Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Два подхода к проблеме многообразия культур



 

И в научных кругах, и в обыденном сознании постоянно сопри­ка­саются и соперничают две позиции, две точки зрения относительно природы разнообразия человеческих культур и его дальнейших судеб. Одна из этих точек зрения условно может быть названа «эволю­цио­низ­мом», другая – «плюрализмом».

Согласно эволюционной точке зрения, все человечество, все на­роды и культуры, составляющие его, развиваются по одному и тому же пути. Культурные и социальные различия между ними объяс­няются главным образом тем, что одни народы ушли далеко вперед, в то время как другие от них значительно отстали. Но если «отстав­шим» народам дать возможность самостоятельного развития, то они не­избежно выработают те же культурные формы, что и «продви­ну­тые» народы. Поэтому одна из исторических функций «продвинутых» на­родов состоит в том, чтобы помочь подтянуться «отставшим».

Противоположная плюралистическая точка зрения на историю сво­дится к тому, что человечество состоит и всегда состояло из не­скольких относительно независимых друг от друга цивилизаций, каж­дая из которых опирается на свои, присущие только ей, культурные ценности. Все цивилизации рождаются, живут и умирают, как живой ор­ганизм; и в этом отношении они проходят одни и те же стадии. В от­личие от эволюционистов, сторонники плюралистического взгля­да не считают, что одни культуры более развиты, чем другие – они прос­то раз­ные, и взаимодействие между ними далеко не всегда спо­соб­ствует прогрессу; к тому же и само понятие «прогресс» большинст­во сто­рон­ни­ков плюралистического взгляда не приемлет (подробнее см. 19). По их мнению, каждая культура («цивилизация») в конечном ито­ге при­ходит к гибели в результате внутренних причин и не одна из них не является более прогрессивной по сравнению с любой другой.

Представители эволюционного подхода: О.Конт. Г.Спенсер, У.Рос­тоу, Э.Дюркгейм и др. Представители плюралистического подхода: Н.Я.Данилевский, П.А.Сорокин, А.Тойнби, О.Шпенглер, Л.Н.Гумилев, С.Хантингтон и др.

Таким образом, различия между двумя подходами сводятся к сле­дующим пунктам:

1. Единство культурных основ цивилизации. Эволюционисты настаивают на единстве мировой цивилизации и общности принци­пов, лежащих в основе отдельных культур. Плюралисты акцентируют внимание на множественности циви­ли­заций Земли и различии прин­ци­пов, лежащих в ос­но­ве их культур;

2. Стадиальность развития цивилизаций. Эволюционисты счи­тают, что каждая цивилизация – лишь стадия на маршруте общего раз­вития человечества. Плюралисты предполагают, что в истории пре­­об­ладает независимое развитие цивилизаций, каждая из которых про­ходит одни и те же стадии;

3. Отношение к взаимодействию цивилизаций. Эволюционисты рассматривают взаимодействие цивилизаций в качестве одного из основных источников развития человечества. Сторонники плюралис­тического подхода разделились на тех, кто под­черкивал второсте­пен­ность межкультурных контактов для разви­тия цивилизаций (Тойнби), и тех, кто считал такие контакты бес­по­лезными и даже губительными (Шпенглер, Гумилев);

4. Перспективы взаимопонимания цивилизаций. Согласно эволю­цио­низму, поскольку все культуры основаны на од­них и тех же прин­ци­пах, взаимопонимание между ними затрудняется лишь языковым барьером, который нетрудно преодолеть. С точки зрения последова­телей плюрализма, эффективное взаи­мо­по­ни­мание между цивилиза­ция­ми невозможно – можно «выучить» сим­во­лы, но нельзя понять их «смыс­лов», специфичных для каждой культуры.

Принятие той или иной концепции относительно культурного мно­­гообразия в каждый конкретный момент истории, в каждой кон­кретной ситуации имеет не только теоретические, но и геополи­ти­чес­кие аспекты. Например, эволюционизм может служить основа­нием концепции отсталости некоторых национальных культур. Плю­ра­лизм в крайних формах используется как идеологическое обосно­вание национальной (цивилизационной) замкнутости.

Каждая из этих крайних позиций вряд ли когда-либо востор­же­ствует окончательно – в каждой из них содержится элемент истины. По­этому во второй половине XX в. уже не было ни чистых «эволю­цио­нистов», ни чистых «плюралистов».

Согласно эволюционизму, различие между культурами обус­лов­лено тем, что разные народы (цивилизации) находятся на разных сту­пе­нях общего для всех процесса развития. Как раз в рамках дан­ного под­хода выделяются два типа обществ – «традиционное» и «со­вре­менное».

Основные отличия между этими типами обществ авторы кон­цеп­ции видели не только в уровне используемых технологий, но прежде всего в принципиальном различии социальной структуры и со­циаль­ных процессов.

В традиционных обществах основное значение для определения по­зиции человека имеют предписанные статусы, а в современном – до­стигаемые статусы.

Социальные слои и группы, составляющие структуру тради­цион­но­го общества, более закрыты, в то время как в современном общест­ве – более открыты. Как следствие – уровень социальной мобильности в современных об­ществах значительно выше, чем в традиционных.

Наконец, современные общества основаны на высокой степени про­фессиональной дифференциации, направленной против универ­саль­ности трудовых навыков, преобладающих среди населения тради­цион­ных обществ. Деление обществ на традиционные и современные приводит к концепции «модернизации». Под модернизацией в западной (прежде всегоамериканской) социологии понимался процесс превра­щения аграрных и других доиндустриальных обществ в общества современные, то есть индустриальные и постиндустриальные. Пред­по­лагалось, что при этом должно происходить не только заимство­ва­ние передовых (то есть западных) технологий, но и формирование со­циальной структуры и системы ценностей, максимально прибли­жен­ных к западным (в основном американским) образцам. Попытка практического применения понимаемой таким образом модернизации в экономической и социальной политике привела к крайне нега­тив­ным процессам во многих странах, в том числе и в России. Изме­не­ния ценностей и структуры общества, конечно, неизбежны, но они не могут происходить ускоренными темпами за счет слепого копиро­ва­ния западных образцов и без учета национального опыта.

 

 

Типологии культур

 

Концепция дихотомии «традиционного» и «современного» об­ществ подверглась весьма жесткой критике со стороны большинства исследователей конкретных обществ. Обнаружилось два факта. Во-первых, многие «современные», а тем более «традиционные» общест­ва не отвечают сформулированным критериям. Во-вторых, между об­ществами, которые все же можно с определенной вероятностью отнестик традиционным или современным, существовали и сущест­ву­ют очень большие культурные различия, которые не исчезают даже пос­ле смены технологической базы данного общества.

Поэтому параллельно социологи и антропологи, опираясь на ма­териалы конкретных исследований, разрабатывали более детальные типологии культур. Идея плюрализма культур, родившись еще в конце XIX в., вновь стала актуальной в 1960-е годы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.