти 10% территории Российской Федерации, на которой в настоящее время проживает 13,6 млн чело­век, или 9,5% численности населения страны.

Экономико-географическое положение округа имеет ряд досто­инств. Выходы к морям — Балтийскому, Баренцеву и Белому — обес­печивают судоходные пути на запад — в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток — по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиат­ско-Тихоокеанского региона. Большое значение имеют общие грани­цы со странами Европейского Союза — Норвегией, Финляндией, Эс­тонией, Латвией, Литвой и Польшей, а также граница с экономически развитыми Центральным и Уральским федеральными округами, с ко­торыми растет и обоюдовыгодный рыночный товарообмен на кратчай­ших расстояниях для перевозок товаров и предоставления услуг. К не­достаткам экономико-географического положения следует отнести относительно суровые климатические условия северных регионов, сни­жающие комфортность проживания и значительно удорожающие тех­нико-экономические показатели всех отраслей хозяйства.

Достигнутый уровень социально-экономического развития Севе­ро-Западного федерального округа выражается в показателях его удельного веса в общероссийских показателях (табл. 3.2), среди кото­рых выделяются обрабатывающее производство —12,1% (доля Санкт-Петербурга — 4,2%), строительство — около 13% и инвестиции в ос­новной капитал — 13,2% (доля Санкт-Петербурга — 4,4%).

Таблица 3.2

Удельный вес Северо-Западного федерального округа

в общероссийских социально-экономических показателях

 

Показатель Удельный вес, %
Территория 9,9
Численность населения 9,5
Валовой региональный продукт 10,3
Основные фонды 10,0 '
Объем отгруженных товаров собственного производства: добыча полезных ископаемых обрабатывающие производства производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6,1 12,1 11,3
Продукция сельского хозяйства 5,9
Строительство 12,9
Инвестиции в основной капитал 13,2,
Экспорт 8,6
Импорт 20,2

Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 32-35.

Объем отгруженной продукции добывающих отраслей в округе пока не соответствует растущим возможностям использования при-родно-ресурсного потенциала и составляет 6,1%, в основном за счет Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где наиболее ак­тивно осваиваются минерально-сырьевые, в первую очередь топлив­ные ресурсы Тимано-Печорского комплекса. Следует выделить высо­кий удельный вес импорта продукции, более чем вдвое превышающий долю в экспорте.

СЗФО в настоящее время не отличается благоприятной экологи­ческой обстановкой, поскольку здесь формируется почти пятая часть всех загрязненных сточных вод Российской Федерации и около 11% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В северной части окру­га имеются проблемы радиационного загрязнения, вызванные утили­зацией выработавших ресурс ядерных судовых реакторов (на побе­режье Кольского полуострова) и последствиями ядерных испытаний прошлых лет (архипелаг Новая Земля).

Природно-ресурсный потенциал

Природно-ресурсный потенциал СЗФО, в целом очень значитель­ный, распределен по его территории неравномерно, за исключением почти повсеместной обеспеченности водными и лесными ресурсами, которые составляют почти половину всех ресурсов европейской тер­ритории страны. Относительно малая обеспеченность лесными ресур­сами наблюдается только в Мурманской и Калининградской областях и особенно в Ненецком автономном округе.

Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Евро­пейского Севера. Это крупнейшие (до 40%) разведанные запасы топ­ливно-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупные запасы руд черных и цветных металлов, а также неметалли­ческих полезных ископаемых — алмазов, апатитов, слюды, плавико­вого шпата, строительных материалов и др. Выделяют две зоны кон­центрации полезных ископаемых.

В Карело-Мурманской зоне сконцентрированы запасы железных, титано- и алюминийсодержащих, медно-никелевых руд, а также руд редких металлов, нерудных ископаемых и строительных материалов. К этой же зоне прилегает нефтегазоносный шельф западного сектора Арктики, где проведена предварительная разведка крупнейших запа­сов природного газа и газового конденсата на базе Штокмановского месторождения (около 4 трлн м3), расположенного в 200 км севернее г. Мурманска.

Балансовые запасы железной руды (Ковдорское и Оленегорское месторождения в Мурманской области и Костомукшское — в Рес­публике Карелия) составляют около 5% общероссийских, однако удельный вес добычи руды здесь приближается к '/5 добычи в стране.

Месторождения медно-никелевых руд на Кольском полуострове (Мурманская область, пос. Печенга) в значительной мере выработа­ны, и для обеспечения работы предприятий РАО «Норильский ни­кель», расположенных в Мурманской области (комбинаты «Печенга-никель» в поселке городского типа Никель и «Североникель» в г. Мончегорске), осуществляется завоз рудных концентратов с месторож­дений в районе г. Норильска Красноярского края.

Добыча горно-химического сырья — алюминийсодержащих апа­титов и нефелинов, представленных комплексными апатито-нефе-линовыми рудами Кольского полуострова, ведется в Кировске и Апа­титах Мурманской области. Запасы апатитов — ценнейшего сырья для производства фосфатных удобрений — здесь превышают 2/3 общерос­сийских, что обусловливает почти 100%-ную концентрацию их разра­ботки именно в данном регионе.

Нефелины и производимый из них концентрат пока имеют огра­ниченное значение (исключительно для Пикалевского глиноземного и Волховского алюминиевого заводов в Ленинградской области), так как не выдерживают конкуренции с более качественными и дешевы­ми отечественными и импортными бокситами.

В Двино-Печорской зоне на северо-востоке округа находится Ти-мано-Печорская нефтегазоносная провинция (на севере Республики Коми и в Ненецком автономном округе), продолжающаяся на шельфе Печорского моря (разведано гигантское Приразломное месторожде­ние нефти у юго-западного побережья Новой Зем^и). Здесь же — на северо-востоке Республики Коми — расположен Печорский угольный бассейн, где шахтным способом добывается около 5% энергетических и коксующихся углей. В различных частях этой же республики и в Архангельской области имеются месторождения бокситов, марган­цевых, титановых, хромовых руд, золота и алмазов.

Бокситовые руды добываются на Тимане (северо-запад Респуб­лики Коми) на базе Средне-Тиманского бокситового рудника, где пла­нируется сооружение Ухтинского глиноземного завода, а также пред­приятия по выплавке алюминия. Другой район добычи бокситов — Северо-Онежский рудник, расположенный на западе Архангельской области, поставляет сырье для нужд глиноземного производства в г. Пикалево (Ленинградская область). Отсюда глинозем поставляет­ся на местный Волховский алюминиевый завод.

На базе Парногского месторождения марганцевых руд в Респуб­лике Коми налажены их добыча и обогащение, пока в незначительном объеме. Тем не менее проблему добычи марганцевых руд следует вы­делить особо, поскольку в России почти отсутствуют другие разраба­тываемые месторождения марганца, а потребность в нем очень вели­ка, в частности на Череповецком металлургическом комбинате в Вологодской области.

Добыча титановых руд ведется шахтным способом на комплекс­ном Ярегском нефтетитановом месторождении в Республике Коми, где попутно с титановым сырьем осуществляется разработка запасов тя­желой нефти.

Начало промышленной добычи алмазов положено в Архангель­ской области, где начата промышленная разработка Ломоносовского месторождения, расположенного на побережье Белого моря, севернее г. Архангельска.

Прибалтийская часть округа (в пределах Ленинградской, Новго­родской и Псковской областей) относительно бедна полезными иско­паемыми, за Исключением широко распространенных залежей торфа и строительного камня. На западе Ленинградской области расположе­ны эксплуатируемые запасы горючих сланцев и фосфоритов. В Нов­городской области ведется добыча огнеупорной глины — в районе г. Бо-ровичи. К числу перспективных относятся запасы марганцевых руд (конкреций), разведанные на дне Финского залива.

Самая западная эксклавная Калининградская область также не­богата минеральными ресурсами, за исключением крупнейших в мире запасов янтаря. Из других полезных ископаемых можно выделить за­пасы бурого угля (не разрабатываются) и небольшие ресурсы нефти и газа на суше и шельфе Балтийского моря.

Население

Население СЗФО, составлявшее на 1 января 2006 г. 13,6 млн че­ловек, отличается высоким удельным весом городских жителей — свы­ше 82%. Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная в Мурманской области — 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского мегаполиса. Плотность населения па территории округа неравномерна в прибалтийских регионах, вклю­чая Калининградскую область, проживает 2/3 всех жителей, свыше половины из них — в Санкт-Петербурге. На другом полюсе — Ненец­кий автономный округ, где все население едва превышает 40 тыс. че­ловек, при плотности — 0,3 человек на 1 км2.

Естественный прирост населения в 2005 г. был кризисным (-8,4 че­ловек на 1000 жителей). Наиболее критических величин естественная убыль населения достигала в Псковской и Новгородской областях — гоответственно -15,7 и -13,2 человек на 1000 жителей, — что свиде­тельствовало о наличии в этих регионах социально-экономического кризиса, индикаторами которого являются недостаточные инвестиции (в первую очередь в обрабатывающие производства), безработица и недоразвитость социальной структуры.


Существенный вклад в значительную естественную убыль насе­ления округа вносит также старая возрастная структура населения. Людей в пенсионном возрасте в СЗФО уже в 1,5 раза больше, чем де­тей до 16 лет (по России в целом — на У4). Особенно старой возраст­ной структурой населения (доля пенсионеров около '/4 населения, тог­да как по России в целом — около 1/5) выделяются Псковская и Новгородская области, что связано с многолетним оттоком молоде­жи из этих регионов в предшествующие десятилетия. Более молодой возрастной структурой населения (доля пенсионеров менее 15%) вы­деляются северные территории (Ненецкий АО, Республика Коми, Мур­манская область), куда до начала 1990-х гг. шел интенсивный приток молодежи, однако уже в ближайшие годы возрастная структура насе­ления в этих регионах может резко поменяться. Старой возрастной структурой населения выделяется также г. Санкт-Петербург, где лю­дей в пенсионном возрасте также около четверти жителей. А посколь­ку доля детей здесь очень невелика (около 12% населения — почти как в Москве), уже в ближайшее время численность пенсионеров в городе будет превышать численность детей более чем вдвое. Подобную воз­растную структуру жителей имеют страны с самым старым населени­ем в мире — Германия, Швеция и др. Свою экономику они уже давно могут развивать только за счет массового притока мигрантов.

Депопуляция, т.е. сокращение населения, — серьезнейшая демо­графическая и социально-экономическая проблема федерального ок­руга, требующая как государственного стимулирования достижения положительных показателей естественного воспроизводства, так и ре­гулируемого притока мигрантов (то и другое осуществляется в рамках новой федеральной демографической политики на период до 2025 г.). И если естественный рост народонаселения в округе пока не восстанов­лен, то внешний приток мигрантов в 2005 г. уже положительный: +3,3 тыс. человек по балансу обмена с другими округами и +8,6 тыс. че­ловек по международному балансу со странами СНГ и дальним зару­бежьем. При этом стабильным миграционным притоком в СЗФО вы­деляются лишь г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. Эти регионы постоянно имеют положительное сальдо мигра­ционного баланса как с другими регионами округа, так и с большин­ством остальных субъектов Российской Федерации и новых независи­мых государств. Особенно интенсивен относительный миграционный приток в Калининградскую область, где он часто перекрывает есте­ственную убыль населения. Поэтому численность населения этого ре­гиона страны по сравнению с началом 1990-х гг. увеличилась, тогда как во всех остальных регионах СЗФО — сократилась.

Все остальные регионы СЗФО, как правило, имеют отрицатель­ное сальдо миграционного баланса. Особенно интенсивен отток жите­лей с северных территорий — из Республики Коми, Ненецкого АО, Мурманской и Архангельской областей. В этих регионах выездная миграция является главной причинной сокращения численности на­селения. Уезжает в основном молодежь и люди трудоспособного воз­раста с детьми, что ведет к дальнейшему старению возрастной струк­туры населения и усугублению демографических проблем.

СЗФО отличается многонациональным составом населения, в ко­тором преобладают русские (в их числе этнографическая группа по­моров Европейского Севера), а также народы финской группы — ка­релы и коми. В Ненецком автономном округе и Мурманской области проживают малочисленные финноязычные народы Крайнего Севера — ненцы и саами.

В прибалтийских регионах — на границе с Финляндией и Эсто­нией — проживает небольшое число финнов и родственных им эстон­цев и малых народов — вепсов и ингерманландцев. Многонациональ-ностью отличается Санкт-Петербург, где (как и в Москве) имеются диаспоры: украинская, татарская, народов Кавказа, эстонская и др. В Калининградской области преобладает русское население, в мень­шинстве — литовцы, белорусы и в небольшом числе — немцы, пере­ехавшие сюда из различных регионов РФ и еще ранее из СССР.

Большинство народов округа исповедуют православие, которое утвердилось в Новгородской и Псковской областях начиная с XI в., а на Европейском Севере — в последующие века. В Калининградскую область оно пришло вместе с переселенцами из других регионов Рос­сийской Федерации и союзных республик после 1945 г., когда регион вошел в состав нашего государства. Эстонцы и финны — большей ча­стью протестанты. Встречаются представители и других конфессий: католики, мусульмане, иудаисты и др.

В СЗФО, где общая численность населения сокращается, проис­ходит увеличение численности экономически активного населения, в том числе занятых в экономике. Стабильно сокращаются как уро­вень безработицы, так и численность безработных.

Ведущие отраслевые комплексы

Богатство природными ресурсами, суровый климат на большой части территории обусловили особенности исторического развития и освоения СЗФО. Здесь основными отраслями рыночной специали­зации в индустриальной сфере являются топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная), черная и цветная металлургия, много­профильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, хими­ческая, пищевая, рыбная промышленность, а в сельском хозяйстве — льноводство, молочно-мясное скотоводство, оленеводство, рыболов­ство.

Произведенный в округе валовой региональный продукт, состав­лявший к 2005 г. около '/,„ всего продукта Российской Федерации, рас­пределялся с перевесом в пользу отраслей товарного производства. Наиболее высокий вес имело промышленное производство — более Уз, при минимальном удельном весе сельского хозяйства — 2,5% (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Отраслевая структура валового регионального продукта Северо-Западного федерального округа в 2005 г.

 

Отрасль Удельный вес, %
Отрасли, производящие товары: 48,1
промышленность 36,2
сельское хозяйство .2,5
строительство 8,7
Отрасли, производящие услуги: 46,8
транспорт 9,2
связь 2,5
торговля и коммерческая деятельность 13,7

Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 355-357.

 

В территориальном разрезе промышленное производство преоб­ладает в Вологодской области (около 56% объема валовой продукции) и в Ненецком автономном округе (около 70%). Наибольший вес сель­скохозяйственного производства был характерен для Псковской об­ласти — около 12%.

Промышленный комплекс СЗФО в последние годы отличался более высокими темпами роста добывающих производств относитель­но обрабатывающих, в основном за счет освоения минерально-сырь­евой, в том числе топливной, базы Европейского Севера, тогда как для прибалтийских регионов более характерен рост обрабатывающей про­мышленности.

Ведущие позиции в промышленном развитии регионов Европей­ского Севера к настоящему времени сохраняли черная и цветная метал­лургия (около 34% объемов производства), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 17%) и топливная промышленность (15%). Местный металлургический комплекс осущест­вляет прокат и выплавку стали (около '/5 всего производства в России).

Черная металлургия представлена тремя горно-обогатительными железорудными предприятиями: Ковдорским и Оленегорским ГОК в Мурманской области и Костомукшским ГОК в Карелии, а также ме­таллургическим комбинатом полного цикла АО «Северсталь» в г. Че­реповце Вологодской области и передельным сталеплавильным и ме­тизным заводом в г. Вяртсиля в Карелии. В 2005 г. АО «Северсталь» произвело около 7 млн т стали. Примерно четверть продукции была отправлена на экспорт, в основном в США и страны Западной Евро­пы. Однако экспорт черных металлов сдерживается антидемпинговой политикой стран-импортеров, что препятствует росту объемов произ­водства.

Цветная металлургия представлена добычей бокситов и нефели­нов. Выплавка алюминия осуществляется на заводах в г. Кандалакша (Мурманская область) и пос. Надвоицы (Карелия). Медь, никель и ко­бальт выплавляют на комбинатах «Североникель» и «Печенганикель» в Мурманской области, получающих сырье как с местных месторож­дений, в значительной мере истощенных, так и с севера Красноярско­го края, откуда медно-никелевые руды и концентраты доставляются Северным морским путем.

Лесопромышленный комплекс развивается в северных регионах на базе многочисленных центров лесопиления, а также крупных центров глубокой химической переработки древесины — целлюлозно-бумаж­ных комбинатов в городах Архангельск, Новодвинск и Коряжма (Ар­хангельская область), Сокол (Вологодская область), Сыктывкар (Рес­публика Коми), Кондопога, Сегежа, Питкяранта (Республика Карелия). В настоящее время комплекс находится в стадии техничес­кого перевооружения, направленного на глубокую переработку сырья, что позволит сократить все еще сохраняющийся невыгодный для стра­ны вывоз круглого леса. В лесные производства приходят реальные отечественные и зарубежные прямые инвестиции (из скандинавских стран и США), которые должны обеспечить рост эффективности лес­ного комплекса уже в ближайшие годы.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает на Евро­пейском Севере добычу угля, нефти и природного газа, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнер­гии. Добыча угля в Печорском бассейне в настоящее время несколько сократилась относительно прошлых лет и составляет около 13 млн т, или менее 70% производственных возможностей находящихся здесь шахт. Добываемые угли на 2/3 коксующиеся. Они направляются на Че­реповецкий металлургический комбинат (70%), а также на предприя­тия Урала. Продолжается реструктуризация шахт, направленная на по­вышение экономической эффективности сохраняющихся производ­ственных мощностей. Одновременно решаются социальные проблемы.

Нефтегазовый комплекс обеспечивает добычу порядка 24 млн т нефти и 4 млрд м3 природного газа на месторождениях Республики Коми и Ненецкого АО. Происходит постепенный сдвиг нефтегазодо­бычи в сторону морского побережья, с перспективами ее выхода на шельф уже в ближайшие годы.

Ведущие позиции в промышленном развитии прибалтийских ре­гионов округа (за исключением Калининградской области) сохраняли машиностроительный комплекс, пищевая промышленность, а также электроэнергетика и производство лесопродукции.

Машиностроительный комплекс представляет собой энергетиче­ское и транспортное машиностроение, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения — почти все предприятия в составе ВПК. Большинство крупных машиностроительных предприятий сконцент­рировано в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Отечествен­ное судостроение представлено здесь Адмиралтейским, Канонерским и Выборгским заводами, а также входящими в судостроительные ак­тивы «Объединенной промышленной корпорации» Балтийским заво­дом, ЦКБ «Айсберг» и Северной верфью. В настоящее время на этих предприятиях выпускаются атомные ледоколы, современные танке­ры и сухогрузы, рыболовные, исследовательские, а также военные суда.

Местные предприятия энергетического машиностроения — АО «Электросила» и «Ижорские заводы» (Колпино) выпускают паровые и гидравлические турбины, дизели, крупные электромашины. Киров­ский завод производит мощные тракторы, ПО «Светлана» — продук­цию электроники.

Комплексы быстро развивающейся пищевой промышленности представлены предприятиями, производящими мясо-молочные изде­лия, рыбные консервы, пивоваренную (компания «Балтика»), хлебо­булочную и кондитерскую продукцию.

Электроэнергетическое производство представлено в прибалтий­ских регионах тепловыми, атомными и гидравлическими электростан­циями. Наибольшее значение имеют Ленинградская АЭС (намечается увеличение ее мощностей), а также новая Северо-Западная ТЭЦ, отг личающаяся применением современных ресурсо- и природосбере­гающих технологий. Работа действующих Волховской, Свирских и дру­гих ГЭС, а также строящейся гидроаккумулирующей станции в Ленинградской области должна обеспечивать пиковые нагрузки в ре­гионе.

Предприятия лесохимического комплекса — Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика в Ленинградской области — про­изводят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено товарное производ­ство деловой древесины, пиломатериалов, мебели. Значительная часть древесного сырья завозится из районов Европейского Севера.

Ведущие комплексы промышленного производства в Калининград­ской области — машиностроение (более У6 объема производства про­дукции), пищевая (рыбная) промышленность — около трети продук­ции, топливно-энергетический комплекс (10%) и лесообрабатывающие комплексы (7,5%). Машиностроение области специализируется на приборостроении, производстве электротехники (двигателей малой мощности), дорожном и подъемно-транспортном машиностроении, а также сборке легковых автомобилей ряда зарубежных фирм. Глав­ные центры машиностроения — Калининград и Гусев. В комплексе осу­ществляется частичная конверсия оборонных предприятий с перево­дом их мощностей на производство медицинской аппаратуры, яхт, оборудования для фермерских хозяйств.

Рыбная промышленность — одна из главных в области, развивает­ся она на базе рыболовства в Балтийском и Северном морях. Возмож­но возобновление экспедиционного вылова рыбы и морепродуктов в Атлантике. В Калининграде функционирует крупный рыболовецкий порт. Переработка рыбы ведется на рыбоконсервных комбинатах в го­родах Калининграде, Светлый и Мамоново. Рыбный комплекс нужда­ется в обновлении морально и физически устаревшего рыболовецкого флота, реконструкции рыбоперерабатывающих предприятий.

Целлюлозно-бумажная промышленность области — комбинаты в городах Советск, Неман и Калининград - работает на привозном (из других регионов округа) сырье и экспортирует часть продукции.

Развитие топливно-энергетического комплекса региона обусловлено узостью собственной энергетической базы. Современная (2005 г.) добыча нефти в области (1,25 млн т) и природного газа (свыше 100 млн м3) не удовлетворяет местных потребностей и может быть увеличена в пер­спективе на шельфе Балтийского моря. Для смягчения зависимости от внешних поставок электроэнергии (до 80%) в области построена новая современная ТЭЦ.

Сельское хозяйство СЗФО производит менее &% продукции аг­рарного комплекса страны, 2/3 которой приходятся на Ленинградскую, Вологодскую и Калининградскую области, где природно-климатиче­ские и экономические условия сельскохозяйственного производства благоприятны относительно северных регионов.

В северных регионах округа доминирует животноводство молоч­но-мясного направления. Оно развито в Вологодской и на юге Ар­хангельской области. На Крайнем Севере развито оленеводство (до 20% поголовья оленей в РФ).

В прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригород­ное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного рынка, прежде всего Санкт-Петербурга, картофелем, овощами и мясо-молочной продукцией.

В Калининградской области развиты молочно-мясное животно­водство, свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовое производство (многолетние травы и корнеплоды). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия и отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.

Рыболовство в округе развивается, главным образом, в Мурман­ской области (около 580 тыс. т уловов в Баренцевом и Белом морях), а также Калининградской области (около 290 тыс. т уловов в Балтий­ском и Северном морях). В обоих регионах существуют серьезные про­блемы, связанные с технической изношенностью рыболовных флотов, а также с организацией рыбного промысла, когда большая часть вы­ловленной рыбы уходит за рубеж в ущерб внутреннему рынку.

Транспорт и отрасли непроизводственной сферы

Транспортный комплекс СЗФО различается по плотности инфра­структуры в северных, прибалтийских регионах и Калининградской области. Наиболее высокая плотность железных и автомобильных до­рог в Калининградской области — около 40 км и 300 км на 1000 км2 территории. Недостатком местных дорог общего пользования являет­ся их оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.

Калининградский морской порт увеличивает грузооборот (к на­стоящему времени более 5 млн т) в условиях перераспределения рос­сийских грузоперевозок из стран Балтии в отечественные порты и на­лаживания морского паромного сообщения с Санкт-Петербургом.

Плотность автомобильных и железных дорог основных прибал­тийских регионов Северо-Запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и со­ставляет соответственно 150 и 26 км на 1000 км2 территории.

Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (пос­ле Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще боль­ше после завершения строительства скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург—Хельсинки.

Развитие сети автомобильных дорог намечается за счет строитель­ства новых современных автомагистралей как вокруг Санкт-Петербур­га, так и в сторону Финляндии, а также Польши — через российские регионы и Белоруссию (так называемого Балтийского пути).

Роль Санкт-Петербургского морского порта возросла после рас­пада СССР и сужения российского выхода к Балтике. Однако его мощ­ности не рассчитаны на все виды грузов и не могут быть существенно расширены. Поэтому в последние годы было осуществлено строитель­ство экспортного нефтяного терминала в г. Приморске, мощности ко­торого постепенно достигли нынешних 75 млн т сырой нефти в год и могут быть увеличены.

На южном побережье Финского залива в это же время был пост­роен нефтепродуктовый терминал в бухте Батарейной, куда выведен трубопровод, транспортирующий продукцию нефтеперерабатыва­ющих заводов Приволжского федерального округа. Еще один новый порт — универсальный, включающий экспортный угольный терминал, был введен в эксплуатацию в Усть-Луге.

Не теряет своего значения речной транспорт, выгодно использу­ющий возможности трансевропейских речных и морских перевозок по маршрутам как внутрироссийских водных путей, открывающихся че­рез Беломоро-Балтийское и Волго-Балтийское воднотранспортные со­единения, так и через систему зарубежных водных соединений. Все эти водные пути, связывающие Черное, Балтийское и Каспийское моря, фор­мируют основу международного транспортного коридора Север—Юг.

Транспортный комплекс Европейского Севера можно считать раз­витым относительно других северных территорий страны. Однако по плотности автомобильных и железных дорог он в 5 раз уступает при­балтийским регионам округа. Важнейшие железнодорожные и ав­томобильные магистрали этой части округа имеют в основном межре­гиональное направление и связывают Мурманск и Петрозаводск с Санкт-Петербургом и Москвой, Архангельск с Вологдой и далее с Москвой. Широтные связи были сформированы Печорской желез­ной дорогой, выходящей на территорию Ямало-Ненецкого АО в преде­лах Полярного Урала и низовий Оби. Другое широтное железнодорож­ное соединение уже несколько десятилетий связывает Архангельскую область с Республикой Карелия, откуда из района г. Костомукша была проложена ветка в соседнюю Финляндию. Прямая железнодорожная связь Архангельской области с Республикой Коми и регионами Сред­него Урала будет установлена после завершения строительства маги­страли «Белкомур», конечными пунктами которой должны стать Ар­хангельск и Пермь.

Решение транспортных задач регионов, занимающих на севере приморское положение, в первую очередь, Мурманской и Архангель­ской области, связано с развитием и реконструкцией портового хозяй­ства в Мурманске и Архангельске и восстановлением интенсивного судоходства по Северному морскому пути. Это судоходство особенно важно как для обеспечения растущего Северного завоза грузов в райо­ны Крайнего Севера с обратным вывозом продукции добывающих от­раслей, так и для перспективных международных перевозок между странами Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целом транспортная система СЗФО обеспечивает наиболее тес­ные, в том числе приграничные, связи с соседними округами — Цент­ральным, Приволжским и Уральским, — а также с соседними страна­ми Балтии, Польшей, Финляндией и Норвегией. При этом северные регионы округа с преобладающим развитием добывающих отраслей промышленности доминируют в вывозе сырьевых грузов — леса, угля, металлических руд и др., а для прибалтийских регионов и Калинин­градской области характерны зависимость от завоза сырья.

Уровень развития непроизводственной сферы в СЗФО — выше среднего по России. Но достигается такая ситуация преимущественно за счет высокого уровня развития непроизводственных отраслей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Санкт-Петербург — вто­рой по значению в стране (после Москвы) центр науки, высшего обра­зования, культуры, искусства, туризма, финансовой деятельности и т.д. Город недаром носит звание «второй столицы» России. В ближайшее время Санкт-Петербургу будут переданы и некоторые «столичные» функции: с мая 2008 г. в город переведен Конституционный Суд Рос­сийской Федерации, позже — некоторые другие федеральные органы. Ленинградская область, имеющая многочисленные культурно-истори­ческие достопримечательности, а также ресурсы для развития курорт­ного хозяйства, выделяется развитием рекреации.

Калининградская область также имеет довольно высокий уровень развития рекреационного хозяйства (комплекс санаторно-курортных учреждений на Балтийском взморье), но их развитие осложняется эк-склавным положением региона относительно остальной территории России. Особенно осложнилось посещение российскими туристами калининградских курортов после вступления Литвы и других прибал­тийских республик бывшего СССР в Европейский Союз, а затем и в Шенгенскую визовую зону.

В остальных регионах СЗФО непроизводственная сфера имеет уровень развития ниже среднероссийского. Это связано как с геогра­фическим положением (территории с суровыми природными услови­ями), так и с историческими особенностями развития (районы нового освоения с приоритетным вниманием к развитию промышленности). Особенно плохими показателями выделяются Республика Коми и Мурманская область, где неразвитость непроизводственной сферы является одной из важных причин массового миграционного оттока населения.

 

Внешнеэкономические связи

По объемам внешнеторгового оборота (около 40 млрд дол. США в 2005 г.) СЗФО находится в России на третьем месте после Централь­ного и Уральского федеральных округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга (примерно по 20 млрд дол. США), тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2,5 раза. Можно сказать, что СЗФО специализируется на импорте продукции зарубежных государств в Россию. Такая ситуация связана прежде все­го с географическим положением округа относительно западноевро­пейских зарубежных государств (главных внешнеторговых партнеров современной России) и внутренних районов страны. В последние 10— 15 лет на территории округа построены многочисленные предприятия (торговые, автосборочные, пищевые и др.), которые на основе исполь­зования импортных сырья и комплектующих обрабатывают и произ-, водят продукцию, сбываемую затем на всей территории России. По­этому на территории СЗФО так велик импорт, по объемам которого особенно выделяются Санкт-Петербург (импорт вдвое превосходит экспорт), а также Ленинградская и Калининградская области (импорт превосходит экспорт примерно в 5 раз).

Остальные регионы СЗФО (Мурманская область, Республика Коми и др.) имеют структуру внешней торговли, типичную для Рос­сии в целом. На внешний рынок они поставляют преимущественно сырье или продукты его первичной переработки (нефть, лес, метал­лы), а готовую потребительскую продукцию из зарубежных стран по­лучают в основном не напрямую, а через посреднические фирмы в Москве и Санкт-Петербурге. При этом объем внешнеторгового обо­рота зависит от размещения крупных предприятий-экспортеров (ме­таллургических комбинатов и т.п.).

Главными внешнеторговыми партнерами регионов СЗФО явля­ются государства Зарубежной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Швеция и др.), но значительны также связи с США, Япони­ей, Китаем, Кореей. Из государств СНГ самые тесные связи регионы округа'имеют с Белоруссией и Украиной.

Внутренние территориальные различия

В Северо-Западном федеральном округе довольно четко можно выделить три части (подрайона), различающиеся как по современной социально-экономической ситуации, так и по перспективам развития в ближайшие годы.

Первый подрайон — это центральная часть округа, включающая Санкт-Петербург и Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую обла­сти, а также южную часть Республики Карелия и западную часть Во­логодской области. Фактически это территория, находящаяся под не­посредственным влиянием Санкт-Петербурга — многомиллионного города, «второй столицы» России. Соответственно в промышленно­сти здесь главенствуют обрабатывающие отрасли — машиностроение, химическая промышленность, производство стали и проката. Относи­тельно благоприятны условия для развития некоторых подотраслей сельского хозяйства (молочно-мясное скотоводство, овощеводство, вы­ращивание картофеля и льна). На местном и импортном сырье могут развиваться перерабатывающие звенья агропромышленного комплек­са — пищевая и легкая промышленность. Транспортная инфраструк­тура является одной из наиболее развитых в России. Хорошо развиты также многие отрасли непроизводственной сферы, в том числе наука, высшее образование, культура и искусство. Наличие многочисленных культурно-исторических достопримечательностей, в том числе входя­щих в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, способ­ствует развитию туризма.

В перспективе здесь продолжится развитие тех отраслей, которым способствуют выгодное экономико-географическое положение, накоп­ленный научно-технический и культурный потенциал, наличие ква­лифицированных трудовых ресурсов. В первую очередь это наукоем­кие отрасли промышленности, непроизводственной сферы, туризм. Усилится также значение подрайона как связующего звена между внут­ренними частями России и западноевропейскими государствами. Это­му должно способствовать сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры — нефте- и газопроводов, скоростных железнодорож­ных и автомобильных магистралей, морских портов.

Второй подрайон — северо-восточная часть округа, включающая Мурманскую и Архангельскую области (в том числе Ненецкий АО), Республику Коми, а также северную часть Республики Карелия (се­вернее Онежского озера) и восточную часть Вологодской области (во­сточнее железнодорожной магистрали Москва—Архангельск). Это тер­ритория с суровыми природными условиями, что обусловливает неразвитость сельского хозяйства, слабые заселенность и транспорт­ную освоенность. В то же время здесь значительны запасы многих видов природных ресурсов, и расположены они сравнительно близко от главных экономических центров России и экспортных портов. По­этому в ближайшей перспективе ведущими на территории подрайона будут отрасли экономики, связанные с добычей и первичной перера­боткой имеющихся природных ресурсов, — нефтегазовая промышлен­ность, цветная металлургия, лесозаготовки и деревообработка, добы­ча железной руды и химического сырья, рыбная промышленность. Имеются также условия для развития туризма (горнолыжные курор­ты в Хибинах в Мурманской области, Соловецкий монастырь в Ар­хангельской области, «родина Деда Мороза» в. городе Великий Устюг Вологодской области и др.) и некоторых современных высокотехно­логичных производств (глубокая переработка древесины, строитель­ство атомных подводных лодок и морских нефтедобывающих плат­форм). Однако развитие экономики будет возможным только при условии закрепления на территории подрайона молодых и высокооб­разованных людей, для чего необходимо развивать сферу обслужива­ния населения и транспортную инфраструктуру.

Третья часть СЗФО — это расположенная на юго-западе Калинин­градская область, отделенная от остальной России территориями за­рубежных государств. Своеобразие социально-экономической ситуа­ции создают географическая оторванность, небольшие масштабы природных и социально-экономических ресурсов, а также особенно­сти исторического развития.

Главной в Калининградской области можно считать рыбную про­мышленность, поскольку она производит более '/3 всей промышлен­ной продукции региона. Рыболовство ведется преимущественно в Бал­тийском море, но может осуществляться и в удаленных акваториях Атлантического океана, для чего имеются производственные мощно­сти и соответствующая инфраструктура. Топливная промышленность обеспечивает около '/5 производства в области. Ежегодно добывается около 1,2 млн т нефти, 100 млн м3 газа, а также 30 тыс. т торфа. Место­рождения нефти и газа на суше уже истощены, и поэтому в перспекти­ве намечается переход на шельфовую добычу. Разведанные запасы по­зволят полностью удовлетворить собственные потребности в топливе, а также экспортировать часть добываемой нефти. Машиностроение области производит около 15% промышленной продукции. Промыш­ленность — это в основном судостроение, производство грузовых ва­гонов, точное машиностроение. Организованы совместные предприя­тия с корейскими и немецкими фирмами по сборке автомобилей из зарубежных комплектующих.

Морской транспорт области также имеет межрайонное значение, но существующие мощности Калининградского морского порта (4,5 млн т грузов в год) явно не отвечают потребностям России. В свя­зи с этим порт будет реконструироваться и расширяться, включая на­лаживание постоянного железнодорожного паромного сообщения с Санкт-Петербургом. Главные достоинства порта заключаются в том, что это единственный незамерзающий порт России на Балтийском море и расположен он на небольшом удалении от большинства портов Балтийского и Северного морей. Курортные учреждения сосредото­чены в основном на балтийском взморье в районе городов Зелено-градска, Светлогорска, Пионерского. Хорошие естественные пляжи с сосновыми лесами и умеренным климатом не уступают по своим воз­можностям отдыха и лечения курортам соседних Литвы (Паланга) и Латвии (Юрмала). Возможно рекреационное использование россий­ской части Куршской косы, но в ограниченных масштабах, поскольку она признана ЮНЕСКО памятником природного наследия человече­ства. Особое место в экономике региона занимает добыча янтаря на крупнейшем в мире месторождении этого минерала, расположенном на балтийском побережье. В Калининграде действуют предприятия но обработке янтаря, производству различных изделий их него, создан музей янтаря.

Экологическая ситуация

В Северо-Западном федеральном округе экологическая ситуация очень сложна. К выбросам в атмосферу загрязняющих веществ от ста­ционарных источников, в первую очередь крупных предприятий элект­роэнергетики, машиностроения, металлообработки, целлюлозно-бумажной и химической промышленности Санкт-Петербурга, Ленин­градской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей, а также от передвижных источников (на долю автотранспорта прихо­дится в среднем 60—80% суммарных выбросов), добавляются транс­граничные поступления различных химических веществ, прежде все­го на территорию Новгородской и Калининградской областей. Так, «импорт» соединений серы более чем в 40 раз, а оксида азота — в 160 раз превосходит выбросы от собственных источников загрязнений Нов­городской области. Более половины всего объема трансграничных по­ступлений серы приходится на соседние регионы России, Польшу и Германию, четверть — на Белоруссию, Эстонию и Украину. По окси­дам азота наибольшее влияние с точки зрения загрязнения террито­рии области также оказывают сопредельные регионы России, Польши и Германии (45% поступлений), возрастает вклад Финляндии, Шве­ции и Великобритании.

Урон экологии региона наносят сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, большинство из которых принадлежит бас­сейну Балтийского моря. На протяжении ряда лет актуальной пробле­мой остается состояние сооружений очистки сточных вод, большин­ство из которых работает по устаревшим технологиям, с перегрузками и в силу этого неэффективны (уровень нормативно очищенных сточ­ных вод не достигает даже 1%).

Показательно в этом отношении положение в Санкт-Петербурге. По объему сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты город занимает второе место среди субъектов Российской Федерации. Свыше 400 городских промышленных стоков от более 500 предприятий города, многие из которых не имеют очистных сооруже­ний, загрязняют р. Неву и другие водоемы. В результате в восточной части Финского залива скопилось большое количество нефтепродук­тов, ртути, свинца, калия, бензапирена, радиоактивных изотопов. По­этому наиболее значимыми для города природоохранными проблема­ми являются:

■ завершение строительства очистных сооружений городской си­стемы канализации, особенно главного коллектора в северной части города, а также очистных сооружений в юго-западной части города с це-лью предотвращения попадания загрязненных промышленных и го­родских стоков в акваторию р. Невы и Невской губы;

■ завершение строительства комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений. Его сооружение ведется с 1979 г. и рассчитано на защиту от наводнений территории города при подъ­еме уровня воды в Финском заливе до 5 м. Однако при существующем уровне технической готовности комплекс не способен предотвратить наводнение при подъеме уровня воды свыше 3 м;

■ предупреждение, локализация и ликвидация аварийных разли­вов нефтепродуктов, прежде всего на Ладожском озере, р. Неве и ее притоках, особенно в черте Санкт-Петербурга, поскольку эти водные пути интенсивно используются для перевозки и перевалки нефтепро­дуктов устаревшими судами, не отвечающими требованиям экологи­ческой безопасности.

Во всех областях региона также остро стоит проблема сбора, ути­лизации и захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, поскольку состояние действующих полигонов и свалок не отвечает требованиям экологической безопасности. Все это создает потенци­альную опасность загрязнения токсичными веществами почв, поверх­ностных и подземных вод. Так, в Калининградской области до сих пор нет полигона для обезвреживания и захоронения промышленных от­ходов, их размещают на свалках для бытовых отходов, созданных еще в 1960-е гг. А в Ленинградской области токсичные отходы, не утили­зированные предприятиями Санкт-Петербурга и области, накаплива­ются на полигоне «Красный бор», расположенном в непосредствен­ной близости от главного водозабора города, а это в случае паводков или длительных ливней может привести к катастрофическим послед­ствиям. Наряду с этим в последние годы остро встал вопрос ликвида­ции радиоактивного загрязнения свалок и полигонов, являющегося результатом деятельности ряда предприятий региона.

Природа Европейского Севера (северо-восточной части СЗФО), как и российского севера в целом, отличается повышенной уязвимо­стью по отношению к антропогенному воздействию, а восстановитель­ные процессы в нарушенных биосистемах в условиях экстремально холодного климата протекают крайне медленно, что вызывает забола­чивание, термоэрозию, карст, просадки и другие негативные процессы.

В последние годы в связи с сокращением промышленного произ­водства на Европейском Севере наблюдается некоторое уменьшение валовых выбросов от стационарных источников загрязняющих веществ в атмосферу. По данным Госкомстата России, выбросы этих веществ в начале XXI в. снизились по сравнению с 1995 г. более чем на 15%. Почти 70% загрязняющих веществ от стационарных источников улав­ливаются очистными сооружениями. Несмотря на это, их поступле­ние в окружающую среду продолжает оставаться значительным — поч­ти 2,5 млн т в год.

Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят крупнейшие предприятия угольной, металлургической, целлюлозно-бумажной, нефтедобывающей и газовой промышленности, теплоэнергетики и стройиндустрии, расположенные во всех областях региона.

Так, интенсивное загрязнение природной среды в Архангельской области определяется деятельностью целлюлозно-бумажных комби­натов — акционерных обшеств «Котласский ЦБК», «Архангельский ЦБК», «Соломбальский ЦБК». В результате Архангельск уже на про­тяжении нескольких лет включается в перечень российских городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Благодаря деятельности Череповецкого металлургического комбината г. Череповец Вологод­ской области на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации по валовому выбросу загрязняющих ве­ществ в атмосферу — свыше 400 тыс. т в год. Сильно загрязнены, в том числе тяжелыми металлами, не только воздушный бассейн, но и Ры­бинское водохранилище, а также почвы.

Экологической проблемой для Республики Коми является сжи­гание попутного газа при нефтедобыче, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха сероводородом. На предприятиях, расположен­ных на территории Ненецкого автономного округа, отсутствуют газо­очистительные установки, поэтому выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферу без какой-либо очистки. Одной из основных задач в регионе в области охраны атмосферного воздуха является вы­полнение Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шие расстояния. Так, в соответствии с обязательствами Российской Федерации по Конвенции выбросы диоксида серы от АО «Карельские окатыши» должны быть снижены на 50%. Как и в прежние годы, остро стоит вопрос деятельности на Кольском полуострове (Мурманская область) предприятий цветной металлургии: комбинатов «Северони-кель» и «Печенганикель», расположенных в непосредственной близо­сти от российско-финской и российско-норвежской границ. Выбросы этих комбинатов поступают также и на территории сопредельных го­сударств. Эти серьезные экологические нарушения уже привели к ухуд­шению здоровья населения.

Существенно ухудшают экологическую обстановку на Кольском полуострове деятельность предприятий химической отрасли ПО «Апа­тит», ведущих добычу и обогащение апатитонефелиновых руд, а так­же предприятий цветной металлургии ОАО «Кольская горно-метал­лургическая компания». В результате в Мурманской области погибли и усыхают тысячи гектаров леса. Наблюдается прогрессирующее за­грязнение воздушной среды, водоемов и верхних слоев почвы соеди­нениями серы, меди, кобальта и никеля.

Крупнейшими источниками загрязнений водных ресурсов в ре­гионе также являются промышленные объекты. В Архангельской об­ласти и республиках Коми и Карелия это прежде всего целлюлозно-бумажные комбинаты. Так, АО «Сыктывкарский ЛПК» обеспечивает до 70% суммарного объема сброса загрязненных сточных вод по Рес­публике Коми. Ущерб водным объектам наносят частые аварии на неф­тепроводах, а также деятельность нефте- и газоперерабатывающих предприятий, загрязняющих нефтепродуктами подземные воды.

В Ненецком автономном округе водные ресурсы сосредоточены в реках и озерах тундры. Основную часть составляют воды р. Печоры, в дельте которой проживает до 70% населения округа. Загрязнение по­верхностных вод происходит в результате интенсивной хозяйственной деятельности и промышленного освоения нефтяных месторождений в ее бассейне, а также из-за отсутствия канализации и очистных со­оружений в населенных пунктах, наличия животноводческих ферм в затопляемых зонах.

В последние годы наблюдается рост активности карстовых про­цессов на территории Архангельской области. Это проявляется уве­личением амплитуды колебаний уровня воды карстовых озер вплоть до полного осушения отдельных озер. Общая площадь карста превы­шает 30 тыс. км2. Карстовые процессы оказывают негативное воздей­ствие на эксплуатацию автомобильных дорог, прокладку и функцио­нирование трасс ЛЭП, лесозаготовки.

Серьезную опасность для Северного региона представляет воз­можность радиоактивного загрязнения природной среды. В Мурманс­кой области базируются атомные корабли Северного флота и атомные ледоколы, а основу энергетики составляют четыре реактора Кольской АЭС. Большая проблема связана с захоронением отработанного ядер­ного топлива, часть которого уже покоится на дне арктических морей. Радиоактивную опасность представляет и ядерный полигон на Новой Земле. Хотя ядерные испытания здесь не проводятся уже много лет, накопленные радионуклиды еще долгие годы будут нести угрозу для населения арктических районов.

Аналогичные проблемы характерны и для Архангельской обла­сти. Они связаны с необходимостью утилизации атомных подводных лодок на территории г. Северодвинска, экологической реабилитации территории от последствий ракетно-космической деятельности на кос­модроме «Плесецк» и морских испытаний на полигоне «Ненокса».

Решение ключевых экологических проблем Европейского Севера сопряжено со значительными финансовыми затратами на строитель­ство очистных сооружений, развитием безотходных и малоотходных технологий, сооружением надежных хранилищ для ядерных отходов. В условиях Севера целесообразно возможно максимально сокращать зону отчуждения земель для промышленного, транспортного и другого хозяйственного использования и тем самым сохранять хрупкие припо­лярные ландшафты, оленьи пастбища, охотничьи и рыболовные угодья коренного населения. Наиболее ценные природные памятники долж­ны постепенно приобретать статус заповедников и национальных пар­ков, подобных национальному парку «Русский Север» в Вологодской области, Печоро-Илычскому заповеднику в Республике Коми и др.

Основные направления отраслевого и территориального

развития

Развитие рыночных отношений в СЗФО сопровождается целе­направленными структурными сдвигами в экономике.

В северных регионах округа стратегия развития связывается с на­ращиванием межрегиональных и внешних поставок сырьевых ресур­сов и будет дополняться повышением комплексности и глубины пере­работки полезных ископаемых. Здесь должно существенно вырасти значение морского транспортного комплекса — базового для кругло­годичной навигации в западном секторе Арктики, а также для осуще­ствления морских перевозок по трассе Северного морского пути, вклю­чая транзитные — между странами ЕС и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

В настоящее время на территории Европейского Севера происхо­дят серьезные структурные изменения. Крупнейшие инвестиционные проекты обеспечивают продвижение объектов нефтегазового комплек­са на север — в сторону основных запасов углеводородов, расположен­ных на побережье Печорского моря, а также на шельфе Печорского и Баренцева морей.

Разработка гигантского даже по мировым меркам Штокманов-ского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, разведан­ные запасы которого приближаются к 4 трлн м3, будет осуществляться уже в ближайшие годы российской компанией «Газпром» (51% акций) при равном участии французской компании «Тоталь» и норвежской «Статойлгидро». Природный газ с этого месторождения может быть направлен в сторону Западной Европы как через газопроводную сеть Норвегии, так и через подключение к газопроводу «Северный поток», прокладываемому по дну Балтийского моря. Газ этого месторождения может также подвергаться сжижению, что откроет для него емкий се­вероамериканский газовый рынок.

На очереди стоит разработка крупнейшего на шельфе Приразлом-ного нефтяного месторождения, для обслуживания которого потре­буется дальнейшее развитие ледокольного флота и сооружение уни­кальных буровых платформ, обеспечивающих защиту от морских льдов. Вероятный изготовитель — предприятие морского судострое­ния в г. Северодвинске.

На северо-востоке округа продолжает формироваться Тимано-Печорский нефтегазовый комплекс на сопредельных территориях Рес­публики Коми и Ненецкого автономного округа, где увеличивается добыча нефти и газа и стабилизируется добыча углей Печорского бассейна. Новый импульс развития данный комплекс получит в связи с готовящейся реализацией проекта федерального значения «Урал про­мышленный — Урал полярный», поскольку он позволит транспорти­ровать топливо (углеводородное и коксующиеся угли) с Европейско­го Севера для нужд базовых промышленных комплексов на Урале — металлургического и топливно-энергетического — по кратчайшему расстоянию, осуществляя также обратный завоз труб, оборудования и различной техники.

Другой строящийся транспортный коридор — железнодорожная магистраль «Белкомур» — претендует на включение в состав между­народных транспортных коридоров, так как она устанавливает прямую связь с побережьем Белого моря не только для Урала, но и для стран Центральной Азии. Сегодня этому проекту отводится одна из ключе­вых позиций в комплексной программе промышленного развития Ар­хангельской области, Республики Коми и Пермского края. Ввод маги­страли в эксплуатацию обеспечит сокращение пробега грузов — до 420 км и снижение стоимости межрегиональных перевозок на 65%.

Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, намеченная на съезде работников отрасли в октябре 2007 г., предусматривает строительство новых грузообразующих железнодо­рожных линий — ответвлений Печорской магистрали: Сосногорск — порт Индига (свыше 600 км) и Воркута — порт Усть-Кара (свыше 200 км), функцией которых в перспективе будет являться вывод гру­зовых потоков на морское побережье. Через указанные порты может быть налажен дополнительный эффективный вывоз (в том числе экс­порт) лесных грузов, руд и концентратов черных и цветных металлов, металлических изделий и другой продукции, производимой на пред­приятиях сопредельных федеральных округов — Приволжского и Уральского. В обратную сторону на их территории будут завозиться необходимое оборудование и разнообразные социально значимые то­вары, в том числе импортируемые из других стран.

В плане международной экономической интеграции следует вы­делить формирование на севере Европы транснационального Барен­цева региона, объединяющего в едином экономическом пространстве регионы Европейского Севера России с северными территориями Финляндии и Норвегии. Главные задачи, решаемые международным советом по вопросам Баренцева региона, заключаются в рациональ­ном использовании ресурсов — лесопользовании, координируемом рыболовстве и рыбоводстве, а также поддержании принципов устой­чивого эколого-экономического развития северных регионов.

Важнейшая геополитическая задача, затрагивающая интересы России и других стран, расположенных в бассейне Северного Ледови­того океана, связана с незавершенным разделом участков океаниче­ского дна, находящихся за пределами шельфовой зоны, но геологиче­ски связанных с материком. Российская Федерация, которая может претендовать на такие участки согласно действующей международной Морской конвенции, в настоящее время осуществляет комплексные научные исследования океанического ложа с целью закрепить в нацио­пальное владение перспективные по полезным ископаемым площади, находящиеся под морскими арктическими акваториями.

Западная Баренцевоморская и частично Карская части бассейна Северного Ледовитого океана вместе с акваториями, приближенными к Северному полюсу за периферией Земли Франца-Иосифа, сейчас и в будущем особенно важны для России в силу своей уже установ­ленной и потенциальной нефтегазоносности морского дна, а также в ка­честве пространства для интенсивного развития трансокеанических коммуникаций по Северному морскому пути при сохранении нацио­нального контроля за ним.

Здесь на обширных морских акваториях, прилегающих к прибреж­ным регионам Северо-Западного федерального округа, сложились наи­более благоприятные в Арктике условия для судоходства и подводной добычи полезных ископаемых: наличие незамерзающих портов (Мур­манского и др.) и меньшее распространение льдов даже в зимнее вре­мя, что привлекательно для инвестиций, Национальный контроль за этой частью Арктики также важен для отечественного мониторинга как глобальных, так и региональных климатических и экологических изменений, которые коррелируются заходящим далеко на север тече­нием Гольфстрим и в возрастающей степени антропогенной хозяй­ственной деятельностью.

В прибалтийских регионах округа стратегия развития связана it первую очередь с улучшением транспортных коммуникаций с дру­гими регионами России и зарубежными странами, что должно позво­лить осуществлять более эффективный товарообмен, в частности мас­штабный экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, а в ближайшей перспективе также и природного газа через территорию Ленинград­ской области. Проект по прямому выводу потоков нефти к термина­лам на побережье Финского залива позволяет экспортировать для европейских потребителей свыше 60 млн т сырой нефти в год, а в пер­спективе и 75 млн т. Особая важность Балтийской нефтепроводной системы заключается в снятии зависимости российских экспортеров от стран Балтии, ранее осуществлявших обслуживание экспорта оте­чественной нефти через свои порты.

Недостаток же транспортировки нефти через Финский залив со­стоит в низкой пропускной способности его фарватера и в потенци­альной угрозе экологии как самого залива, так и мелководного прак­тически замкнутого Балтийского моря. Поэтому следует обратить внимание на долгосрочные стратегические планы российских нефтя­ных компаний, связанные с планированием магистрального нефтепро­вода от западносибирского Сургута до глубоководного Кольского по­бережья в районе г. Мурманска. Такой нефтепровод позволил бы от­крыть новое направление экспорта нефти в страны Европы и США, по предварительным расчетам, в объеме до 80 млн т в год, с использова­нием крупнотоннажных танкеров, заход которых на Балтику техни­чески невозможен.

Международный газотранспортный проект по сооружению газо­провода «Северный поток» стартовал с территории Ленинградской области, чтобы начиная с 2010 г. подавать по дну' Балтийского моря в Германию и другие страны Западной Европы первоначально до 30 млрд м3 природного газа в год, с возможностью удвоения поставок к 2012 г.

Начало реализации подводной части проекта задерживается из-за его коррекции, вызванной отказом Эстонии от прохождения трубы через ее территориальные воды, а также в связи с продолжающимся изучением его влияния на подводные захоронения трофейного немец­кого химического оружия, покоящегося на дне моря в районе датского острова Борнхольм. Несмотря на трудности реализации, этот проект сулит большие экономические выгоды как всем странам-участникам, включая Россию, так и Северо-Западному федеральному округу. Эко­номия возникает в связи с исключением дополнительных издержек, которые стали бы неизбежными в случае сухопутной прокладки ново-' го газопровода через территории транзитных стран.

Реструктуризация промышленности прибалтийских регионов ок­руга путем сдерживания материалоемких и энергоемких производств в пользу наукоемких и производства товаров народного потребления, а также продолжение частичной конверсии оборонного комплекса представляют собой приоритетные направления региональной стра­тегии развития.

В отечественном судостроении в настоящее время укрепляется лидирующее положение Северной верфи, не ограничивающееся воен­ным направлением. На предприятии решается важнейшая проблема создания нового специализированного флота для освоения богатого углеводородами континентального шельфа Российской Федерации. При этом Северная верфь должна пройти коренную модернизацию, намеченную в соответствии с правительственным решением о созда­нии специализированного государственного холдинга — Объединен­ной судостроительной корпорации.

К 2011 г. планируется начать на Северной верфи строительство первого судна для перевозки сжиженного природного газа. Всего до 2020 г. предприятие намерено построить 20 крупнотоннажных танке­ров-газовозов. Нахождение Северной верфи, Балтийского завода и ЦКБ «Айсберг» под единым управлением, по мнению специалистов, создаст уникальную возможность формирования на базе этих пред­приятий объединенной верфи, которая по местоположению, близости к научным центрам инноваций и квалифицированным кадрам, а так­же логистике не будет иметь равных в России.

Среди заявленных и уже частично реализуемых проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области можно выделить сборочные предприятия по производству легковых автомобилей ведущих зару­бежных компаний: «Форд Мотор Компани» — FORD (60 тыс. автомо­билей в год, действует с 2002 г.), «Тойота Мотор Компани» — Toyota (2007 г., 50 тыс. шт.), Дженерал Моторс — Chevrolet (2008 г., 25 тыс. шт.) и Ниссан — NISSAN (2009 г., 50 тыс. шт.): В условиях намечаемо­го роста удельного веса отечественных комплектующих для этих заво­дов в регионах округа следует ожидать общего качественного подъема уровня машиностроения, а Также других комплексно связанных про­изводств.

Развитие как прибалтийских, так и северных регионов Северо-. Западного федерального округа должно сопровождаться развитием рыночной инфраструктуры, активизацией малого и среднего бизнеса. Здесь имеются уникальные возможно

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.