Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура данного курса и его специфика



ВВЕДЕНИЕ

 

 

Зачем нужна социология школьнику или о том, как поль­зо­вать­ся этой книгой

Социологии нет в современной школьной программе как са­мостоя­тельного предмета, но тем не менее практически все ее ба­зовые темы входят в школьный курс «Обществознание». У читателя, впер­вые открывающего данную книгу, естественно возникает вопрос: в чем в таком случае смысл и назначение этого учебника, по­свя­щен­ного изложению основ исключительно социо­логической науки? Разве для поступления в вузы и университе­ты недостаточно знаний, кото­рые можно почерпнуть из современ­ных учебных пособий по общест­во­зна­нию, тем более что в последние годы среди них появи­лись изда­ния, специально подготовленные для профильных классов?

Во введении к нашему учебнику мы постараемся ответить на дан­ный вопрос, а также рассказать о том, какие материалы и почему в не­го включены и как оптимально ими пользоваться школьнику, абиту­риенту, учителю обществознания, преподавателю подготови­тельных курсов.

Обществознание – парадоксальный предмет. По данным опросов, оно редко называется школьниками в качестве любимой дисциплины. Тем не менее его популярность среди школьников неуклонно растет, и в 2011 г. единый экзамен по данному предмету (наряду с биологией) решило сдавать наибольшее число школьников России. Причина такого интереса понятна – практически на все факультеты социально-экономической направленности результаты ЕГЭ по обществознанию при­нимаются сегодня в качестве вступительных испытаний. Однако, несмотря на первен­ство по популярности, количество высших баллов по данному пред­ме­ту оказывается весьма невысоким. В 2010 г. 80 бал­лов и более на­брало менее 1% участников, что в 4 раза ниже соот­ветствующих по­казателей по русскому языку, почти в 8 раз – по анг­лийскому языку, и оказывается сопоставимым с ре­зультатами по математике! А ведь абитуриент, набравший на данном экзамене менее 80 баллов, как правило, не может рассчитывать быть зачисленным на бюджетное отделение престижного университета. По­лучается, что, притягивая к себе наибольшее число абитуриентов, данный экзамен в то же время оказывается источником наибольшего числа разочаро­ваний. Случай­но ли? Не заставляют ли данные факты задуматься о на­личии некоей серьезной бреши как в существующих учебных ма­териалах, так и в самом подходе к преподаванию обществознания?

Сегодня обозначилась и другая значимая тенденция в данной об­лас­ти – рост популярности олимпиад по обществознанию среди стар­ше­классников и количества призеров и победителей олимпиад, реко­мен­до­ванных к зачислению без экзаменов в престижные вузы и уни­верси­те­ты. Так, если в первой Всероссийской олимпиаде по обще­ствозна­нию, проходившей в Кирове в 2000 году, был один по­беди­тель и все­го несколько призеров, то количество победителей на со­­временных олим­пиадах всех уровней измеряется десятками, а ко­ли­чество при­зеров сотнями человек. Поэтому не будет преуве­личе­нием сказать, что олимпиады по обществознанию сегодня становятся само­стоя­тель­ным, причем в определенной степени массовым кана­лом поступ­ле­ния школьников в крупнейшие высшие учебные за­ве­дения России. Но успех школьника на любых олимпиадах требует его серьез­ной до­полнительной подготовки. Литература для дополни­тельного образова­ния по другим дисциплинам школьной программы есть в достаточном количестве, но могут ли существующие сегодня учебные материалы по обществознанию стать адекватной основой для такой подготовки?

Учебники по обществознанию традиционно были и продолжают оставаться объектами весьма серьезной и порой не лишенной осно­вания критики. Тем не менее в последнее десятилетие они претер­пели весьма серьезную эволюцию, и сегодня на отечественном рынке появился ряд учебных текстов, подготовленных высоко­профес­сио­наль­ными коллективами авторов, в основных позициях соот­вет­ствующих базовым положениям современных социальных наук[1]. Однако развитие таких учебников, в первую очередь, шло в направ­лении наполнения их дополнительным содержанием и новым мето­дическим сопровождением и весьма слабо затрагивало их структу­ру. Последняя же в полной мере соответствует идеологии общест­во­зна­ния как некоего синтетического предмета, объединяющего и обоб­щающего в себе представления основных социальных дисциплин о различных сферах жизни современного общества. Своеобразная система таких сфер (социальная сфера, духовная сфера и т.д.) и сос­тавляет базовый костяк структуры наиболее известных сегодня учеб­ников по общест­вознанию.

Для ученика, чья задача получить лишь общие сведения о жизни общества, подобный способ построения учебного курса не просто пра­вомерен, но, наверное, является наиболее эффективным. И не слу­чай­­но, что в области наук о природе сегодня сформировался анало­гич­ный школьный курс «Естествознание», ориентированный на уче­ни­ков, не планирующих связывать свою судьбу с исследованием законов мате­риального мира. Однако вряд ли кто-либо будет посту­пать в знаме­нитый «Физтех», ограничившись изучением лишь посо­бия по подоб­но­му курсу и не проштудировав учебников по физике, химии, мате­матике. То же самое можно сказать и о социально-гума­ни­тарных и социально-экономических факультетах, поступление на которые пред­полагает получение высоких, а порой и высших баллов на ЕГЭ по обществознанию, либо достижения призовых мест на соот­вет­ствую­щих олимпиадах. Для решения подобных задач учебника, по­строен­ного на изложенных выше принципах, оказывается уже не­достаточно, здесь появляется необходимость хотя бы в кратком ознакомлении с современными социальными науками в отдельности (прежде всего с социологией[2]) как с системами специфических подхо­дов к изучению общественной жизни. А литературы подобного типа на сегодняшнем российском рынке почти нет.

Кто-то давно придумал удачную аналогию, сравнив науку не с не­ким набором готовых знаний, а с «ящиком с инструментами». Подоб­но тому, как с одним и тем же куском дерева совершенно разными спосо­бами и инструментами будет работать дровосек, красно­дерев­щик или плотник, одни и те же явления и сферы об­щес­тва по-раз­ному и с различными целями будут исследоваться со­циологом, философом, эко­номистом. Все социальные науки, так или иначе, имеют дело с об­ществом как с объектом исследования, а не­ред­ко да­же изучают одни и те же его стороны и аспекты, однако де­лают они это разными (а порой и противоположными) методами. Так, напри­мер, «духовная сфера общества» в явном виде изучается, по край­ней мере, тремя нау­ками: социологией, философией, культу­рологией, а в неявном ее затрагивают и право, и экономика, и полито­логия. То же самое можно сказать практически о любой другой сфере общест­ва[3]. Концепция «синтетического предмета» как раз и остав­ляет за кадром или в луч­шем случае дает фрагментарное представ­ление о специфи­ческих подхо­дах различных наук к изучению одних и тех же явлений общества.

Экономист, например, практически всегда исходит из примата индивидуальных рациональных действий человека, а макросо­циаль­ные явления выглядят в его моделях как нечто вторичное и произ­вод­ное. Напротив, социолог рассматривает действия человека как опре­де­­ляемые господствующими в его группах и общностях социальными нормами и стереотипами. Поэтому большой интерес для социолога представляет этическая сфера, понимаемая им как система реально функционирующих в обществе социальных норм, основанных на определенных представлениях о добре и зле, которым в своем поведе­нии подчиняется подавляющее большинство его членов. Фи­ло­соф же, обращаясь к этике, задается вопросом о высшем принципе морали, которым должны руководствоваться люди, и тот факт, что ни в одном из известных обществ данный принцип не является господ­ствующим правилом реальной жизни, ничуть его не смущает. Все три науки обсуждают, как видим, общую проблему – человеческое пове­де­­ние и факторы, влияющие на него, но подходят к ее решению, опи­раясь на совершенно разные методы и модели. И если в рамках одной главы рассказать о различных подходах к этике, человеческому пове­дению, свободе и т.д., которые существуют в социальных науках, то это может быть очень полезным для общей эрудиции ученика, но никогда не позволит сформироваться навыкам решения конкретных задач ме­тодами конкретных наук. Каждая наука – это не просто на­бор, это система инструментов, и понять по-настоящему назначе­ние каж­дого и уж тем более овладеть им возможно лишь в том слу­чае, если сама наука изучается как единое системное целое.

Но разве приходится школьнику или даже абитуриенту сталки­ваться с необходимостью решения подобных задач? В том-то все и дело, что приходится, и с каждым годом таких задач на конкурсах, олимпиадах и экзаменах становится все больше. Конечно, части «А» и «В» заданий единого государственного экзамена по обществознанию требуют наличия у учащегося лишь определенных знаний и умения оперировать ими на уровне простейших логических соображений. Однако совершенно иной характер носят задания же части «С», кото­рые нацелены на выявление способности выпускника творчески приме­нять имеющиеся у него знания для решения конкретных ситуа­ций, что предполагает овладение теоретическим инструментарием со­циаль­ных наук. В заданиях же типа С9, выполнение которых может принести выпускнику наибольшее количество баллов, требование «раскрыть тему в логике заданной науки» является не прос­то четко сформулированным, но в современной системе оцени­вания играет роль блокирующего фактора: если тема раскрыта с позиции иной, по сравнению с заданной, дисциплины, за задание ставит­ся ноль баллов, даже при его безупречном выполнении с точки зрения ос­тальных критериев оценивания. Что же касается конкурсов иссле­довательских проектов и олимпиад по обществознанию, то креа­тивное решение определенных нестандартных заданий является в их рамках основным требованием к участникам.

Данными соображениями определяются основные задачи настоя­щего учебника – сформировать у учащихся представление о социо­логии как целостной дисциплине, а также дать возможность на эле­ментарном уров­не овладеть ее методами и подходами с целью успеш­ного выпол­нения заданий ЕГЭ и выступления на олимпиадах.

Поставленными задачами определяется и структура книги – она сос­тоит из трех частей – теоретической, методической и практичес­кой.

За­дача первой части (разделы 1–4) – дать системное изложение основ современной со­цио­ло­гии в объеме, заданном действующей школьной программой по обществознанию. Будучи кратким изложе­нием системы социологических понятий в их внутренней логике и взаимосвязи, данная часть не претендует на полный содержательный охват всем тем курса. При этом каждая глава этой части снабжена списком рекомендуе­мой лите­ратуры, в котором указываются соответ­ствующие теме раз­де­лы в учебниках по обществознанию и научно-популярных кни­гах по социологии, а также даются ссылки на класси­чес­кие учебные мате­риалы по социологии и научные тексты. Опи­раясь на последние, школь­ник может написать реферат, конкурсную работу и т.д., а пре­подаватель почерпнуть дополнительные сведения для своих занятий.

Успех на ЕГЭ и олимпиадах определяется не только знанием и пониманием фундаментальных основ социальных дисциплин. Важ­ней­ший, необходимый здесь навык – умение действовать адекватно требованиям форматов различных заданий. Этим определяется за­дача второй – методической – части нашего книги (раздел 5). Изучая ее, чи­та­тель познако­мится с большим набором практических приемов и ме­тодов овладе­ния ими, позволяющих избежать стандартных оши­бок в тестовых зада­­ниях, а также заданиях, предполагающих напи­сание самостоя­тель­ного текста. Не секрет, что задания ЕГЭ и олим­пиад содержат мно­жество «подводных камней», и чтобы избе­жать их, необходимо не только в совершенстве знать предмет, но и четко дей­ствовать в соот­ветствии с требованиями форматов. Сколько раз случалось, что школьники, хорошо зная предмет, не полу­чали достой­ных оценок только потому, что по невни­ма­тельности или не имея соот­­ветствующих навыков неточно или неадекватно требо­ва­ниям отвечали на вопросы! Тонкости встречаются даже в са­мых прос­тых тестах, где надо выбрать один или несколько вариантов из ряда предложенных. Однако наибольшие сложности поджидают абиту­риента, когда пред­стоит дать развернутый ответ или написать не­боль­шое эссе. К сожа­лению, таким навыкам практи­чески не обучают в современной школе, где обществознание, как и прежде, относится к «уст­ным предметам», а соответствующая мето­дическая литература практически отсутствует на современном рынке учебных текстов.

У авторов настоящего учебника есть почти 15-летний опыт подго­товки подобных заданий и их оценивания. Дело в том, что формат ЕГЭ и олим­пиад, прежде чем стать обязательным, апробировался в ряде вузов, в том числе и в Высшей Школе Экономики. Авторы этой кни­ги в течение всего этого времени курировали социологическую часть этого процесса. Кроме того, в процессе подготовки данного изда­ния были проанализированы задания ЕГЭ и олимпиад последних лет, а также типичные ошибки, допускавшиеся соискателями.

Наработанный опыт обобщен в последних четырех главах книги (раздел 5), которые целиком посвящены методическим вопросам подготовки к олимпиадам и ЕГЭ. В данном разделе последовательно рассматриваются типичные логические, психологические и прочие ловушки в тестах, не связанные непосредственно с их содержанием, но нередко играющие на испытаниях роковую роль. Далее рас­смат­риваются методы подготовки к ответам на вопросы, предполагающим написание кратких текстов. Подобные задания часто встречаются на олимпиадах, а также в части «С» на ЕГЭ. Наконец, последние две гла­вы раздела посвящены правилам написания эссе на общество­ведчес­кие темы, а также методам их отработки. Эссе – самая «дорогая» часть на едином государственном экзамене, а в олимпиадных заданиях она очень часто является доминирующей, однако специальной мето­ди­ческой литературы по выполнению подобных заданий сегодня прак­ти­чески нет. В дан­ных главах рассматриваются как общие правила построения по­добных эссе, так и приемы написание самых распро­страненных заданий подобного типа – эссе на тему афоризма. Полу­ченные при изучении данных глав навыки пригодятся абитуриенту и в процессе дальней­шего обучения, и в жизни вообще, поскольку гра­мотно напи­сан­ный текст (деловой отчет, судебный иск и т.д.) часто играют ре­шающую роль в жизни человека.

Наконец, третья – практическая – часть книги (Задания) со­держит в себе тренировочные материалы для самоподготовки. Во-пер­вых, в ней приведены примеры типичных тестовых заданий, ис­пользовав­ших­ся на вступительных экзаменах, в олимпиадах, и близ­кие к тем, ко­торые включаются в ЕГЭ. Во-вторых, к каждой теме дается боль­шой список заданий, предполагающих написание само­стоятельного текста. Среди них есть тренировочные задания, позво­ляющие «в чис­том виде» отрабатывать определенные методичес­кие приемы, задания в форматах, принятых на ЕГЭ (типы заданий С5–С9), а также задания, близкие к тем, которые встречаются на современных олим­пиадах.

 

Структура данного курса и его специфика

Первое, к чему должны быть готовы наши читатели – к встрече с раз­нообразными, порой даже противоречащими друг другу точками зре­ния. Их изложение – вовсе не прихоть авторов, а неизбежность, свя­занная со спецификой современных социальных наук. В отли­чие, ска­жем, от физики, в которой существуют положения, признавае­мые прак­­тически всеми современными представителями этой дисципли­ны (например, истинность законов Ньютона при малых скоростях и дос­та­точно больших размерах), для общественных наук характерно отсут­ст­вие такого единства взглядов даже в отношении многих базо­вых прин­ципов. Особенно ярко это выражено в социологии, в кото­рой сущест­вует несколько магистральных направлений, базирую­щихся во многом на противоположных принципах и постулатах. Поэтому, в отличие от той же физики, социологию нельзя изложить в виде набо­ра готовых и бесспорных формул и правил, и, даже имея собственную позицию, авторы должны показывать столкновение самых разных точек зрения.

Множество точек зрения и подходов отнюдь не исключает точ­ности и строгости принятых в науке понятий и определений. Напротив, имен­но в этой ситуации они особенно важны – в противном случае, дис­кус­сия по действительно содержательному вопросу вполне мо­жет вы­родиться в бесплодный спор о словах. Определения – это важней­ший инструмент науки. Особую роль их точность играет в учебном про­цессе сегодня, когда на экзаменах и олимпиадах активно ис­поль­зуется тес­то­вая форма контроля знаний. Этой строгости понятий явно не хва­тает в современной учебной литературе по социологии и общес­тво­зна­нию.

Решить эту проблему можно, следуя двум принципам. Во-пер­вых, ис­поль­зо­вать определения понятий в том виде, как они были сфор­мули­рованы классиками социологической науки и как пред­ставлены в наибо­лее признанных монографиях и учебниках, что и сде­ла­ли авторы (см. спи­сок литературы). Во-вторых, разработать системати­чес­кий курс.

Что же это зна­чит – системность курса?

Возьмем такую науку, как гео­графия. Для понимания особен­нос­тей ландшафта Северной Аме­ри­ки не обязательно знать географию Африки, и наоборот. Совсем дру­гая ситуация в геометрии, где нельзя доказать теорему Пифагора без знания аксиом, а теорему косинусов – без знания теоремы Пифа­го­ра. В такой науке последовательность тем и понятий имеет принци­пи­альное значение. Также обстоит дело и в преподавании социологии.

В педагогике давно сложились определенные правила и принци­пы введения понятий. Изложение курса необходимо начинать с наи­более простого понятия, интуитивно ясного учащемуся.

Нам представляется, что одним из главных недостатков школь­но­го курса обществознания является его слабая систематизация. В част­­ности, социологические и социально-философские темы разбросаны в нем по разным разделам и даже по разным годам обучения. Нередко темы, являющиеся более сложными и многоплановыми, изучаются раньше, чем более простые и общие. Программа нашей подготовки, напротив, реализует дидактический прием, восходящий еще к Евкли­ду: подобно тому, как изучение геометрии начинается со знакомства с простейшей фигурой – треугольником, подобно этому наш социоло­гический курс начинается с изучения элементарного социального образования – социальной группы. Все последующие определения развивают и обогащают это понятие, а во всех вновь встречающихся понятиях и законах используются лишь те категории и правила, смысл которых был раскрыт ранее.

Изучив закономерности формирования, структурирования и раз­ви­тия социальных образований на микроуровне, можно перейти к изу­че­нию макросоциальных образований – к изучению общества. Усвоив все перечисленные выше понятия, абитуриент получает необ­хо­димую базу для того, чтобы перейти к освоению наиболее сложных и содер­жательных категорий социологии, в частности ка­тегории куль­тура. В свою очередь, категория культура раскрывается через анализ со­циаль­ных институтов (семья, религия, наука, образо­вание). Со­ци­аль­­ные институты по самому своему определению являются эле­мен­том и механизмом функционирования культуры на уровне об­щест­ва в целом. Подробное рассмотрение общества, его устрой­ства, спосо­бов функционирования и развития позволяет пе­рейти к изуче­нию гло­бальных проблем, касающихся всего че­ло­вечества. Такой подход не толь­ко значительно облегчает усвоение мате­риала, но и делает его привлекательным для читателей. Кроме того, он соответ­ствует струк­туре современного социологического знания.

Системность курса – важнейшая, но не единственная особенность данного книги. Основные проблемы современного социологи­чес­ко­го образования в России связаны с недостатком в учебниках обраще­ний к российским реалиям. Социология – не кабинетная наука. В ней, как и в естествознании, процесс познания всегда происходит че­рез сопо­став­ление гипотез с реальной жизнью, однако дей­стви­тель­ность дей­ствительности рознь. Например, законы внутригруппового взаимо­дей­ствия и процессов (структура лидерства, ролевые конф­ликты и т.д.) одинаковы в США и в России. Однако в этих странах различны структура образования, этнический, конфессиональный состав населе­ния, территориальная структура общества. К сожале­нию, читатели большинства отечественных, причем (как школь­ных, так и вузовских) учеб­ников вынуждены довольствоваться либо изучением чисто аб­стракт­ных поло­жений, либо обучаться социологии на американском материале. Учитывая это, авторы настоящей книги старались раскры­вать социо­логические категории на материале истории России и на реалиях ее сегодняшнего дня.

Недостаток многих курсов социологии состоит в том, что ее ос­нов­ные понятия рассматриваются в отрыве от практики. Создается впе­чат­ление, что социологические понятия и концепции разрабаты­ва­лись ис­ключительно для удовлетворения академических интересов. Вряд ли, однако, в этом случае социология приобрела бы такой вес в совре­мен­ном мире. В нашей книге мы постарались показать, какие имен­­но практические проблемы вызвали к жизни различные социо­ло­ги­ческие понятия и концепции. Этому вопросу специально посвя­щен первый параграф главы по истории социологических понятий (па­ра­граф 25.1); кроме того, отдельные фрагменты касаются этого воп­роса и в других разделах. Все эти знания, на первый взгляд, выходя­щие за рам­ки школьной программы, могут оказаться весьма полезны­ми аби­ту­риен­ту, когда он столкнется с необходимостью наполнить свой текст тео­ретическими рассуждениями и снабдить их конкретными примерами.

Наконец, последняя особенность нашей книги. Множественность точек зрения на общество, отсутствие единства взглядов на осново­по­лагающие принципы науки возникли не вчера, так что многие дискус­сии социологов сегодняшних дней являются отголосками споров, возникших в глубокой древности. Поэтому в полноценном социоло­гическом курсе обращение к основным этапам исторической эволю­ции социальной науки не просто дань уважения мыслителям прош­лого, но особый способ постижения современного состояния этой науки и ее нынешних проблем. Как говорится: «Кому ведомо прош­лое, тот владеет будущим». Поэтому в последних темах читатель встре­тится с кратким экскурсом в историю мировой социальной и социо­логической мысли, а также с обзором основных тенденций развития социологии в XX столетии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.