Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Арка Главного штаба (Росси)



Арка была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. К. Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой. Этот архитектурный приём незадолго до этих событий уже был применён при создании ансамбля триумфальной арки Адмиралтейства. Архитектор поступил логично, пригласив тех скульпторов (С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского), которые осуществляли тот проект. С помощью этих мастеров архитектор хотел добиться выразительности, дополнив чёткость архитектуры изяществом скульптурной композиции. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта. Максимальной выразительности композиция достигает при взгляде с площади. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь. Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитекторов. Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года.

 

Александровская колонна в стиле ампир была воздвигнута 11 сентября 1834 года в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Колонна, сооруженная по проекту архитектора Огюста Монферрана, должна была соперничать с Вандомской колонной, установленной в Париже в честь побед Наполеона (снесена в 1871 году).

Общая высота Александровской колонны – 47,5 метра. Ствол колонны – монолит красного гранита, привезенного из-под Выборга. Колонну венчает фигура ангела, попирающего крестом змею. Лицу ангела скульптор Б.Орловский придал черты Александра I, что было сделано по требованию Императора Николая I. Постамент также изготовлен из цельного куска гранита и украшен барельефами, аллегорически изображающими различные эпизоды военных действий Отечественной войны 1812 года.

Для подъема колонны на Дворцовой площади инженером А.Бетанкуром были сооружены леса и сложная колесная конструкция. Подъем состоялся 11 сентября 1834 года и продолжался почти 2 часа силами 2000 солдат и 400 рабочих. Посмотреть на это собралось более 10 тысяч человек, специально приезжали иностранные гости. Через два года после установки памятника, в 1836 году под бронзовым навершием гранитной колонны на полированной поверхности камня стали появляться бело-серые пятна, портящие внешний вид монумента.

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины. В конце XX века, по прошествии определённого времени с момента предыдущей реставрации, всё острее стала ощущаться необходимость проведения серьёзных восстановительных работ и, в первую очередь, детального исследования памятника. Прологом начала работ стали мероприятия по исследованию колонны. Их вынуждены были произвести по рекомендации специалистов музея городской скульптуры. Тревогу специалистов вызывали большие трещины у вершины колонны, заметные в бинокль. Осмотр производился с вертолётов и альпинистами, которые в 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы произвели высадку исследовательского «десанта» на вершине колонны с помощью специального пожарного крана «Магирус Дойц».[2] Одним из результатов исследования стала разгадка появляющихся пятен в верхней части колонны: они оказались продуктом разрушения кирпичной кладки, вытекающим наружу.

 

Укротители коней" на Аничковом мосту

Четыре скульптурные группы, получившие название "Укротители коней", оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы.

1) Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки.

2) Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался...

3) Вторая группа: наступил острый момент борьбы - конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы. В следующей группе - укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.

Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции. Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком. За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в "назначенные академики", а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы "Укротителей" предполагалось установить на берегу Невы. Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой "Укротители коней". По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост. Работа над скульптурой осложнялась тем, что в . 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов. Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. Уже в 1841 году "Художественная газета" отмечала "совершенство, до которого довел у нас П. К. Клодт литейное искусство... За короткое время он отлил много вещей, которые бы сделали честь лучшему литейщику". В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году - вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две - изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост. Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей. При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв. Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами. В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места. Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.