Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Объективный и субъективный идеализм.



Вопрос 1.Особенности и структура философского знания. Мировоззрение и философия.

 

Философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение главных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.

 

Путь философского знания — это путь разумного мышления. И формируется это знание вместе с формированием человека разумного.

 

Структура философии:

1. Онтология (учение о бытии). На этом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. То есть рассматриваются вопросы о сущности мира и его происхождении, об основе мира, о его развитии.

2. Гносеология (учение о познании). Являясь частью мира, человек противостоит ему. Это приводит к возможности рассмотрения мира как объекта познания. Причем объектом может выступать не только мир в целом, но и общество или отдельный человек. На этом уровне ставится вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем.

3. Аксиология (всеобщая теория ценностей). Здесь выявляются всеобщие ценностные основания бытия человека, отношение человека к бытию.

4. Праксиология анализирует практическую деятельность человека.

 

К классической тоехзвенной системе примыкают и другие философские дисциплины: логика, философская антропология, этика, эстетика, социальная философия, философия языка, философия религии, философия права, политическая философия.

 

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Типы мировоззрения в целом можно разделить на социально-исторические и экзистенционально-личностные.

 

 

Вопрос 2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Объективный и субъективный идеализм.

 

Основной вопрос философии:

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек и в чем смысл и назначение его бытия? (Кант). +Предельные основания универсального бытия, фундамент в рамках которого осуществляется познание, жизнедеятельность человека в целом.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф.

 

Идеализм –

категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г.В.Лейбниц (Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 332).

Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д.Беркли, критический идеализм И.Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.

 

Материализм –

монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.