Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Представление об этнических общностях



 

Общество состоит из социальных общностей групп: родственных, производственных, поселенческих, социально-классовых, этни­чес­ких, политических, досуговых и т.д. Эти общности взаимопере­се­каются и накладываются друг на друга. Требования, предъявляемые отдельными общностями к индивиду, могут быть трудно­со­вмести­мыми и даже противоречить друг другу.

Даже самые устойчивые и замкнутые общества рано или позд­но рас­падаются или меняют свои границы; резко меняется состав граж­дан – вливаются новые миграционные потоки, происходит эмиг­ра­ция, разделение единого общества или, наоборот, объединение не­ког­да самостоятельных обществ. Все эти изменения приводят к форми­рова­нию этносов – больших социальных категорий, групп или ква­зи­групп, представители которых не обязательно образуют целост­ное об­щество (то есть этнос, как правило, не обладает всеми свой­ст­вами об­­щества). Например, этнос не обязательно занимает компакт­ную тер­­риторию или обладает суверенитетом. В то же время культурные и демографические характеристики этноса соот­ветст­вуют характе­рис­тикам общества. Этнос может быть частью какого-ли­бо общества или входить в состав нескольких обществ. Очень часто он образует основу ка­кого-либо общества, включающего в себя (наря­ду с ним) относи­тель­но малочисленные этнические груп­пы («меньшинства»).

Таким образом, этнос – это социальная общность (квазигруппа или группа), объединяемая общим самоназванием и самосознанием (включая исторический миф об общности происхождения), общим язы­ком и культурой и отличающая себя от других таких же общностей.

 

Свойства, которыми обязательно обладает этнос:

1. Самоназвание, которое может не совпадать с названием, кото­рые дают этому народу представители их этнического окружения. На­пример, армяне называют себя «хай».

2. Исторический миф об общности происхождения. Как правило, он отражает только часть реальной истории. Например, в состав русского этноса влилось несколько десятков, если не сотен, народов и этнических групп, но этническая история ведется только от вос­точ­ных славян.

3. Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором го­ворят все представители данного этноса. При этом отдельные ло­каль­ные его группы могут иметь и свои языки, и диалекты. Общеэт­ни­ческий язык не в обязательном порядке должен принадлежать только этому этносу. Например, по-английски говорят несколько этносов.

4. Общность культуры. Здесь, в первую очередь, имеются в виду те элементы, которые обеспечивают единство самосознания и комму­ни­кации: обрядность, фольклор, мифология и т.д. Однако внутри самого этноса, как правило, бывает большое количество локальных и социальных субкультур (например, купечество отличается от кресть­ян­ства и от дворянства). Важным элементом общеэтнической куль­ту­ры является профессиональное искусство.

 

Свойства, которыми не обязательно обладает этнос:

5. Наличие государственности. Существуют этносы, имеющие свое государство и не имеющие его в настоящее время или не имев­шиеникогда.

6. Компактность проживания. Имеется в виду как терри­то­риаль­ная компактность (то есть проживание на взаимно граничащих терри­ториях), так и этнополитическая (проживание в рамках одного госу­дар­ства). Даже этносы, имеющие государственность, обычно имеют значительные диаспоры за его пределами.

7. Единая религия. Как правило, культура каждого этноса тесно свя­зана с какой-либо одной конфессией. Тем не менее в составе боль­шинства этносов бывают многочисленные и влиятельные субкуль­ту­ры, базирующиеся на других конфессиях, а также религиозные секты; на­пример, православные чехи и поляки, русские баптисты, евреи-про­тестанты и т.д.

 

Этнос по сравнению с обществом обладает одним неоспоримым преимуществом, которое и обеспечивает ему сохранение роли на ис­то­рической арене. Он гораздо более стабилен по составу. Невозможно (или почти невозможно) насильно «инкорпорировать» иноэтническую груп­пу в состав этноса, в то время как с обществами такие «операции» про­делываются постоянно. Устойчивость границ, передача «этничнос­ти» по наследству от поколения к поколению через систему воспита­ния обуславливают важнейшую социальную функцию этноса в со­вре­мен­ном обществе. Он служит своеобразным «информационным фильт­ром», позволяющим людям, принадлежащим к каждому кон­крет­ному этносу, идентифицировать себя с определенной социальной группой и ориентироваться на ее нормы и ценности, вопреки постоян­но меняю­щемуся социальному окружению. Эта его функция осу­ществ­ляется именно благодаря устойчивому социальному составу – ведь постоян­ство норм и ценностей при смене поколения может обес­пе­чить только относительно постоянная по составу социальная группа.

Культура этноса не обязательно обладает свойством системности. Связано это с тем, что границы этноса в наше время весьма редко со­впа­дают с границами общества. Поэтому этнос совсем не обязательно имеет собственную систему жизнеобеспечения. Нельзя построить в Яку­тии (или любой другой автономной республике РФ) собственную якутскую экономику – система жизнеобеспечения неизбежно должна опираться на совместные усилия представителей других этносов и дру­гих регионов РФ. Отметим, что в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. идеи построения самостоятельных «национальных» эконо­ми­ческих систем на основе «традиционных трудовых навыков» весьма ак­тивно выдвигались представителями национальной интеллигенции ряда этносов России.

 

 

Этнос и нация

 

Значение понятия «нация» различается в русском и в за­падных язы­ках. В английском, немецком, французском под нацией понимает­ся совокупность граждан какого-либо государства, то есть в это поня­тие вкладывается, прежде всего, политическое содержание; принадлежность к нации не предполагает этнокультурного единства. Баски – часть испанской нации. Северные ирландцы – часть бри­танской нации.

В российской традиции под нацией понимается население, состав­ляю­щее самостоятельный этнос или часть этноса, объединенное в рам­ках собственного этнического государства или национально-тер­ри­ториального образования, выполняющего по отношению к этносу опре­деленные функции по воспроизводству культуры данного этноса.

Обычно этносы, давшие название государственным и другим тер­риториально-административным образованиям (округам, авто­ном­ным областям и т.д.), называются титульными. Такое наименование означает тот факт, что именем этноса называется государство либо ав­тономная республика или округ и ничего более.

Русская нация – это совокупность людей, причисляющих себя к рус­ской культуре и являющихся гражданами РФ. Остальное русское население мира входит в состав русского этноса. То же самое отно­сит­ся к армянам, евреям и представителям многих других этнических образований.

Компактные группы этноса, проживающие за пределами своего го­сударства (а также за пределами компактного расселения этносов, не имеющих государственности), называются этническими группами.

С этой точки зрения проблемным представляется вопрос, считать ли нациями титульные этносы автономных республик РФ. В Консти­ту­ции РФ нет прямых указаний на то, что республики и округа долж­ны обеспечивать воспроизводство культуры и самосознания титуль­ных эт­носов. Однако законодательство большинства таких террито­риаль­ных образований, а также реальная политика их руководства фак­ти­чес­ки такие функции осуществляет. Поэтому они могут считать­ся нациями.

Таким образом, нации являются этнополитическими общнос­тя­ми, в то время как этносы – этнокультурными.

Этнополитические общности имели свою историю развития. При­ня­то выделять три исторические формы этнополитических общ­ностей:

– племя (союз племен);

– народность;

– нация.

Эти формы различаются по двум основным факторам:

– по организации политической власти;

– по типу социальных и экономических связей, на которых бази­руются данные общности.

Иногда в этом ряду упоминается такая общность, как род. Однако из определения рода ясно, что он лишний в этом ряду, поскольку яв­ляется общностью экзогамной (браки между членами которой запре­щены), а следовательно, он не может самовоспроизводиться. Род – это подсистема племенного общества (см. 15).

В племенном обществе отсутствуют специальные сословия и клас­сы, осуществляющие политическую власть. Его экономической базой является присваивающее хозяйство (собирательство, охота), а также при­митивное земледелие и скотоводство. Связи между отдельными родами и поселениями осуществляются за счет ритуального обмена.

Народность – этнополитическое образование, характерное для развитых аграрных обществ. Выделяется сословие, осуществляющее политическую власть. Внутренние рынки неразвиты. Экономическое единство обеспечивается за счет налогообложения, в основе которого лежит внеэкономическое принуждение.

На этом этапе преобладает механическая солидарность (по Дюрк­гейму). Результатом этого являются слабые внутренние культурные свя­зи, наличие большого количества локальных субкультур («этно­гра­фи­ческих групп» – не путать с этническими!), многообразие диалектов.

Нация возникает на этапе индустриального развития. Основой фор­­мирования нации является развитие внутренних рынков, укрепле­ние внутринациональных культурных связей, преобладание единых язы­ковых стандартов, т.е. формирование общенационального языка.

Племенные союзы, народности, нации могут сохранять этни­чес­кую преемственность; однако, как правило, этнический состав насе­ле­ния на каждом новом этапе заметно меняется. Например, велико­рус­ская народность XIV–XVIII вв. включала в себя множество племен и народов, не имевших отношения к племенным союзам восточных славян IV–VI вв.; русская нация, сформировавшаяся с развитием ка­питализма в XIX в., включила в себя еще более широкий круг «этни­чес­ких компонентов».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.