Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обновленчество и его связь с сергианством.



- Кто же из новомучеников указывает на связь сергианства с обновленчеством?

- Почти все архипастыри-новомученики, оставившие нам свои письменные отзывы о сергианстве – Кирилл Казанский (Смирнов), Виктор Глазовский (Островидов), Дамаскин Глуховский (Цедрик), Алексий Воронежский (Буй), Нектарий Яранский (Трезвинский), Иларион Поречский (Бельский), профессор Михаил Новоселов и другие – либо прямо именуют сергианство «новообновленчеством», либо проводят аналогию с обновленцами.

Например, священномученик Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский, в «Послании пастырям» от 7/20 января 1929 г. пишет: «м. Сергий, увлекающий ныне малодушных и немощных братий наших в новообновленчество, нашего доверия не оправдал».

Он же в своем «Деянии» от 4(17).12.1933: «Епископы, единомышленные с м. Сергием, принимаются нами в молитвенное и каноническое общение по чиноприему из обновленчества».

Также священномученик Павел (Кратиров), епископ Старобельский, в письме «О модернизированной Церкви или о сергиевском «православии»» пишет:

«Митр. Сергий своей суемудренной и злочестивой декларацией и последующей антицерковной работой создал новый обновленческий раскол, или сергиевское обновление, которое, сохраняя для «малых сих» фикцию Православия и каноничности, гораздо преступнее первых двух обновлений (1922 г. и 1925 г.)».

Он употребляет такие выражения, как «обновленческое сергиевское болото», «новообновленческий сергиевский раскол», «грязная новообновленческая легализация».

- Всё же мне непонятно: каким образом сергианство могло быть продолжением обновленчества? Ведь обновленцы, как ты сам сказал, проталкивали идеи демократизации Церкви, – а Сергий выступал за административную модель, то есть за централизацию, дисциплину и т.д.

- Тут есть два связанных между собой момента. Первым общим моментом, объединяющих между собой обновленцев, григориан и сергиан, был тот, что и те, и другие, и третьи взяли в союзники антихристианский большевицкий режим и стремились утвердиться не на основании церковного предания, а на основании выдаваемой им большевиками «легализации» – официального разрешения на функционирование зарегистрированной церковной структуры.

- Ну, и что плохого в легализации? Ведь легализации добивался и сам патриарх Тихон!

- Но при этом патриарх не отдавал Церковь под контроль большевиков и не попирал принципа соборного устроения церковных дел. Даже оставшись один, без законно избранных органов власти, он оставался в рамках канонов и не стремился навязать епископам, клиру и мирянам Российской Церкви свою единоличную власть – например, он не переводил законных епископов с кафедры на кафедру, руководствуясь какими-то политическими выгодами и не создавал какой-то централизованной административной и политико-идеологической «церковной дисциплины», угодной большевикам. Все компромиссные заявления, делаемые им, чтобы «смягчить» большевиков, он делал только от своего имени и не превращал их в обязательные «руководящие указания» епископату и клиру. В этом была тонкая, но в то же время существенная разница и грань между ним и обновленцами, григорианами и сергианами.

- То есть в легализации самой по себе не было ничего плохого – плохо было то, что большевики требовали взамен попрания свободы Церкви, ее канонического и соборного устройства?

- Да, именно так. Это был второй момент, объединявший обновленцев, григориан и сергиан. Как писали новомученики, можно было добиваться легализации и идти на какие-то уступки, – но не ценой свободы и достоинства Церкви. Камень преткновения состоял в том, что большевики не хотели просто дать законную правовую легализацию: в обмен они требовали для себя полного контроля над церковной жизнью, измены каноническому устройству Церкви и в конечном итоге – служения своему антихристианскому режиму и его антихристианским целям, то есть требовали изменить Христу. Именно поэтому как те, так и другие, и третьи были изменниками не просто каноническому строю – они были изменниками Христу. Механизм измены включал в себя узурпацию церковной власти и дальнейшую деятельность, направленную на разрушение Церкви как Тела Христова, подмену ее неканоническими раскольническими структурами, а также соучастие в преследованиях властью тех, кто оставался верен подлинному каноническому устроению и церковному Телу, – то есть соучастие в гонениях и казнях, обрушившихся на исповедников Христовых.

- Я не очень понимаю, как обновленцы могли стать узурпаторами церковной власти, ведь они же выступали за церковную демократию!

- А ты вспомни – большевики ведь тоже выдвигали вполне, вроде бы, демократические лозунги: «власть – советам», «фабрики – рабочим», «земля – крестьянам», но при этом, пользуясь хаосом и параличом всех государственных институтов, они захватили государственную власть путем вооруженного переворота, разогнали демократически избранное Учредительное Собрание и установили кровавую террористическую «диктатуру пролетариата», где «власть советов» стала лишь прикрытием власти партии большевиков, в которой сохранялись до какого-то момента демократические традиции, дискуссии…

- …в ходе которых большевики разделились на фракции, началась внутрипартийная борьба, и в конце концов с помощью бюрократических ухищрений победу одержала группа, возглавляемая главным партийным бюрократом – Сталиным

- …упразднившим все дискуссии, уничтожившим «старую ленинскую гвардию» и установившим жесткую партийно-государственную вертикаль со строгой централизацией власти в одних руках.

- Ты хочешь сказать, что история церковных расколов 1920-х годов повторяет в какой-то степени историю расколов и борьбы в большевицкой партии, и обновленцев с григорианами и сергианами можно уподобить в каком-то смысле различным течениям в ВКП (б)?

- Совершенно верно. Первое поколение раскольников – обновленцы и различные их группировки («Живая Церковь», «Союз церковного возрождения», «Союз общин Древлеапостольской Церкви») – идейно и психологически были ближе к первому поколению большевиков с их желанием все ниспровергнуть, раздуть пожар мировой революции.

- Только революцию они задумывали церковную… И как же это у них получилось? Ведь были высшие церковные органы – патриарх, Священный Синод, Высший Церковный Совет, которые ты упоминал.

- К 1922 году полномочия этих соборно избранных органов уже истекли, а большевики, естественно, не давали собрать новый Поместный Собор, да еще и посадили под домашний арест патриарха Тихона и начали против него уголовный процесс по делу об изъятии церковных ценностей. Тогда лидеры обновленцев – священники Введенский, Красницкий, Боярский и другие – пришли к патриарху и, пользуясь тем, что он находился под арестом и не мог получать объективную информацию о том, что происходит в Церкви, убедили его отказаться от церковного управления. И патриарх поддался их давлению.

- Постой, патриарх, может, и поддался давлению, но, насколько я помню, – он не давал им полномочий на управление церковными делами!

- Совершенно верно. В соответствии с данным ему Поместным Собором правом, патриарх назначил вместо себя местоблюстителя – митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Однако данная «группа товарищей», в обход как патриарха, так и митрополита Агафангела, захватила патриаршую канцелярию и, действуя совершенно в большевицком духе, организовала никем не уполномоченное, не выбранное никаким Собором самозванное «Высшее Церковное Управление» (ВЦУ). То есть эти деятели, попирая каноны и принцип соборности, игнорируя утвержденный Поместным Собором порядок, узурпировали церковную власть, затем, при поддержке центральных и местных органов ВКП(б) и ГПУ, начали изгонять законных епископов с кафедр и поставлять своих лжеепископов, созывать свои «съезды», «предсоборные совещания» и «соборы» (на одном из которых объявили об извержении из сана патриарха Тихона), и проводить те реформы, о которых мы уже сказали – эксперименты с упразднением монашества, женатым епископатом и т.п.

- Насколько я помню, обновленцы захватили очень много недвижимости, более двух третей храмов оказалось у них в руках…

- Да, фактически обновленцы оккупировали большую часть структур Российской Церкви; кроме того, они были признаны Константинопольским патриархатом. На обновленческом «предсоборном совещании» летом 1924 года присутствовал представитель константинопольского патриарха Григория VII. Это, кстати, к вопросу о том, что истинные православие и церковность тех или иных религиозных организаций определяются вовсе не количеством адептов, попов и архиереев и тем, какими объемами церковной недвижимости они владеют, и даже не тем, признают или не признают их другие поместные церковные организации.

- Ты намекаешь на то, что в дальнейшем сторонники Сергия – как на одно из доказательств в пользу того что они – Церковь, – будут указывать на то, что большинство епископата и верующих пошло за Сергием и что его признали другие патриархаты?

- Совершенно верно. Потому что если судить по тому, в какой религиозной структуре больше архиереев, попов, прихожан, недвижимости и кем она признана, то тогда нечестивые раскольники-обновленцы должны были бы признаваться в первой половине 20-х годов подлинной Православной Церковью, а оставшиеся верными православию патриарх Тихон и находившиеся с ним в общении епископы и церковные общины – раскольниками.

Тем не менее, все, что делали обновленцы, было очень грубо и противоречило не только каноническому и богослужебному преданию, но и православному нравственно-аскетическому учению и духу в такой степени, что просто било в глаза любому, даже совсем не искушенному в каких-то специфических тонкостях верующему человеку. Кроме того, между различными обновленческими группировками, как это бывает в таких случаях, начались ссоры и грызня, поэтому довольно скоро для большинства мирян, клириков и епископов (причем даже из приставших по тем или иным причинам к расколу) стал абсолютно очевиден нечестивый характер обновленческого движения.

- Поэтому когда патриарх, выйдя на свободу, объявил о запрете и отлучении их от Церкви, епархии и приходы, соблазненные или обманутые обновленцами, в массовом порядке стали возвращаться под омофор святителя Тихона. Затея большевиков по разрушению Российской Церкви через обновленческий раскол провалилась!

- Да, и в ГПУ это поняли. И поэтому в дальнейшем Тучкову понадобились новые «агенты-провокаторы» в церковной среде, которые были бы более приемлемыми с «внешней» стороны для верующих – более «приличными», «традиционными» и «каноничными». Это значит, что «слабое звено» в Церкви в этот раз ГПУ будет искать не в среде крикливых попов–«реформаторов» из белого духовенства, типа Введенского и Красницкого, будто бы копирующих своими манерами Троцкого и других «трибунов революции», – а в среде маститых иерархов, имеющих опыт церковно-политической и церковно-административной деятельности и способных организовать более-менее приличное с «канонической» стороны «высшее церковное управление», готовое эффективно выполнять поставленную перед ним Тучковым программу по разрушению Церкви. Надо было только найти таких иерархов и в подходящий момент выдвинуть их. И такой подходящий момент настал с кончиной патриарха Тихона.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.