Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семинарские (практические) занятия. Семинарские занятия имеют целью формирование у магистрантов умения научного анализа



Семинарские занятия имеют целью формирование у магистрантов умения научного анализа соответствующих положений науки в исследуемой области, а также переложения теоретических данных на практическую почву для дальнейшей успешной научно-исследовательской деятельности.Семинарские (практические) занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины и служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности магистрантов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям. Кроме указанных тем магистранты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения - достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников по праву, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять теоретические знания на практике при анализе актуальных проблем международного экономического права. Рекомендуемое время сообщения – 7 - 10 минут.

Составной частью процесса обучения является проведение практических занятий с активным использование инновационных образовательных методик, основанных на индивидуально-деятельностном подходе. Практические занятия проводятся в форме решения ситуативных задач и казусов и их последующим обсуждением. По отдельным темам магистранты дают правовую оценку ситуации, возможные варианты ее решения с применением правовых норм, квалифицируют юридически значимые деяния, анализируют действующее законодательство и практику его применения.

В ходе подготовки к семинарским занятиям для более успешного усвоения соответствующих тем целесообразно использовать сравнительно-правовой метод исследования. Так, при изучении гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав человека, закрепленных в международных договорах и иных официальных международных документах студентам следует обращать внимание на то, как соответствующие права человека закрепляются в российских нормативно-правовых актах (Конституции РФ, УК РФ, УПК РФ и др.) и благодаря сопоставлению формулировать свои выводы, относительно, например, полноты нормативного закрепления прав, свобод человека и гражданина в источниках права (международных и национальных). При исследовании конкретных прав, свобод человека и гражданина особое внимание следует обратить на формулировки содержания прав, свобод человека и в частности, на использование в нормативном материале: терминологических конструкций типа «предоставлять по возможности»; «самая широкая охрана», «особые меры охраны и помощи» и др. Кроме того, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям необходимо учитывать то обстоятельство, что отдельно (в качестве самостоятельной темы исследования) ни лекционный курс, ни практический курс не содержат раздела «Международно-правовые меры обеспечения обязательств по правам человека». Подобного рода конструкция курса обусловлена комплексным подходом к изучению международных стандартов в области защиты прав человека. Поэтому каждая тема лекционного занятия (и соответственно предложенный к семинарскому занятию практический материал) в области регламентации прав человека содержит также рассмотрение вопроса о конкретных международно-правовых мерах в области защиты, обеспечения прав и свобод человека. Следовательно, магистранту нужно четко представлять, что международные процедуры в качестве средства обеспечения обязательств государств в сфере прав человека представлены рассмотрением компетентными органами: докладов государств о выполнении ими международных обязательств в сфере прав человека; жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп лиц на нарушение их прав; международные контрольные механизмы в области защиты прав человека могут представлять собой коллективные органы (например, Комитет по правам человека), единоличные (например, специальные докладчики); отдельно следует выделить защиту прав человека международными должностными лицами (например, Верховный комиссар по делам беженцев) и разработку международных программ содействия обеспечения прав отдельных категорий индивидов.

Важным элементом усвоения знаний по курсу «Международное право прав человека» является разбор решений Европейского Суда по правам человека по описанной ниже методике с выявлением содержащихся в них правовых позиций. При разборе конкретных решений рекомендуется воспроизводить последовательность вопросов, разрешаемых Европейским Судом по правам человека при рассмотрении жалоб: 1) приемлема ли жалоба заявителя; 2). гарантируется ли данное право Конвенцией о защите прав человека и основных свобод; 3). имело ли место вмешательство публичных властей в осуществление права заявителя; 4). было ли вмешательство публичных властей в осуществление заявителя предусмотрено законом; 5). преследовало ли вмешательство публичных властей в осуществление права заявителя легитимную цель; 6). было ли вмешательство публичных властей в осуществление права заявителя необходимо в демократическом обществе; 7). было ли вмешательство публичных властей в осуществление права заявителя соразмерным преследуемой легитимной цели.

Для успешного освоения и закрепления изучаемого материала, общее содержание которого изложено в программе курса, студентам настоятельно рекомендуется использовать основные международно-правовые документы в сфере защиты прав и свобод человека, а также тексты постановлений Европейского Суда по правам человека.

В настоящем учебно-методическом пособии приводится достаточно обширный список литературы, рекомендуемой для изучения по курсу «Международное право прав человека».

Для углубленного изучения отдельных вопросов дисциплины «Международное право прав человека» предлагается примерный перечень тем докладов, рефератов, которые могут быть избраны магистрантами при подготовке ими соответствующей работы. Излагая материал по избранной теме, рекомендуется использовать сравнительный подход, сопоставительно-типологический метод, позволяющий проводить параллели между механизмом защиты прав человека, например, в Совете Европы и в Российской Федерации.

Углубленное и продуктивное изучение курса «Международное право прав человека» должно осуществляться с учетом всех имеющихся источников нормативного и доктринального характера, имеющихся на русском и иностранных языках (сборники нормативных правовых актов, монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций и др.). Кроме того, актуальная информация может быть получена на соответствующих сайтах в глобальной сети Интернет, указанных в списке рекомендуемой литературы.

Составной частью процесса обучения является проведение практических занятий с активным использование инновационных методик, основанных на индивидуально-деятельностном подходе. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, решения ситуативных задач с их последующим обсуждением. На занятиях отдельные вопросы обсуждаются с применением методик активного обучения.

Ниже предлагаются краткие рекомендации и разъяснения по некоторым проблемным вопросам отдельных тем лекционного курса.

При изучении первой темы «Общая характеристика международно-правовой системы защиты прав физических и юридических лиц» следует обратить внимание на сложности, возникающие при определении понятия «права человека» (в широком смысле), имеющие в своей основе спор сторонников естественно-правовой теории и юридического позитивизма. При этом определяющее влияние на развитие прав и свобод человека, признания их приоритета, ограждения от произвола государства и его должностных лиц оказало естественно-правовое учение. В отношении международной защиты прав человека необходимо усвоить, что система современного международного права находится в стадии становления, в связи с чем в науке имеются различные точки зрения относительно определения международной защиты прав человека либо в качестве подотрасли права прав человека, либо в качестве самостоятельной отрасли международного права. Кроме того, в юридической литературе имеются различные точки зрения по поводу толкования термина «международная защита».

Важно также понять, что европейские и универсальные международные нормы в области прав человека по своим основным параметрам не имеют принципиальных различий, европейская система защиты прав и свобод личности построена по принципу субсидиарности (дополняемости) международно-правовых гарантий, и это означает, что, основу правозащитного механизма составляют нормы внутригосударственного права.

Изучение темы «Система защиты прав физических и юридических лиц в рамках ООН» требует четкого усвоения системы уставных и договорных органов ООН. К уставным органам относится бывшая Комиссия по правам человека, а также Совет по правам человека и Специальные процедуры. Совет по права человека, который заменил Комиссию по правам человека, является межправительственным органом и состоит из 47 представителей государств — членов ООН, избираемых на 3 года, без права переизбрания более чем на два срока подряд. Совет по правам человека является уполномоченным форумом для предотвращения злоупотреблений, несправедливости и дискриминации, защиты наиболее уязвимых категорий лиц и разоблачения преступников. Совет по правам человека является отдельным от УВКПЧ юридическим органом. Это различие происходит на основе раздельных мандатов, которые они получили от Генеральной Ассамблеи. Тем не менее, УВКПЧ обеспечивает основную поддержку заседаний Совета по правам человека и последующей деятельности по итогам работы Совета.

Необходимо обратить внимание на то, что специальные процедуры — это общее название механизмов, созданных Комиссией по правам человека и Советом по правам человека для рассмотрения конкретных ситуаций в странах или тематических вопросов во всех частях мира. Функционирование механизма специальных процедур может осуществляться как на основе индивидуального подхода — специальный докладчик или представитель или независимый эксперт, так и в составе самостоятельной рабочей группы. Обычно это авторитетные и независимые эксперты, работающие на добровольной основе, которых назначает Совет по правам человека. Мандаты специальных процедур уполномочивают своих обладателей (мандатариев) на осуществление деятельности по изучению, мониторингу, консультации и подготовке публичного отчета о ситуации с правами человека в конкретных странах и территориях (страновые мандаты). Когда речь идет о серьезных нарушениях прав человека во всем мире, такие мандаты называется тематическими. По тематическим и страновым мандатам Совету по правам человека представляются доклады с выводами и рекомендациями. Иногда мандаты специальных процедур являются единственным механизмом, который может предупредить международное сообщество по некоторым вопросам в области прав человека.

Что касается договорных органов, то необходимо знать, что существует девять основных международных договоров по правам человека, один из которых — о насильственных исчезновениях — еще не вступил в силу. С момента принятия Всеобщей декаларации прав человека в 1948 году, все государства — члены ООН ратифицировали, по крайней мере, один из ключевых международных договоров по правам человека, и 80% из них ратифицировали четыре или более. Реализацию основных международных договоров в области прав человека контролируют восемь договорных органов в виде комитетов независимых экспертов. Они создаются в соответствии с положениями договора, выполнение которого они контролируют. УВКПЧ помогает договорным органам через их секретариаты согласовывать методы работы и требования к отчетности. Помимо указанных, в структуре ООН и ее органов есть и другие организации, участвующие в деле поощрения и защиты прав человека

Приступая к изучению темы «Региональные системы защиты прав физических и юридических лиц», необходимо предварительно ознакомиться с основными международными актами по обеспечению уважения прав личности на региональном уровне, к числу которых относятся Хартия основных социальных прав трудящихся и Хартия основных прав, принятые на уровне Европейского Союза, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, Межамериканская конвенция прав человека, Африканская хартия прав человека и народов, Конвенция по защите прав человека и основных свобод СНГ, а также ряд актов, направленных на особую защиту наиболее уязвимых групп населения. Особое внимание следует уделить анализу конвенций в области защиты прав личности, разработанных на уровне такой региональной организации как Совет Европы, к которым можно отнести, помимо Европейской конвенции по правам человека и основным свободам, Европейскую социальную хартию с дополнительными протоколами, Рамочную конвенцию по защите национальных меньшинств, Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, Европейскую конвенцию о гражданстве, Европейскую конвенцию по запрещению пыток, Европейскую конвенцию и статусе рабочих-мигрантов и некоторые другие акты.

Изучение данной темы предполагает также ознакомление с региональными органами, осуществляющими защиту прав человека. Так, на уровне Европейского Союза реализация норм в области защиты прав личности осуществляется общими органам (Европейский Суд, Европейская Комиссия, Совет, Европейский Парламент, Европейский омбудсмен) исполнительного, судебного, консультативного или законодательного характера. На уровне государств-членов Совета Европы был учрежден ряд органов по обеспечению функционирования региональных конвенций защите прав человека дискриминации – Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по социальным правам, Европейский комитет против пыток. Содружество Независимых Государств и Евразийское Экономическое Сообщество также рассматривают вопросы соблюдения принципа уважения прав человека, как в рамках общих судебных органов, так и квазисудебных органов, как, например, Комиссия по правам человека СНГ. На уровне региональных организаций следует упомянуть межамериканскую систему защиты основных прав и свобод, созданную в силу Американской конвенции о правах человека, и Африканский суд по правам человека и народов, созданной в силу соответствующей конвенции, принятой на уровне Организации Африканского Единства

Для раскрытия темы «Правозащитные органы, действующие в рамках Совета Европы» необходимо, в первую очередь, усвоить сведения об истории разработки и ратификации Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. Исследуя значение созданной Конвенцией системы защиты прав человека, период становления которой был достаточно трудным, и которая только спустя много лет развилась и стала региональной системой защиты прав человека, не имеющей аналогов эффективности, следует особо обратить внимание на то, что Конвенция установила процедуру, позволяющую индивидам подавать жалобу в Европейскую комиссии по правам человека (в настоящее время – в Европейский Суд по правам человека) против государства-участника, даже против собственного правительства. Это было настолько новым для международного права, что некоторые государства не решались в течение некоторого времени признать право на индивидуальную жалобу по Конвенции и обязательную юрисдикцию Европейского Суда, поэтому Европейский Суд по правам человека не сразу смог реализовать в полном объеме тот потенциал, который был предусмотрен Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Для успешного изучения темы необходимо уяснение специфики и эволюции контрольного механизма Конвенции, на реформу которого, помимо иных факторов, повлияло и то, что к началу 90-х годов число государств-участников Конвенции значительно увеличилось, что значительно осложнило систему контроля. В этой связи в 90-е годы ХХ века контрольный механизм Совета Европы претерпел значительные изменения. Недостатком старой системы была, прежде всего, ее чрезвычайная сложность – три органа работали вместе по растянутой, многоступенчатой процедуре. Эта система была не только трудной для понимания заявителя, но к тому же дорогостоящей для него. Компетенции Европейской Комиссии, Европейского Суда и Комитета министров во многом совпадали, что приводило к дублированию и тем самым создавало риск, что эти органы достигнут противоположных решений в аналогичных по существу делах, что, кстати, и демонстрировала практика их работы. Проведенная реформа стала существенным прогрессивным шагом в улучшении функционирования контрольного механизма.

Наибольший интерес для студентов университета правосудия представляет знакомство с правовыми основаниями деятельности Европейского Суда по правам человека, его структурой и статусом судей, а также его компетенцией и порядком судопроизводства. Следует указать, что регламентация статуса, полномочий и процедуры деятельности Европейского Суда составляет содержание раздела II Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также специальных документов – Европейского соглашения относительно лиц, участвующих в процедурах Европейского Суда по правам человека, 6-го Протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, Правил процедуры (Регламента) Европейского Суда по правам человека, принятых самим Европейским Судом 4 ноября 1998 г. и действующих ныне в редакции от 7 июля 2003 г. Особо внимание следует обратить на то, что Европейский суд по правам человека является наднациональным органом правосудия, решения которого обязательны для исполнения государствами – членами Совета Европы, в отношении которых они вынесены.

Рассматривая межгосударственные и индивидуальные жалобы в Европейский Суд по правам человека, необходимо, прежде всего, усвоить понятия межгосударственной и индивидуально жалобы, обратив внимание на то, что Европейский Суд по правам человека не обладает компетенцией действовать по своей инициативе и рассматривать вопросы соблюдения прав человека в отдельной стране или регионе, пока не будет подана соответствующая жалоба. При изучении порядка обращения в Европейский Суд по правам человека с индивидуальной жалобой и условий ее приемлемости, надо иметь в виде, что в отношении физических лиц Конвенция не содержит никаких требований и не проводит разграничений по их правоспособности и дееспособности, а также не содержит каких-либо ограничений, основанных на социальных критериях. Подача жалобы в Суд не влечет никаких процессуальных расходов, поскольку их несет Совет Европы, что позволяет обращаться в Европейский Суд по правам человека даже самым малоимущим. Кроме того, если заявитель не располагает достаточными средствами для оплаты юридической помощи, связанной с ведением дела, то Суд может освободить его от полной или частичной оплаты расходов, в которые могут быть включены не только вознаграждение представителей, но и расходы по проезду и проживанию.

Хотя юридические лица не названы в ст.34 Конвенции, и отсылка к ним дана только в ст.1 «Защита собственности» Протокола № 1 к Конвенции, тем не менее, юридические лица могут подавать жалобы и о нарушении других конвенционных прав в случае, если пользование данными правами не противоречит сущности юридического лица.

Важно усвоить, что правом подачи индивидуальных жалоб могут пользоваться только те заявители, которые являются «жертвами нарушения», соответственно, жалобы, подаваемые третьими лицами, исключается. В соответствии с установившейся практикой Европейского Суда по правам человека, слово «жертва» означает лицо, которое напрямую затронуто рассматриваемым в деле действием или бездействием. Ст.34 Конвенции не предоставляет индивидуальным заявителям возможности действовать, исходя из общественного интереса, и не допускает абстрактных жалоб, когда заявители полагают, что какой-либо конкретный нормативно-правовой акт противоречит Конвенции. Таким образом, заявителю недостаточно утверждать, что просто существование какого-либо закона нарушает его права по Конвенции; для жалобы необходимо, чтобы этот закон был применен в ущерб ему.

Рассматривая решения Европейского Суда по правам человека, прежде всего, следует иметь в виду, что в отношении содержания постановления имеется практика Европейского Суда, свидетельствующая, что Суд должен ограничиться установлением факта, имело ли место нарушение норм Европейской Конвенции в конкретном случае, представленном Суду, и не должен абстрактно высказываться в отношении соответствия национального законодательства Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Постановления ЕСПЧ носят преимущественно декларативный характер, оставляя за государством выбор мер, которым государство может воспользоваться для того, чтобы выполнить обязанности, налагаемые на него Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Постановление, содержащее констатацию нарушения Европейской Конвенции, налагает на государство юридические обязательства прекратить нарушение и ликвидировать его последствия, восстановив, насколько это возможно, ситуацию, которая существовала до данного нарушения.

При рассмотрении процедуры контроля за исполнением решений ЕСПЧ следует обратить внимание на то, что порядок исполнения постановления Европейского Суда различен в зависимости от того, идет ли речь о возмещении ущерба, указанном в резолютивной части. В этом случае Комитет министров проверяет, была ли выплачена потерпевшей стороне сумма, которая была установлена Европейским Судом в качестве справедливого возмещения ущерба, и дело будет значиться в повестке дня до тех пор, пока государство-ответчик не предоставит информацию о произведенной им выплате. В некоторых случаях Комитет Министров принимает временные резолюции, где государству четко и определенно указываются те обязательства, которые еще не выполнены государством. Это касается, прежде всего, резолюций в отношении таких ситуаций, которые требуют применения со стороны государства мер общего характера.

Изучение тем, посвященных международно-правовым стандартам прав человека в сфере гражданских, политических, социальных, культурных и экономических прав физических и юридических лиц, предполагает рассмотрение их содержания и их закрепления в международных документах. Важно усвоить, что содержание термина «международные стандарты» было сформулировано в ст.ст. 1-3 «Предварительных замечаний» Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году в Женеве. Из них следует, что международные стандарты - это нормы, которые на основе общепризнанных достижений современной мысли обычно считаются правильными с принципиальной и практической точек зрения. Студентам необходимо уяснить, что в связи с тем, что юридические, социальные, экономические и географические условия в мире различны, не все стандарты можно применять повсеместно и одновременно. Однако они должны вызывать к жизни постоянное стремление государств к преодолению практических трудностей, стоящих на пути их осуществления. На основе таких подходов в науке сложилась точка зрения, что международные стандарты прав человека - это нормы современного международного права, предусматривающие такие общедемократические требования и обязанности государств, которые они должны с учетом особенностей своего общественного строя, национального развития и т.п. воплотить и конкретизировать в своих системах. Международные глобальные и региональные универсальные и специализированные декларации и пакты содержат две группы стандартов в области правовой защиты человека. Среди них: права и свободы человека; ограничения прав. Самую большую группу международно-правовых стандартов составляют права и свободы человека. Они традиционно делятся на личные права, политические, социально-экономические и культурные права. Они также делятся на те, которые могут в некоторых случаях быть ограничены, и те, которые такому ограничению подвергаться не могут. Эти группы определены в международных документах, имеющих высшую морально-правовую и юридическую силу: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах.

Планы Аудиторных занятий

Семинарские занятия, проводимые в традиционной форме

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.