Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные особенности социально-философской мысли Нового времени. Теории общественного договора



 

Концепция «общественного договора». Основные принципы

Эпоха Нового времени была представлена разнообразными со­циаль­но-политическими учениями. Одной из центральных тем иссле­дований этого периода была разработка различных вариантов теории «об­щественного договора».

Теория общественного договора (ТОД) – это философская и юриди­ческая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти со­глашением между людьми, вынужденными перейти от необеспе­чен­ного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Определенные предпосылки и отдельные элементы данной теории встречаются уже в буддизме, в некоторых античных философских школах (например, у Эпикура), у известного христианского мысли­те­ля ХIII века Фомы Аквинского, однако своего подлинного расцвета она достигли в эпоху Нового времени.

Основная причина интереса к теориям общественного договора в данную эпоху – падение в этот период веры в божественную природу мо­нархической власти. Таким образом, основная задача ТОД – обос­но­вать властные права государства по отношению к человеку в ус­ловиях падения представлений о божественном характере власти монарха, а также выявить границы полномочий государства в отно­ше­нии к человеку, определить возможности допустимого неповиновения и даже свержения народом той или иной власти.

Любой вариант ТОД предполагает наличие определенного пред­ставления о естественном состоянии человечества, предшествующем заключению договора.

Эта концепция встречала резкую критику со стороны мыслителей, рассматривающих государство в качестве естественного образования (Вольтер). Для них общественное состояние тоже естественное, по­этому оно не требует никакого договора. С другой стороны, среди ее сторонников были и те, кто придерживался представления о естест­венном возникновении общества, а в заключении общественного до­говора видел переход общества на более высокую и упорядоченную сту­пень развития (Гроций). С точки зрения этого автора, существуют уни­версальные нормы, укорененные в самой человеческой природе.

Наиболее известные концепции общественного договора были созданы Гоббсом, Локком и Руссо.

 

Теория общественного договора Т.Гоббса (1588–1679)

Основное социально-политическое произведение Т.Гоббса – «Ле­виафан» (1651). Естественное состояние человечества Гоббс рассмат­ри­вал как «войну всех против всех». В этом состоянии все равны, нет ни­каких законов и норм, люди живут без общества и общественных связей, однако жизнь каждого человека находится под постоянной угро­зой. С целью обеспечения собственной безопасности люди всту­пают в соглашение, результатом которого становится учреждение го­сударства, на которое частично переносятся права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Самым опасным состоя­нием Гоббс считал состояние первобытной анархии, которое возник­нет тотчас, как только будут поколеблены основы государственного строя. Именно поэтому он не допускал не только никакой революции, но даже какой-либо критики существующего государства. Договор, следовательно, заключался один раз и без права расторжения. В соот­ветствии с этими представлениями Гоббс даже преобразовывает аристотелевскую классификацию форм государственного устройства: из нее удаляются все искаженные формы, ибо уже само определение какого-либо государственного устройства как искаженного является особой формой его критики. Кроме того, для своей эффективности договор должен базироваться на устрашении, и не случайно философ сравнивает государство с легендарным чудовищем Левиафаном. Поэтому, хотя Гоббс допускал возможность существования любых, по аристотелевской классификации «истинных» форм государства, его политическим идеалом была монархия. Кроме того, он был про­тив­ником концепции разделения властей. С критикой теории Гоббса выступил Локк.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.