Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ.
Регулирование экологической системы подразумевает совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий их эффективного функционирования.
Регулирование экологической системы происходит через управление экологопользованием, тесно связанным с охраной окружающей среды; для него характерны и общие черты управленческой деятельности государства делами общества, и специфические, обусловленные регулируемым объектом – экологической системой страны.
Регулирование экологопользования характеризуется принципами:
1) законности: государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы, а также граждане действуют на основе законности;
2) приоритета охраны окружающей природной среды – предполагает две основные стороны: а) в случае столкновения интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем; б) использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом;
3) плановости: а) важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, после утверждения обретающих обязательную силу; б) за результатами реализации в жизнь разработан- ных планов и программ осуществляется постоянный контроль.
4) сочетания государственного регулирования с местным и самоуправлением: а) максимальное вовлечение граждан в регулирование экологопользования (непосредственная демократия – сход граждан, представительная демократия, договорная демократия – граждане заключают определенные договорные обязательства по совершенствованию экологопользования в данной местности); б) расширение демократических начал в регулировании экологопользования должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенную часть работы.
Система государственных органов регулирования экологопользования. Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (меж- ведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции. Органы общей компетенции выделены в особый вид потому, что решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды не является специальной функцией этих органов, и решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства; Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов занимается лишь вопросами экологопользования и охраны окружающей среды. Постановление Правительства РФ действует на всей территории Российской Федерации, а приказ министра по охране окружающей среды и природных ресурсов – только на тех участках, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого направлен данный приказ. Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции – Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет), Министерство здравоохранения РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие – выделены в особую группу потому, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств. (Так, стандарты, принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого класса, в том числе и для службы ГИБДД, проводящей контроль за соблюдением этого стандарта автомобилями всех ведомств.)