Родился в 164 году по хиджре в Багдаде. Вырос Имам Ахмад в Багдаде, где и получал начальное воспитание. Изначально выучил Кур’ан, затем все знания, касающиеся арабского языка, после чего освободился писать книги. Обучившись у Абу Юсуфа (Фикх) начал получать знания по хадису. Начал изучать хадисы в 179 году по хиджре. Записывал хадисы до 186 года. Затем начал путешествовать по городам требуя знание. Имам Ахмад получил огромные знания по фикху, арабскому языку и различным течениям, таким как шииты. Имам Ахмад является одним из уважаемых ученных в исламе. Имам Ахмад был в свое время одним из лучших отличающих ученных по хадисам. О нем даже говорили, что он знает миллион хадисов. Ученные даже писали об этом стихи, восхваляя имама Ахмада.
Свидетельство ученых о знании
Имама Ахмада
Йахья ибн Му’ин сказал: « Люди хотели, чтобы мы стали как Имам Ахмад. Клянусь Аллахом, нет же, мы не можем терпеть, получая знание, так как терпел и получал знание имам Ахмад. Нам не сравниться с ним».
Имама аш –Шафи’и сказал : « Я уехал из Багдада не оставив более богобоязненного и знающего фикх, чем имам Ахмад».
В конце его жизни, ему не было равных в знаниях и богобоязненности.
КНИГИ
· Муснад
· Ответ джахмитам
· Аз-Зухд
Умер имам Ахмад в пятницу в 241 году по Хиджре.
Ибн Хилькам сказал: « На джаназа Имама Ахмада пришло 800 тыс. мужчин и 60 тыс. женщин».
Законы, касающиеся человека
ФАРД
Фард – это каждая вещь, которую шариат сделал обязательной, запретил это оставлять и наказывает за его нарушение. Если отсутствует фард, действие является недействительным.
Фард разделяется на два вида:
Фард къот’и (категорический)
Фард, который берется из Кур’ана и достоверной Сунны без комментариев. Знать и соблюдать его обязаны все мусульмане. Кто его отрицает, тот выходит из ислама. Например: как мыть лицо во время тахарата – знание и соблюдение.
2. Фард ‘амали (фард практический)
Этот фард берется из Кур’ана и достоверной Сунны с комментариями. Отрицающий его не выходит из ислама, но тот, кто заведомо оставляет и (или) противостоит ему, является грешником.
Например: делать масх на голову во время омовений это Фард – къот’и, а, как и сколько раз протирать – это Фард – ‘амали.
ФАРД ‘АЙН
Это обязанность каждого человека совершать или соблюдать что – то.
Индивидуальная обязанность. ( Например: намаз)
ФАРД КИФАЙА
Это обязанность каждого общества мусульман. Если определенная группа мусульман совершили эту обязанность, то с других это снимается. Если же все общество оставило эту обязанность, то грех ложится на всех. (Например: джаназа)
ВАДЖИБ
Берется из хадиса или сравнения (къыяз). Или если это действие, в приказе которого есть сомнения. Кто оставит намеренно – совершил харам, необходимо будет восполнить его. Если оставил ваджиб, забыв, то грех отменяется, два рака’ата сажда достаточно, если речь идет о ваджибе в намазе. Обязательно нужно восполнить ваджиб, если его время прошло (например: витр).
СУННА
Это дорога соблюдения в исламе, без обязательств.
Сунна муаккада (твердая сунна)
Это действие, которое Пророк совершал постоянно и лишь один или два раза оставил. Умышленное оставление является грехом. Совершающий же будет награжден.
Сунна гойрильмуаккада (Мандуб)
Это действие, которое Пророк совершал один раз и оставлял в другой. Оно ниже степенью, чем первая разновидность сунны. Соблюдать его желательно, но не обязательно.
Из сунны гойрильмуакада:
· Мустахаб (желательное действие) – тому, кто совершить награда, тому, кто оставил, нет греха.
· …….. ( добровольное действие)
· Аль – Адаб (нравственность)
· Мубах (разрешенное действие) – тому, кто совершает, нет греха ни награды. (Например: кушать еду)
МАКРУХ
( нежелательное действие)
Тому, кто оставит это будет награда, на том же кто совершает это, нет греха. ( Например, съесть чеснок и отправиться в мечеть)
ХАРАМ
( КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ЗАПРЕТ)
Берется с доводом, который указывает на запретность этого действия категорическими доказательствами. Совершать это запрещено и совершивший будет наказан. Шариат требует оставления этого действия. Оставивший же будет награжден.