1. Дайте определение социального контроля, укажите основные составляющие механизма его реализации. Укажите, что является объектом социального контроля. Дайте определение социальной санкции, приведите примеры позитивных и негативных, формальных и неформальных социальных санкций. Какие из них, с вашей точки зрения, являются наиболее значимыми в современном мире? Как с развитием человечества менялось соотношение формального и неформального социального контроля, позитивного и негативного, внешнего и внутреннего? Вспомните знакомые вам проекты идеальных государств будущего. Какой тип социального контроля там преобладает? Как вы думаете, почему именно этот тип социального контроля был избран авторами данных моделей в качестве идеального? Приведите примеры ситуаций, когда одно и то же поведение в различных странах и в различные исторические эпохи рассматривалось как конформное и девиантное. Можно ли назвать Сократа, Бруно, Галилея девиантами?
2. Назовите основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения. Функционалистские концепции отклоняющегося поведения. Укажите общие черты и различия в подходах Дюркгейма и Мертона к объяснению природы аномии и отклоняющегося поведения. Укажите основные типы отклоняющегося поведения в концепции Мертона, понятия терминальных и инструментальных ценностей, их соотношение. Конфликтологические концепции отклоняющегося поведения. Понятия первичной и вторичной девиаций. Отклоняющееся поведение как следствие социального неравенства, как следствие несовершенства самой нормативной системы общества. Роль отклоняющегося поведения в развитии общества.
Основные термины и понятия
Аномия – утрата значительной частью общества или социальной группы центральных для системы ценностных ориентации.
Конформизм – поведение индивидов и групп, соответствующее принятым социальным нормам и ценностям.
Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов по отношению к ролевым ожиданиям и основным ценностям общества (группы).
Санкции социальные – совокупность средств внешнего воздействия на личность, обеспечивающих конформное поведение членов какой-либо социальной группы (общества).
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 59–71.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996, гл. 10.
Дополнительная:
3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 5, с. 92–116.
4. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 197–242.
Глава 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ
Понятие социализации
Социализация – совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Социализация – это процесс усвоения человеком культуры общества. Понятия «общество» и «культура» будут введены нами ниже (3.7, 3.10). Однако нормы, ценности, навыки, роли – это основные элементы культуры; их усвоение происходит в конкретных социальных группах. Поэтому мы рассмотрим процессы социализации именно здесь. Социализация включает в себя две стороны. Во-первых, это процесс усвоения культуры, групповых норм и ценностей; во-вторых, формирование «Я» – личности человека.
Понятие личность отличается от понятия индивид. Под «личностью» (personality, англ.) понимается конкретный человек во всем богатстве его биологических и социальных черт. Таким образом, «личность» – одно из самых содержательных понятий социологии, в то время как «индивид» – понятие бедное, не предполагающее никаких или почти никаких предварительных знаний по психологии, социобиологии, социологии.
Теоретические основания изучения личности заложил З.Фрейд (1856–1939), впервые выделивший два компонента личности: «бессознательное» («Id») и социальное ценностно-нормативное начало («Superego»). Собственно личность как совокупность индивидуальных типологических особенностей человека («Ego»), сoгласно Фрейду, формируется на пересечении этих двух компонентов.
Нередко социализация рассматривается исключительно как процесс воспитания и обучения в молодости и детстве. Однако такое понимание односторонне. Человек проходит процесс социализации в течение всей жизни, поскольку на каждом этапе ему приходится усваивать культуру новых социальных групп и слоев, в которые он «перемещается» по мере прохождения жизненного пути.
Кроме нормального процесса социализации, существует т.н. ресоциализация, когда новое социальное окружение ломает, в корне меняет все сложившиеся ранее представления человека о жизни.
Теории социализации
Вплоть до конца XIX в. в европейской и американской науке преобладали теории воспитания, берущие начало от работ просветителей (человеческая психика как «табула раса» («tabula rasa», лат.) – чистая доска, которую необходимо заполнить содержанием через воспитание) или от этического учения И.Канта (моральные принципы, единые для всего человечества, изначально присущи человеческой психике, и задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность проявиться этим принципам). При всех различиях, существовавших между этими подходами, они не могли объяснить реальных процессов, происходивших в человеческом обществе.
Почему столь различны нормы и ценности, управляющие поведением людей? Почему молодые люди, которым в школе прививались одни и те же моральные принципы, так сильно различаются и по характеру, и по жизненному пути? Эти вопросы не случайно возникли в конце XIX в.; именно в этот период происходит окончательная трансформация традиционного европейского общества в индустриальное, а затем – в постиндустриальное.
Возникает несколько фундаментальных теорий социализации, составляющих основу современного понимания этого процесса.
Теория Фрейда
Задача теории З.Фрейда – объяснить причины психологических конфликтов, возникающих у современного Фрейду европейца, как в процессе первичной социализации (в детстве), так и в зрелом возрасте. В основе его концепции лежит так называемая «трехчленная модель», которая выделяет в психике человека три уровня: «Id» («Оно»), «Еgo» («Я») и «Superego» («Сверх Я»). Уровень «Id» является источником неосознанных, иррациональных влечений, которым противостоит уровень «Superego». Последний как раз и представляет воспринятые человеком социальные нормы, ценности, правила, о которых речь у нас шла в предыдущих главах. Главная функция этих норм, согласно Фрейду, – ограничить естественные влечения человека. Одним из основных влечений, в отношении которых культура накладывает определенные запреты, являются влечения сексуальные. Ареной борьбы «Оно» и «Сверх Я» становится человеческое «Я». Когда это противостояние достигает определенного предела, оно в виде комплекса вытесняется в бессознательную область. Однако будучи удаленным из рациональной сферы, этот комплекс проявляется в различных неосознанных действиях человека – начиная от немотивированных, на первый взгляд, оговорок и поступков и заканчивая областью сновидений, где вытесненные влечения всплывают в определенной «зашифрованной», символической форме. Существуют универсальные, «общечеловеческие» комплексы, вроде известного «комплекса Эдипа», а есть также индивидуальные, связанные с особенностями процесса социализации. На основании подобных подходов Фрейд объяснял самые различные черты человека, как эгоизм, альтруизм, а также всевозможные психические отклонения, например садизм и мазохизм.
Как видим, концепция Фрейда базируется на крайнем противопоставлении индивидуальности человека, его естественных влечений, с одной стороны, и социокультурных норм, с другой.
В психологической литературе такую позицию часто называют противопоставлением «натуры и культуры». При таком подходе индивидуальность человека, так или иначе, рассматривается как нечто, заданное природой, тогда как социальный мир выступает лишь в качестве «обобщающего фактора», модифицирующего собой исходную, врожденную уникальность индивида. Однако в теме «Социальный контроль» (см. 4) мы уже видели, что общество порождает не только восприятие человеком определенных норм, но оно же (зачастую) является источником отклонений от них.
Более того, как показал Э.Дюркгейм (см. 23.3), такая характеристика человека, как непохожесть на других, неповторимая индивидуальность и т.д., сама является продуктом исторического развития. В обществах, где нет разделения труда, нет и человеческой индивидуальности, поскольку все человеческое существо поглощено всех унифицирующими нормами коллективного сознания. Непохожими, разными люди становятся только в обществах, где формируется разделение труда, и чем в большей степени развито последнее, тем больше различий между людьми мы обнаруживаем.
Получается, что общество задает не только общие для всех, от природы различных людей, социальные правила и нормы, но и формирует саму неповторимую индивидуальность человека. Однако для осмысления данного факта требовались иные, методологически более сложные, по сравнению с противопоставлением «натуры и культуры» подходы к пониманию отношений между обществом и человеком. Такие подходы в психологии и философии и формировались в течение первой половины ХХ века.