Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 4



 

1. Дайте определение социального контроля, укажите основные составляющие механизма его реализации. Укажите, что является объ­ектом социального контроля. Дайте определение социальной санк­ции, приведите примеры позитивных и негативных, формальных и не­формальных социальных санкций. Какие из них, с вашей точки зрения, являются наиболее значимыми в современном мире? Как с развитием человечества менялось соотношение формального и не­фор­мального социального контроля, позитивного и негативного, внеш­него и внутреннего? Вспомните знакомые вам проекты идеаль­ных государств будущего. Какой тип социального контроля там преоб­ладает? Как вы думаете, почему именно этот тип социального конт­роля был избран авторами данных моделей в качестве идеального? Приведите примеры ситуаций, когда одно и то же поведение в раз­личных странах и в различные исторические эпохи рассматривалось как конформное и девиантное. Можно ли назвать Сократа, Бруно, Галилея девиантами?

2. Назовите основные подходы к объяснению отклоняющегося по­ве­дения. Функционалистские концепции отклоняющегося поведения. Укажите общие черты и различия в подходах Дюркгейма и Мертона к объяснению природы аномии и отклоняющегося поведения. Ука­жи­те основные типы отклоняющегося поведения в концепции Мертона, понятия терминальных и инструментальных ценностей, их соотно­шение. Конфликтологические концепции отклоняющегося пове­дения. Понятия первичной и вторичной девиаций. Отклоняющееся поведение как следствие социального неравенства, как следствие не­совершенства самой нормативной системы общества. Роль откло­няю­щегося поведения в развитии общества.

Основные термины и понятия

Аномия – утрата значительной частью общества или социальной груп­пы центральных для системы ценностных ориентации.

Конформизм – поведение индивидов и групп, соответствующее при­нятым социальным нормам и ценностям.

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью кото­рых общество или социальная группа гарантируют конформное по­ведение его членов по отношению к ролевым ожиданиям и основным ценностям общества (группы).

Санкции социальные – совокупность средств внешнего воздействия на личность, обеспечивающих конформное поведение членов какой-либо социальной группы (общества).

 

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 59–71.

 

Популярная:

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996, гл. 10.

 

Дополнительная:

3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 5, с. 92–116.

4. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 197–242.

 

Глава 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ

Понятие социализации

 

Социализация – совокупность способов формирования навыков и со­циальных установок индивидов, соответствующих их социальным ро­лям. Социализация – это процесс усвоения человеком культуры об­щества. Понятия «общество» и «культура» будут введены нами ниже (3.7, 3.10). Однако нормы, ценности, навыки, роли – это основные эле­­менты культуры; их усвоение происходит в конкретных социаль­ных груп­пах. Поэтому мы рассмотрим процессы социализации имен­но здесь. Социализация включает в себя две стороны. Во-первых, это про­цесс усвоения культуры, групповых норм и ценностей; во-вторых, фор­мирование «Я» – личности человека.

Понятие личность отличается от понятия индивид. Под «лич­нос­тью» (personality, англ.) понимается конкретный человек во всем бо­гатстве его биологических и социальных черт. Таким образом, «лич­ность» – одно из самых содержательных понятий социологии, в то время как «индивид» – понятие бедное, не предполагающее никаких или почти никаких предварительных знаний по психологии, социо­био­логии, социологии.

Теоретические основания изучения личности заложил З.Фрейд (1856–1939), впервые выделивший два компонента личности: «бессоз­нательное» («Id») и социальное ценностно-нормативное начало («Su­perego»). Собственно личность как совокупность индивидуальных ти­пологических особенностей человека («Ego»), сoгласно Фрейду, фор­мируется на пересечении этих двух компонентов.

Нередко социализация рассматривается исключительно как про­цесс воспитания и обучения в молодости и детстве. Однако такое по­нимание односторонне. Человек проходит процесс социализации в течение всей жизни, поскольку на каждом этапе ему приходится ус­ваивать культуру новых социальных групп и слоев, в которые он «пе­ремещается» по мере прохождения жизненного пути.

Кроме нормального процесса социализации, существует т.н. ресоциализация, когда но­вое социальное окружение ломает, в корне меняет все сложив­шиеся ранее представления человека о жизни.

 

Теории социализации

 

Вплоть до конца XIX в. в европейской и американской науке преобладали теории воспитания, берущие начало от работ просве­ти­телей (человеческая психика как «табула раса» («tabula rasa», лат.) – чистая доска, которую необходимо заполнить содержанием через вос­питание) или от этического учения И.Канта (моральные принципы, единые для всего человечества, изначально присущи человеческой психике, и задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность проявиться этим принципам). При всех различиях, существовавших меж­ду этими подходами, они не могли объяснить реальных про­цес­сов, происходивших в человеческом обществе.

Почему столь различны нормы и ценности, управляющие пове­де­нием людей? Почему молодые люди, которым в школе приви­ва­лись одни и те же моральные принципы, так сильно различаются и по характеру, и по жизненному пути? Эти вопросы не случайно воз­никли в конце XIX в.; именно в этот период происходит окон­ча­тельная трансформация традиционного европейского общества в ин­дустриальное, а затем – в постиндустриальное.

Возникает несколько фундаментальных теорий социализации, составляющих основу современного понимания этого процесса.

 

Теория Фрейда

Задача теории З.Фрейда – объяснить причины психологических конфликтов, возникающих у современного Фрейду европейца, как в про­цессе первичной социализации (в детстве), так и в зрелом воз­рас­те. В основе его концепции лежит так называемая «трехчленная мо­дель», которая выделяет в психике человека три уровня: «Id» («Оно»), «Еgo» («Я») и «Superego» («Сверх Я»). Уровень «Id» является источни­ком неосознанных, иррациональных влечений, ко­торым противо­сто­ит уровень «Superego». Последний как раз и пред­ставляет восприня­тые человеком социальные нормы, ценности, пра­вила, о которых речь у нас шла в предыдущих главах. Главная функ­ция этих норм, со­гласно Фрейду, – ограничить естественные влечения человека. Одним из основных влечений, в отношении которых культура накладывает определенные запреты, являются влечения сексуальные. Ареной борьбы «Оно» и «Сверх Я» становится чело­ве­ческое «Я». Когда это противостояние достигает определенного пре­де­ла, оно в виде комп­лекса вытесняется в бессознательную область. Однако будучи удален­ным из рациональной сферы, этот комплекс проявляется в различных неосознанных действиях человека – начиная от немотивированных, на первый взгляд, оговорок и поступков и закан­чивая областью сно­видений, где вытесненные влечения всплы­вают в определенной «за­шифрованной», символической форме. Су­ще­ствуют универсальные, «общечеловеческие» комплексы, вроде известного «комплекса Эдипа», а есть также индивидуальные, связан­ные с особенностями процесса социализации. На основании подоб­ных подходов Фрейд объяснял са­мые различные черты человека, как эгоизм, альтруизм, а также все­возможные психические отклонения, на­пример садизм и мазохизм.

Как видим, концепция Фрейда базируется на крайнем проти­во­по­ставлении индивидуальности человека, его естественных влечений, с одной стороны, и социокультурных норм, с другой.

В психоло­ги­чес­кой литературе такую позицию часто называют противопоставлением «натуры и культуры». При таком подходе ин­дивидуальность человека, так или иначе, рассматривается как нечто, заданное природой, тогда как социальный мир выступает лишь в качестве «обобщающего фак­то­ра», модифицирующего собой исход­ную, врожденную уникаль­ность индивида. Однако в теме «Социаль­ный контроль» (см. 4) мы уже видели, что общество порождает не только восприятие человеком оп­ределенных норм, но оно же (зачас­тую) является источником от­кло­нений от них.

Более того, как показал Э.Дюркгейм (см. 23.3), та­кая харак­теристика человека, как непохо­жесть на других, неповто­ри­мая инди­видуальность и т.д., сама являет­ся продуктом исторического раз­вития. В обществах, где нет разделения труда, нет и человеческой ин­дивидуальности, поскольку все человеческое существо поглощено всех унифицирующими нормами коллективного сознания. Непо­хо­жими, разными лю­ди становятся только в обществах, где форми­руется разделение тру­да, и чем в большей степени развито последнее, тем больше разли­чий между людьми мы обнаруживаем.

Получается, что общество за­дает не только общие для всех, от природы различных людей, со­циаль­ные правила и нормы, но и фор­мирует саму неповторимую ин­дивидуальность человека. Однако для осмысления данного факта тре­бовались иные, методологически более сложные, по сравнению с про­тивопоставлением «натуры и культуры» подходы к пониманию от­но­шений между обществом и человеком. Такие подходы в пси­холо­гии и философии и формирова­лись в течение первой половины ХХ века.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.