Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отступничество и выдача лжи за истину как составные части любой ереси.



- Все-таки мне не очень понятно, почему фраза о «радостях и печалях» должна трактоваться с догматической точки зрения как ересь, а не просто как очередное превышение прав.

- Давай разберемся. Для начала ответь мне на вопрос: что такое ересь, как ты думаешь?

- Вот так вопрос! Ересь – это ложное учение о православной вере. Или, по-другому – ложное, неправославное исповедание веры, ложный догмат.

- Совершенно верно. И ты говоришь, что никакого ложного догмата в сергиевской Декларации не видишь ?

- Ну да, никаких догматов – ни истинных, ни ложных – я там не заметил. Излишняя лояльность – это, конечно, нехорошо. Но это, наверняка, очередное превышение полномочий и только! Да там вообще речь не о догматах и не о богословии шла!

- То есть ты считаешь, что документ, чтобы быть еретическим, обязательно должен вести речь о догматах веры, провозглашать какие-то доктринальные, богословские формулировки.

- Ну да, а как же иначе? По-твоему, я ошибаюсь?

- Как тебе сказать… нет, в чем-то ты не ошибаешься – документ должен иметь богословский характер. И в то же время ты ошибаешься, так как под богословским характером документа ты имеешь в виду непременно открытые, «официальные» доктринальные формулы. Основание ереси – в другом.

- В чем же?

- В отречении от веры, приводящей к лжи, клевете на истину, когда грех объявляется добродетелью (или, наоборот, добродетель – грехом).

- Поясни это подробнее.

- В своем «Первом каноническом послании к Амфилохию» святитель Василий Великий обозначает еретиков как совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся.Если следовать этому святоотеческому определению, то надо признать, что в основе любой ереси лежат не просто какие-то ложные теоретические, словесные формулировки, – а отторжение и отчуждение от веры, вероотступничество, отказ от исповедания Христова.

- То есть в основе ереси лежит волевое уклонение от истины?

- Да. При этом оно в своем изначальном виде вообще может быть бессловесным и с богословскими теориями никак не связанным. Например, бросание ладана на алтарь римских богов, наверное, могло быть сделано молча, но от этого не утратило своего значения вероотступничества.

В связи с этим вспоминается высказывание Сергия, переданное сщмч. Андреем (Ухтомским): «главный догмат для меня – не сидеть в тюрьме».Здесь начало всего сергианства как ереси, – в отступничестве.

- Выходит, ересь и вероотступничество это одно и то же?

- Не совсем. Любая ересь имеет в своей основе всегда вероотступничество, но не ограничивается им. Например, тех древних христиан, которые под пытками или иным давлением чиновников Римской империи отрекались от исповедания Христова, Киприан Карфагенский и другие древние писатели называют «отступниками», но не «еретиками». Ересь идет дальше – она начинает обосновывать и оправдывать отступничество в виде всяких лукавых измышлений, плотского мудрования. Таким образом, отрицание веры у еретика происходит не только на уровне поступка, но и на уровне слова, когда ложь выдается за истину, а грех – за добродетель. А дальше отказ от истины переходит в стадию проповеди. И вот здесь ересь уже начинает формироваться (и формулироваться) как ложное вероучение и богословие.

- В связи с тем, что ты сказал, мне тут вспомнилось: у преп. Симеона Нового Богослова в одном месте говорится о неких «тайных» еретиках, которые выглядят христианами, то есть по виду еретиками не являются и не исповедуют ни одной ранее известной Церкви и осужденной Ею ереси, но при этом св. Симеон утверждает, что ересь, распространяемая ими, хуже любых других ересей и содержит их все в одной себе. Суть ее заключается в том, что они отрицают саму возможность исполнения евангельских заповедей спасения и оБожения еще в этой жизни.

- Да, тут как раз об этом. В основе любой ереси лежит малодушие и гордость, приводящие к отрицанию дерзновения в вере, а потом и ко лжи на истину, то есть к богохульству.

Например, Сергий не хотел сидеть в тюрьме – и поэтому дал свое согласие на антиканоническое учреждение «Синода» и поддержку политики большевиков. Это была еще стадия вероотступничества, уже сопряженная, правда, с превышением власти и бесчинием. Однако издание Декларации, в которой он объявил, фактически, о соединении Церкви и богоборческого режима большевиков в одно целое, обосновывая это необходимостью лояльности, – было уже выдачей лжи за истину, то есть теоретическим оправданием отступничества, которое можно назвать ересью. Основой же является гордыня, проявляющаяся в словах Сергия: «я спасаю Церковь». То есть он допустил, что может спасти Церковь своими человеческими усилиями и ухищрениями, через бюрократию, синодальщину и т.д.

Поэтому священномученик Серафим Угличский прямо написал, имея в виду сергиеву Декларацию: «Своим деянием м. Сергий исказил учение о Спасении по Церкви, находя спасение только в видимой организации Церкви, таким образом, отвергая внутреннюю силу Благодати Божьей, при которой Церковь может существовать и в пустыне».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.