Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Первые философские системы в Афинах



В V веке до н.э. в Афинах, в частности, благодаря развитию де­мократических форм управления, начинают складываться философ­ские школы, в центре внимания которых оказываются не столько воп­росы, связанные с познанием внешнего мира, сколько проблемы человека, его жизни в обществе, его поисков высших идеалов и ра­зумных принципов социального поведения. Именно этот период мож­но считать началом формирования научно-теоретического подхода к изучению общества.

Первой такой школой явилась школа софистов. Представители дан­ного течения впервые обратили внимание на сам процесс получе­ния человеком знаний о внешнем мире, об обществе и даже о самом себе, и обнаружили, что сам исследователь является весьма зна­чи­мым фактором познавательного процесса и что результат послед­не­го всегда зависит не только от свойств исследуемого объекта, но и от состояния самого субъекта познания. Отсюда вытекал их знамени­тый тезис – «человек есть мера всех вещей», требующий от субъекта кри­тического отношения ко всем усвоенным им из культуры ценнос­тям, в том числе и к правилам, и нормам социальной жизни. В итоге софис­ты распространили свой скептицизм даже на такое грандиозное культурное явление, каковым была античная религия и мифология. Так, по дошедшим до нас сведениям, главное произведение круп­нейшего представителя этого течения Протагора начиналось со слов: «О Богах я ничего не могу знать – ни того, что они есть, ни того, что их нет; ибо слишком многое мешает познанию этого – мешает как тем­нота предмета, так и непродолжительность человеческой жизни».

Чтобы адекватно понять значимость данного шага, не­об­ходимо ясно представить себе, как обстояло дело с отношением лю­дей к прин­ципам общественной жизни в рассматриваемою эпоху. В те годы, а речь у нас идет о самом начале V века до н.э., этическая жизнь Гре­ции только еще начинала делать пер­вые шаги в своем выходе за рам­ки ритуального, традиционного со­зна­ния, основной чертой которого являются абсо­лют­ность и незыблемость правил социального поведе­ния, отсутствие какой-ли­бо возможности для их критического осмысле­ния. Со­циаль­ные нор­мы и законы, господствующие в таком обществе, покоятся не на рацио­наль­ной аргументации, а на силе традиции, священности происхожде­ния, на суеверных представлениях о покро­вительстве им самих не­божителей. Именно поэтому даже старейши­ны, вожди, верховные жри­цы и прочие не смеют вносить каких-либо изменений в абсолют­ные, неподвластные времени принципы риту­аль­ной жизни. Но рубеж VI–V веков до н.э. внес существенные изме­нения в эти ста­биль­ность и покой. Как в силу внешних фак­торов (пер­сид­ское наше­ст­вие), так и факторов внутренних (разрушение пат­ри­архальной сис­темы), почти по всей Греции традиционные формы жиз­ни пришли в движение, и с социальных норм и принципов мед­лен­­но, но вер­но начал слетать освещавший их прежде божествен­ный ореол.

Конечно, критическое обращение софистов к основам греческой этики, будучи всего лишь первой попыткой рефлексивного осмыс­ле­ния человеком принципов своей общественной жизни, не могло не быть и односторонним, и излишне критичным. Как и в случае с познанием природы, главным итогом сделанного ими шага оказалось пол­ное отрицание даже самой возможности существования объек­тив­ных и истинных общественных нормативов. Мнение каждого чело­века о добром и злом, вне зависимости от его образования и нрав­ст­венных качеств, признавалось софистами как истинное и равноправ­ное с любыми другими этическими утверждениями, а укоренившиеся в сознании сограждан правила общественной жизни объявлялись не более, чем выдумками древних правителей и законодателей городов. Отвергая старые принципы, софисты, таким образом, практически не предлагали ничего взамен. Освободившись от гнета отживших свой век предрассудков, человек, принявший их точку зрения, оказывался лишенным всякого ориентира в окружающем мире, оставался, говоря словами одного известного философа, «один на один с окружающими его голыми стенами». Вполне естественно поэтому, что лишь только софистика в полной мере развернула свой интеллектуальный потен­циал и достигла определенной зрелости, в духовной атмосфере гре­чес­кого мира настоятельно назрела потребность в следующем шаге – в постановке вопроса о поиске каких-то новых, теперь уже разумных критериев добра и зла. Эту великую задачу взял на себя легендарный мудрец Сократ (470–399 до н.э.).

В лице Сократа мы видим одного из родоначальников метафизи­чес­кой традиции в истории социальной мысли – традиции, на крити­чес­ком преодолении которой в конечном счете (два тысячелетия спус­тя) вырастет социологическая наука. На первый взгляд, по­зиция Со­крата была схожа с точкой зрения софистов – как и послед­ние, он весь­ма прохладно относился к натурфилософским увле­че­ниям своих предшественников, считая, что единственно достойными философ­ско­го внимания проблемами являются проблемы человека. Кроме того, он всегда с воодушевлением принимал тотальный крити­цизм софистов, их нежелание следовать каким-либо иным автори­те­там, кро­ме авторитета собственной мысли. Однако его принци­пиаль­но не устраивал негативный результат, отрицание всего абсолютного, незыб­лемого, вечного, являвшийся, как правило, главным итогом всех рас­суждений мыслителей этой школы. По его же глубокому убеж­дению, критика и сомнение представляют собой лишь начало пу­ти, а осво­бож­дение от предрассудков – лишь первый шаг, сделав ко­торый, че­ло­век еще только должен приступить к самому главному – к самостоя­тельной выработке своих собственных устойчивых пред­став­лений и даже убеждений об истинном и ложном, о добром и злом, о прекрас­ном и безобразном.

Согласно Сократу, в любой человеческой душе изначально заклю­че­ны вечные, неизменные, божественные истины, выражающие со­бой как законы материального мира, так и этические принципы и нор­мы человеческого бытия. Более того, раз эти истины заключены в каждой человеческой душе, то и отыскать их в себе способен каж­дый, лишь бы только он сумел отворотить свой взгляд от суеты чувст­вен­ного, внешнего мира и обратить его во внутреннее духовное про­стран­ство собственного «Я». Таким образом, не исследование внеш­не­го бы­тия, которому отдавали безоговорочное предпочтение философы натурфилософской эпохи, а самопознание является ключом к откры­тию высших тайн и Космоса и человека. Отсюда вытекал и знаме­ни­тый принцип всей сократической философии «Познай самого себя». (По сведениям ряда историков, этот афоризм, принадлежавший одно­му из «семи мудрецов» Хилону, был высечен на стене храма Апол­ло­на в Дельфах. Посетивший в юности этот храм Сократ был настолько по­трясен глубиной этой фразы, что в конечном итоге сделал ее прин­ципом своего философского учения.)

Объявив каждого человека способным прийти к построению ис­тинной этической системы, Сократ положил начало формированию мо­ральной философии (см. 11). Фундаментальное развитие основ­ные положения его учения получили в философии Платона.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.