Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 13



 

1. Дайте определение этноса как социальной общности. Какими признаками обязательно обладает этнос, какими – не обязательно. Как вы думаете, почему именно эти признаки были выделены в ка­че­ст­ве обязательных признаков этноса? В чем причины устойчивости эт­нических общностей в современном мире? Всегда ли этнос является со­циальной группой? Почему?

2. Укажите основную историческую эволюцию этнополитических общ­ностей. Чем отличается социологическое значение термина «на­ция» от его обыденного словоупотребления? В чем принципиальное от­личие народности от нации? К какой парадигме – «эволюционной или «плюралистической» – тяготеет данная классификация? Почему род не является этнополитической общностью?

3. Укажите основные особенности этнополитического состава Рос­сии. К каким языковым семьям относятся наиболее многочисленные народы, населяющие Россию? В чем специфика национально-госу­дар­ственной политики России на протяжении всей ее истории? Как менялась эта политика в различные исторические периоды? Укажите основные этапы национально-государственного строительства в СССР. Дайте определение титульного этноса. Какой этнос является ти­тульным на территории вашего проживания?

4. Вспомните положительные и отрицательные примеры межэт­ни­ческого взаимодействия на территории региона вашего прожи­вания. Что конкретно могли бы вы посоветовать властям, чтобы из­бе­жать негативного опыта в этой сфере?

 

 

Основные термины и понятия

 

Нация– в российской традиции под этим термином понимается этнос или часть этноса, объединенные в рамках собственного этни­чес­кого государства или национально-территориального образования, вы­полняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.

Народность– этнополитическое образование, характерное для развитых аграрных обществ. Выделяется сословие, осуществляющее политическую власть. Внутренние рынки неразвиты. Экономическое единство обеспечивается за счет налогообложения, в основе которого лежит внеэкономическое принуждение.

Титульный этнос – этнос, давший название государственным и другим территориально-административным образованиям.

Этнос– социальная общность (квазигруппа или группа), объе­ди­няемая общим самоназванием и самосознанием (включая истори­чес­кий миф об общности происхождения), общим языком и культурой и отличающая себя от других таких же общностей.

 

 

Литература к теме

 

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 77–86.

 

Популярная:

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 11.

 

Дополнительная:

3. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 304–328.

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 7. С. 171–204.

 

 

Глава 14. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕСС ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ

Понятие социального института

 

Культура общества представляет собой сложную систему, основ­ным блоком которой является социальный институт. Понятие социа­ль­ного института в его современном значении, так же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновский.

Социальный институт – организованная система социальных свя­зей и норм, призванная удовлетворять основные потребности обще­ст­ва и входящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общест­венных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.

Таким образом, институты выполняют в обществе две основные функции:

– повышение эффективности удовлетворения данной потребности или группы потребностей;

– поддержание общественного порядка, предотвращение хаоса и неконтролируемой конкуренции между группами и индивидами в процессе удовлетворения потребностей.

 

 

Структура институтов

 

Институт включает в себя:

– социальную группу (или группы), осуществляющую удовлетво­ре­ние данной потребности. Разновидностью таких групп являются со­циаль­ные организации, призванные удовлетворять данные по­треб­ности;

– устойчивую совокупность норм, ценностей, образцов поведе­ния, технологических приемов, обеспечивающих удовлетворение потреб­нос­ти, а также систему символов, регулирующих отношения в этой сфе­ре деятельности (фирменная марка, флаг, обручальные кольца и т.д.);

– зафиксированное в общественном сознании идеологическое обоснование деятельности института, которое сам Малиновский на­зы­вал хартией. Хартия может оформляться как специальный до­ку­мент (например, программа политической партии, устав и учреди­тель­ные документ фирмы), а может существовать в устной традиции (например, система мифов, обосновывающих вражду, или наоборот – дружбу между соседними племенами);

– социальные ресурсы (строения, деньги, техника и т.д.), исполь­зуемые в деятельности института.

На каждом этапе развития общества выделяется свой набор инсти­тутов. Основными институтами современных обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья и т.д.

На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись другими институтами. Так, институт образования возникает лишь с появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная и социальная подготовка значительной части населения, т.е. когда сам процесс социальной и профессиональной подготовки выделяется из процесса воспитания. В Европе этот мо­мент принято относить к появлению и развитию системы обще­доступных школ и профессиональных учебных заведений (XVII–XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка молодежи к жизни осуществ­ля­лась в рамках других социальных институтов – семьи, кла­на, цеха, церкви. Многие исследователи считают, что в доин­дуст­риальных об­ществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производства и обмена регулировались дру­гими со­циальны­ми институтами (кланом, семьей, институтами ри­туаль­ного обмена).

С другой стороны, многие институты, существовавшие в обще­ствах прошлого и определявшие отношения в них, в современных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее значение (например, институт клана, институт кровной мести и т.д.).

 

 

Институты и общество

 

Социальные институты возникают вместе с возникновением обще­ст­ва. Количество социальных институтов не ограничивается каким-ли­бо жестким списком; однако в каждом обществе есть основные ин­ститу­ты, определяющие функционирование данного общества и его культуры.

Существуют социальные институты разного уровня – боль­шин­ство из них является частью более крупных институтов. Например, биржа – социальный институт, являющийся частью экономики.

Многие современные институты не существовали в обществах прошлого, хотя соответствующие потребности удовлетворялись (на­пример, экономика, государство, парная семья и т.д.).

Одни и те же институты в разных обществах устроены по-разному, нецелесообразно и невозможно автоматически копировать способы функционирования институтов даже самых развитых обществ в других условиях.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.