Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политическая теория Никколо Макиавелли (1469–1527)



В период Средневековья человеческая мысль в основном была нацелена на создание самодовлеющих метафизических учений о Боге, и, соответственно, реальная земная жизнь человека была лишена самостоятельной ценности, а значит, и познавательного интереса. Имен­но поэтому Средневековье практически не оставило ори­гиналь­ных естественно-научных и социально-политических учений. Ситуа­ция в корне изменилась в эпоху Возрождения, основным принципом которой как раз и становится интерес и к природе, и к человеку, в си­лу чего начинают формироваться оригинальные социально-полити­чес­кие учения. Одной из наиболее известных социально-полити­чес­ких концепций данного периода стало учение Н.Макиавелли.

Будучи итальянцем, Макиавелли имел перед глазами богатый жиз­ненный материал для научных обобщений, ибо политическая жизнь в этой стране характеризовалась нескончаемыми феодальными воина­ми, а также активизировавшейся борьбой папства за усиление своего светского влияния в Европе. Кроме того, на протяжении 10 лет Ма­киавелли был личным секретарем Ч.Борджиа, вошедшего в историю человечества в качестве одного из самых хитрых и коварных монархов.

Основными социально-политическими произведениями Ма­киа­вел­ли были «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия» и «Госу­дарь». В первой из них излагается то, что можно было бы назвать его по­ли­тическим идеалом. Видя бесспорные слабости каждой из трех арис­тотелевских «правильных» форм государственного правления, он противопоставляет им Римскую республику, как некую смешанную форму, в государственном устройстве которой присутствовали все три клас­сических аристотелевских элемента. Власть императора соот­ветст­вовала, по Макиавелли, монархическому элементу, сената – арис­то­кра­тическому, трибуны же олицетворяли в этой республике де­мокра­тические начала. Вывод мыслителя парадоксален: именно пос­тоянное противоборство этих трех сил, их равновесное про­тиво­стояние, не позволяющее ни одному из этих элементов пол­ностью по­давить, а зна­чит, и ослабить два остальных, и сделало Рим могу­щес­т­веннейшей дер­жавой современного ему мира. Однако для создания такого госу­дарства необходимы развитые гражданские добродетели, а в их от­сутствие наиболее адекватная политическая форма – практи­чески ничем не ограниченная власть монарха. Ос­мыс­ление природы этой власти, способов ее получения, удержания и передачи и состави­ло основную проблематику его самой знаменитой книги «Государь».

Это произведение представляет собой систематизированный свод практических правил и принципов, которыми следует руковод­ство­вать­ся правителю, поставившему своей главной целью захват и удер­жание власти. Исходный постулат Макиавелли – недопустимость для государя в своих действиях опираться на возвышенные и чистые по­мыслы сограждан. Слишком уж неустойчивы последние и слишком уж эфемерным оказывается зиждущееся на столь шатком фундаменте господство. Другое дело – личный интерес, подкрепленный самым силь­ным из всех мотивов человеческих действий – страхом. Именно эти, наиболее устойчивые и незыблемые, побудительные силы дейст­вий человека и должен принимать во внимание самодержец, вы­страи­вая планы удержания власти. И если уж этот расчет покажет целе­сообразность каких-либо действий, то никакие сооб­ра­жения нрав­ственности и человеколюбия не должны их по­коле­бать. Напри­мер, государь должен держать слово лишь тогда, ког­да это выгодно; при­выкших к свободе жителей захваченного го­ро­да следует пересе­лить; разумным государем яв­ля­ет­ся не жес­токий и не милосердный, а тот, кто действует в соответ­ст­вии с обстоятельствами. «Цель оправ­дывает средства» – этот афо­ризм, нередко приписываемый Макиа­вел­ли более поздними авто­рами, бесспорно мог бы явиться лучшим эпиграфом к его трактату.

Конечно, многие взгляды флорентийца сегодня кажутся далеко не бес­спорными, в частности, его однозначное постулирование низких и мер­кантильных интересов людей в качестве основных движущих сил их поступков. Однако постановка вопроса о существовании самостоя­тель­ных, принципиально противоположных нравственным законам пра­вил и принципов политической жизни сыграла огромную роль в ста­новлении позитивной социальной науки (теория политики была ос­вобождена от этики). Следующий шаг – превращение отдельных раз­мышлений на социальную тематику в систематические социаль­ные исследования – был делом уже новой эпохи – эпохи Нового времени.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.